Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКИ́ПЕТР

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 343

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С.
Ассирийский царь Ашшурнацирапал II (9 в. до н. э.) со скипетром. Стела. Британский музей (Лондон).

СКИ́ПЕТР (от греч. σϰῆπτρον  – по­сох, опо­ра, жезл, от σϰήπτω – опи­рать­ся; лат. sceptrum, scipio), це­ре­мо­ни­аль­ный жезл или по­сох. Про­об­ра­зом С. слу­жи­ли, с од­ной сто­ро­ны, по­сох, от­ли­чаю­щий важ­ное ли­цо (ста­рей­ши­ну, во­ж­дя), с дру­гой – удар­ное ору­жие ти­па бу­ла­вы, то­по­ра, ко­пья; ва­ри­ан­том С. является так­же дре­вес­ная ветвь. Со С.-жез­ла­ми изо­бра­жа­лись бо­ги и пра­ви­те­ли Ме­со­по­та­мии (рис.); це­ре­мо­ни­аль­ный по­сох уас – од­на из ре­га­лий егип. фа­рао­нов. Окон­ча­ни­ем С., по-ви­ди­мо­му, слу­жи­ли фи­гур­ные на­вер­шия брон­зо­во­го и же­лез­но­го ве­ков. В Древ­ней Гре­ции С. но­си­ли ца­ри, жре­цы, су­дьи, по­слы, гла­ша­таи, ора­то­ры. С. был ат­ри­бу­том мн. бо­гов, в осо­бен­но­сти Зев­са, как ца­ря бо­гов и бо­га-гро­мо­верж­ца (че­рез се­ман­тич. связь гро­ма и мол­нии с удар­ным ору­жи­ем; ср. двой­ной то­пор-лаб­рис как фе­тиш Зев­са на Кри­те); позд­нее С. в ви­де по­со­ха во­шёл в ико­но­гра­фию Зев­са, вос­хо­дя­щую к ста­туе Фи­дия из Зев­са хра­ма в Олим­пии. Со­хра­ни­лись эт­рус­ские зо­ло­тые С. У рим­лян С. из сло­но­вой кос­ти (scept­rum ebur­neum) с на­вер­ши­ем в ви­де фи­гур­ки ор­ла но­си­ли три­ум­фа­то­ры (см. в ст. Три­умф), с ним изо­бра­жа­лись им­пе­ра­то­ры (см., напр., ста­тую Ав­гу­ста из При­ма-Пор­ты – илл. к ст. Ав­густ); в эпо­ху позд­ней им­пе­рии С. служил ре­га­ли­ей кон­су­лов (к рим. С. по фор­ме и се­ман­ти­ке бы­ли близ­ки фас­ции). В сред­ние ве­ка С. в ви­де жез­ла стал ре­га­ли­ей ви­зант. им­пе­ра­то­ров и ев­роп. мо­нар­хов (час­то в со­че­та­нии с дер­жа­вой); в то же вре­мя ри­ту­аль­ный по­сох стал ат­ри­бу­том выс­ше­го ду­хо­вен­ст­ва. В Рос­сии С. впер­вые упо­ми­на­ет­ся в свя­зи с вен­ча­ни­ем на цар­ст­во Фё­до­ра Ива­но­ви­ча (1584), окон­ча­тель­но ут­вер­дил­ся в ко­ро­нац. ри­туа­ле с вен­ча­ния Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча (1613). В Ору­жей­ной па­ла­те в Мо­ск­ве хра­нят­ся С. Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча (из­го­тов­лен в Зап. Ев­ро­пе, кон. 16 в.; вхо­дит в со­став ре­га­лий т. н. Боль­шо­го на­бо­ра), Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча (1658, Стам­бул) и Пет­ра I Алек­сее­ви­ча (послед­няя­ четв. 17 в., Крем­лёв­ская мас­тер­ская).

Вернуться к началу