Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРИУ́МФ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 413

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. С. Алмазова

ТРИУ́МФ (лат. Triumphus, из греч. ϑρίαμβος – тор­же­ст­вен­ное ше­ст­вие и песнь в честь Вак­ха), в Древ­нем Ри­ме всту­п­ле­ние пол­ко­вод­ца-по­бе­ди­те­ля с вой­ском в го­род. Т. яв­лял­ся не толь­ко гражд. це­ре­мо­ни­ей, но и ре­лиг. об­ря­дом, ос­вя­щав­шим ус­пех пол­ко­вод­ца. Что­бы удо­сто­ить­ся Т., пол­ко­во­дец был обя­зан об­ла­дать им­пе­ри­ем (выс­шей во­ен. вла­стью; со­от­вет­ст­вен­но, в рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху бы­ло не­об­хо­ди­мо за­ни­мать од­ну из выс­ших долж­но­стей – кон­су­ла или пре­то­ра); ко­ман­до­вать ар­ми­ей са­мо­стоя­тель­но, не под­чи­ня­ясь др. вое­на­чаль­ни­ку; вы­иг­рать сра­же­ние, в ко­то­ром па­ло не ме­нее 5000 вра­гов. Вой­на, в хо­де ко­то­рой со­стоя­лось та­кое сра­же­ние, долж­на бы­ла окон­чить­ся по­бе­дой. В рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху Т. уст­раи­вал­ся по ре­ше­нию се­на­та и яв­лял­ся выс­шей на­гра­дой пол­ко­вод­цу. В пе­ри­од им­пе­рии Т. удо­стаи­ва­лись лишь им­пе­ра­то­ры и их бли­жай­шие род­ст­вен­ни­ки (напр., имп. Вес­па­си­ан и его сын Тит по­сле па­де­ния Ие­ру­са­ли­ма в Иу­дей­ской вой­не 66–74 н. э.).

Про­цес­сия (pompa) на­прав­ля­лась от Мар­со­ва по­ля к хра­му Юпи­те­ра на Ка­пи­то­лии. Три­ум­фа­тор был одет в рас­ши­тую паль­ма­ми ту­ни­ку (tunica palmata), ук­ра­шен­ную зо­ло­ты­ми звёз­да­ми пур­пу­ро­вую то­гу (toga picta, toga purpurea), по­зо­ло­чен­ную обувь, на го­ло­ве – лав­ро­вый ве­нок (corona triumphalis). Впе­ре­ди шли се­на­то­ры и ма­ги­ст­ра­ты рим­ские, сле­дом в со­про­во­ж­де­нии му­зы­кан­тов и пев­цов ехал три­ум­фа­тор, стоя на ко­лес­ни­це, за­пря­жён­ной чет­вёр­кой ло­ша­дей. Его ок­ру­жа­ли де­ти и род­ст­вен­ни­ки, за ним сто­ял гос. раб, на­по­ми­нав­ший три­ум­фа­то­ру о том, что он смерт­ный че­ло­век (memento mori). Да­лее шло вой­ско. Вои­ны пе­ли пес­ни – хва­леб­ные или шут­ли­вые, вы­смеи­ваю­щие три­ум­фа­то­ра (с це­лью ма­гич. за­щи­ты). За­тем де­мон­стри­ро­ва­ли до­бы­чу – ору­жие, скот, плен­ни­ков, а по­сле по­бед на Вос­то­ке ещё и зо­ло­то, дра­го­цен­ную ут­варь, пред­ме­ты иск-ва и др. (см. Тро­фей). Ше­ст­вие мог­ло рас­тя­нуть­ся на неск. дней. На Ка­пи­то­лии при­но­си­лись жерт­вы Юпи­те­ру, час­тич­но де­ли­лась до­бы­ча, уст­раи­ва­лось пир­ше­ст­во, ино­гда для всех или толь­ко для ма­ги­ст­ра­тов, да­ва­лись иг­ры в цир­ке. Имя три­ум­фа­то­ра за­пи­сы­ва­лось в три­ум­фаль­ные фас­ты (Fasti Triumphales).

Лит.: Beard M. The Roman triumph. Camb., 2007; Östenberg I. Staging the world: Spoils, captives, and representations in the Roman triumphal procession. Oxf.; N. Y., 2009.

Вернуться к началу