РУМЫ́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РУМЫ́НЫ (самоназвание – români), 1) население Румынии. 2) Романский народ, осн. население Румынии (16,8 млн. чел. – 2011, перепись). Живут также на юго-западе Украины (в осн. в историч. обл. Марамуреш и Буковина; 151 тыс. чел., из них 114,6 тыс. чел. в Черновицкой обл., гл. обр. на юге; составляют 98,3% Герцаевского р-на – 2001, перепись), в Молдавии (73,3 тыс. чел., из них 32 тыс. чел. в Кишинёвском муниципии – 2004, перепись), на юго-востоке Венгрии (35,6 тыс. чел., в т. ч. на рум. яз. говорят 18 тыс. чел. – 2011, перепись), северо-востоке Сербии (29,3 тыс. чел., в т. ч. в Юж.-Банатском окр. – 18 тыс. чел. – 2011, перепись) и северо-западе Болгарии (0,9 тыс. чел. – 2011, перепись; гл. обр. в Видинской обл.). Составляют крупнейшие иммигрантские группы в Италии (ок. 1 млн. чел., по оценке Нац. ин-та статистики на 2011), Испании (798,1 тыс. чел. – 2011, перепись), также проживают в США (518,7 тыс. чел., по оценке Бюро переписи на 2009), Канаде (204,6 тыс. чел. – 2011, перепись), Германии (до 126,2 тыс. чел., по данным Статистич. управления на 2011) и др. Общая численность до 25 млн. чел. (2014, оценка). Говорят на румынском языке. Верующие в осн. православные.
Предки Р.– влахи (упоминаются с нач. 2-го тыс. н. э.), ассимилировавшие слав., вост.-герм. и др. население. Сформировались историко-этнографич. области Румынии: Банат [жудецы (уезды) Тимиш и Караш-Северин] и Кришана (жудецы Сэлаж, Бихор, Арад) на западе, Марамуреш (жудецы Сату-Маре и Марамуреш) и Буковина (жудец Сучава) на севере, Молдова (жудецы Вранча, Галац, Бакэу, Нямц, Васлуй, Яссы и Ботошани) на востоке, Трансильвания (жудецы Клуж, Бистрица-Нэсэуд, Муреш, Харгита, Ковасна, Брашов, Сибиу и Алба) в центре, Валахия – Олтения (жудецы Горж, Мехединци, Долж и Вылча) и Мунтения (жудецы Арджеш, Олт, Телеорман, Дымбовица, Прахова, Бузэу, Джурджу, Яломица и Брэила) на юге и Добруджа (жудецы Констанца и Тулча) на юго-востоке. Традиц. культура типична для народов Юго-Вост. Европы. Осн. занятие – земледелие (гл. традиц. культура – просо, в 17–19 вв. вытесненное кукурузой). Некоторые группы (моканы), близкие по культуре к аромунам, специализировались на полукочевом и отгонном скотоводстве (в осн. в горах на юге Трансильвании). Разводили гл. обр. овец и лошадей; владельцы скота объединялись в сообщества, имевшие общее летнее пастбище (тырла). Развиты узорное ткачество, вышивка, плетение кружев, произ-во безворсовых ковров (килим). Различаются килимы марамурешского (ромбич. мотивы, обычно на бежевом, оливковом или сером фоне, с геометризов. фигурками женщин, животных, деревьев и др.), молдовского (цветы, с преобладанием крупных красных роз и маков, и листья на тёмном фоне), мунтянского (геометрич. орнамент с преобладанием мотива ступенч. ромба), олтянского (растит. и цветочные мотивы, иногда с изображениями птиц, наездников и т. п.) и банатского (геометрич. мозаичный орнамент) стилей. В изготовлении керамики выделяются центры в Ваду-Кришулуй (чёрный и коричневый линейный орнамент на белом или кремовом фоне) в Кришане; Ваме (жёлто-зелёный рисунок на белом или кирпичном фоне) в Сату-Маре; Марджине (чёрная керамика с врезным орнаментом) в Буковине; Сэчеле (коричневый геометрич. орнамент по неглазурованному фону) на востоке Трансильвании; Обоге (белый, зелёный, коричневый цвета) и Хорезу (голубой, серый, зелёный, жёлтый на белом фоне) в Олтении; Куртя-де-Арджеш в Мунтении; и др. (керамич. центр в Хорезу внесён в список Всемирного наследия).
