СКИ́ПЕТР
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКИ́ПЕТР (от греч. σϰῆπτρον – посох, опора, жезл, от σϰήπτω – опираться; лат. sceptrum, scipio), церемониальный жезл или посох. Прообразом С. служили, с одной стороны, посох, отличающий важное лицо (старейшину, вождя), с другой – ударное оружие типа булавы, топора, копья; вариантом С. является также древесная ветвь. Со С.-жезлами изображались боги и правители Месопотамии (рис.); церемониальный посох уас – одна из регалий егип. фараонов. Окончанием С., по-видимому, служили фигурные навершия бронзового и железного веков. В Древней Греции С. носили цари, жрецы, судьи, послы, глашатаи, ораторы. С. был атрибутом мн. богов, в особенности Зевса, как царя богов и бога-громовержца (через семантич. связь грома и молнии с ударным оружием; ср. двойной топор-лабрис как фетиш Зевса на Крите); позднее С. в виде посоха вошёл в иконографию Зевса, восходящую к статуе Фидия из Зевса храма в Олимпии. Сохранились этрусские золотые С. У римлян С. из слоновой кости (sceptrum eburneum) с навершием в виде фигурки орла носили триумфаторы (см. в ст. Триумф), с ним изображались императоры (см., напр., статую Августа из Прима-Порты – илл. к ст. Август); в эпоху поздней империи С. служил регалией консулов (к рим. С. по форме и семантике были близки фасции). В средние века С. в виде жезла стал регалией визант. императоров и европ. монархов (часто в сочетании с державой); в то же время ритуальный посох стал атрибутом высшего духовенства. В России С. впервые упоминается в связи с венчанием на царство Фёдора Ивановича (1584), окончательно утвердился в коронац. ритуале с венчания Михаила Фёдоровича (1613). В Оружейной палате в Москве хранятся С. Михаила Фёдоровича (изготовлен в Зап. Европе, кон. 16 в.; входит в состав регалий т. н. Большого набора), Алексея Михайловича (1658, Стамбул) и Петра I Алексеевича (последняя четв. 17 в., Кремлёвская мастерская).