Старые поселения разбросанной (Сев. Трансильвания, Вост. Молдова, Мунтения), кучевой (междуречье Муреша и Тырнавы в Юго-Вост. Трансильвании), линейной (субкарпатские котловины в Банате и на юго-востоке Трансильвании) планировки; в скотоводч. областях распространены хутора. Жилище в осн. срубное, в Притисской степи, Юж. Молдове, равнинной Мунтении и Добрудже – глинобитное, саманное или турлучное. Крыша вальмовая, крытая дранкой (Молдова), гонтом (Трансильвания, Мунтения), соломой (равнинные области), позднее – черепицей. Древнейший тип жилища – однокамерный дом с очагом у входа, позднее появляется двухкамерный дом – с сенями (тинда) и жилой комнатой (одайя), с 18–19 вв. – трёхкамерный с холодной «чистой» комнатой (комора) по другую сторону от сеней. Очаг заменяется печью (куптьор), которая на севере Румынии имела лежанку, шесток с дымоходом над ним, позднее – плиту; в противоположном от печи углу ставится стол, на вост. стене висят иконы. На юге страны устье печи (соба) выходит в сени, здесь же помещается очаг; над очагом и устьем собы устраивают пирамидальный дымоход; позднее задняя часть сеней с очагом и устьем собы стала отделяться перегородкой (букэтэрия – кухня), а комора – отапливаться печью-голландкой. В 19 в. появились дома (партер ши етаж) с высоким подклетом и террасой (приспа, коридор) со столбами, на которую выходят жилые комнаты, отапливаемые голландками; внизу помещались кладовые, туда же была перенесена букэтэрия с печью. Интерьер богато украшается декоративными тканями и керамикой. В Придунайской низменности были распространены многокамерные землянки и полуземлянки (бордей), с обшитыми деревом или обложенными кирпичом стенами: вход вёл через сени в центр. помещение с очагом, по сторонам которого располагались жилая комната, где помещались широкие кровати и стояли сундуки с одеждой, и комора. В центр. помещение выходило устье собы, на нарах и лавках вдоль стен хранились утварь, круглый низкий стол и стульчики, которые во время еды ставили на пол.
Мужская одежда – белые рубаха (камэша; в т. ч. с юбкой фустанелла, с очень широкими рукавами, на кокетке и т. п.) с широким поясом (кимир) и штаны (широкие – чиоаречь; узкие, иногда с очень длинными, собранными в складки, брючинами, – ицари, измене; в Марамуреше и Кришане носят короткие и очень широкие штаны – гач), верхняя одежда (кафтан – суман, куртка – джубя, безрукавка – пептар, накидка – цундрэ, бурка – сарикэ и др.), барашковая шапка (кэциулэ, кушмэ) или суконная, фетровая либо соломенная шляпа (пэлэриэ). Женщины носят рубахи в осн. т. н. карпатского кроя (распространены также у венгров, хорватов, словенцев, словаков, чехов, австрийцев, юж. групп поляков) – собранные у горловины с рукавами реглан, богато орнаментиров. вышивкой на груди и рукавах (в вышивке преобладают красный и чёрные цвета); в Марамуреше и Кришане – на квадратной кокетке с пышными рукавами и широкими оборками с кружевами на груди, плечах и манжетах; на юге Мунтении – с плечевыми поликами; на востоке Мунтении и в Добрудже – туникообразного покроя. Поверх рубахи надевают престилку (катринцэ, задие); в Буковине, Молдове, Юго-Вост. Трансильвании и Сев. Мунтении – несшитую юбку (фотэ); в Олтении и Юж. Мунтении – широкую юбку в сборку или складку (вэлник, поале). Позднее рубаха была заменена короткой блузой (ие) с нижней юбкой (поале), местами – очень широкой (до 5 м в ширину) в сборку или складку. Головной убор – платок или шарф (марамэ, басма, тестемель) либо чепец (чапсэ, кончи).
В основе традиц. кухни – густая кукурузная (в прошлом просяная) каша (мамалыга) и пресный хлеб из просяной или кукурузной муки (мэлай); густой суп чорба (Трансильвания, Олтения, Мунтения) или кислый борщ (Молдова). Осн. напитки – вино и сливовая водка (цуйкэ); из молока готовят брынзу (урдэ).
Разнообразны календарные обходные обряды: Плугушорул (с плугом, иногда украшенным наряженной ёлкой) на Новый год, Пеперуда, Кэлушары (обряд молодых мужчин, близки к болг. святочным Кукерам) после Троицы (см. Русалии), Дрэгайка (наряженная девушка) на Иванов день. На День св. Игнатия (Игнатул) резали свиней и заготавливали колбасы и окорока; на Рождество (Крачун) пекли также кекс с изюмом (козонак), ходили ряженые и дети с колядками. На день 40 мучеников (9 марта) пекли фигурное печенье (сфынцишорь), на Пасху – пирог, обычно с творогом или сыром (паскэ, пэскуца), и запекали целиком ягнёнка или поросёнка, красили яйца (ой рошь – красные яйца). Устраивали пастушеские праздники на Юрьев (Алесул) и Петров (Фестания) дни, 1 мая ставили майское дерево (арминденул, арминдин, арминдер), на Троицын день водили «большую хору» (хора маре), после Иванова дня устраивали зажинки с помочью (клака), на Воздвиженье (Кырстовул) устраивали праздник сбора винограда, на день св. Димитрия (Сымедру; 26 октября) жгли костры и т. п.
Устное творчество родственно молдавскому, развивалось в тесной связи с муз. культурой юж. славян и др. соседних народов. Значит. часть муз. фольклора составляют дойны, баллады, песни календарных и семейных обрядов и др. Рум. песни одноголосны, изредка с включением гетерофонии. Носители традиц. музыкально-инструментальной культуры – лэутары; объединяясь в ансамбль (тараф), они исполняют песенные и танцевальные мелодии, виртуозные пьесы с элементами импровизации. Осн. традиц. инструменты: кобза, скрипка, цимбалы, най, тилинка, флуер, кавал, волынка чимпой и др. Для танцев характерно построение танцоров в цепочку: смешанные хора, сырба, коконица, мужской брыул (Карпатский регион) и др. Известны и парные танцы (пуртата, ынвыртита и др.).