Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РУМЫ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 29-31

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РУМЫ́НЫ (са­мо­на­зва­ние – români), 1) на­се­ле­ние Ру­мы­нии. 2) Ро­ман­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Ру­мы­нии (16,8 млн. чел. – 2011, пе­ре­пись). Жи­вут так­же на юго-за­па­де Ук­раи­ны (в осн. в ис­то­рич. обл. Ма­ра­му­реш и Бу­ко­ви­на; 151 тыс. чел., из них 114,6 тыс. чел. в Чер­но­виц­кой обл., гл. обр. на юге; со­став­ля­ют 98,3% Гер­ца­ев­ско­го р-на – 2001, пе­ре­пись), в Мол­да­вии (73,3 тыс. чел., из них 32 тыс. чел. в Ки­ши­нёв­ском му­ни­ци­пии – 2004, пе­ре­пись), на юго-вос­то­ке Венг­рии (35,6 тыс. чел., в т. ч. на рум. яз. го­во­рят 18 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), се­ве­ро-вос­то­ке Сер­бии (29,3 тыс. чел., в т. ч. в Юж.-Ба­нат­ском окр. – 18 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись) и се­ве­ро-за­па­де Бол­га­рии (0,9 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись; гл. обр. в Ви­дин­ской обл.). Со­став­ля­ют круп­ней­шие им­ми­грант­ские груп­пы в Ита­лии (ок. 1 млн. чел., по оцен­ке Нац. ин-та ста­ти­сти­ки на 2011), Ис­па­нии (798,1 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), так­же про­жи­ва­ют в США (518,7 тыс. чел., по оцен­ке Бю­ро пе­ре­пи­си на 2009), Ка­на­де (204,6 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), Гер­ма­нии (до 126,2 тыс. чел., по дан­ным Ста­ти­стич. управ­ле­ния на 2011) и др. Об­щая чис­лен­ность до 25 млн. чел. (2014, оцен­ка). Го­во­рят на ру­мын­ском язы­ке. Ве­рую­щие в осн. пра­во­слав­ные.

Пред­ки Р.– вла­хи (упо­ми­на­ют­ся с нач. 2-го тыс. н. э.), ас­си­ми­ли­ро­вав­шие слав., вост.-герм. и др. на­се­ле­ние. Сфор­ми­ро­ва­лись ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. об­лас­ти Ру­мы­нии: Ба­нат [жу­де­цы (уез­ды) Ти­миш и Ка­раш-Се­ве­рин] и Кри­ша­на (жу­де­цы Сэ­лаж, Би­хор, Арад) на за­па­де, Ма­ра­му­реш (жу­де­цы Са­ту-Ма­ре и Ма­ра­му­реш) и Бу­ко­ви­на (жу­дец Су­ча­ва) на се­ве­ре, Мол­до­ва (жу­де­цы Вран­ча, Га­лац, Ба­кэу, Нямц, Вас­луй, Яс­сы и Бо­то­ша­ни) на вос­то­ке, Тран­силь­ва­ния (жу­де­цы Клуж, Би­ст­ри­ца-Нэ­сэ­уд, Му­реш, Хар­ги­та, Ко­вас­на, Бра­шов, Си­биу и Ал­ба) в цен­тре, Ва­ла­хия – Ол­те­ния (жу­де­цы Горж, Ме­хе­дин­ци, Долж и Выл­ча) и Мун­те­ния (жу­де­цы Ард­жеш, Олт, Те­ле­ор­ман, Дым­бо­ви­ца, Пра­хо­ва, Бу­зэу, Джурд­жу, Яло­ми­ца и Брэи­ла) на юге и До­б­руд­жа (жу­де­цы Кон­стан­ца и Тул­ча) на юго-вос­то­ке. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юго-Вост. Ев­ро­пы. Осн. за­ня­тие – зем­ле­де­лие (гл. тра­диц. куль­ту­ра – про­со, в 17–19 вв. вы­тес­нен­ное ку­ку­ру­зой). Не­ко­то­рые груп­пы (мо­ка­ны), близ­кие по куль­ту­ре к аро­му­нам, спе­циа­ли­зи­ро­ва­лись на по­лу­ко­че­вом и от­гон­ном ско­то­вод­ст­ве (в осн. в го­рах на юге Тран­силь­ва­нии). Раз­во­ди­ли гл. обр. овец и ло­ша­дей; вла­дель­цы ско­та объ­еди­ня­лись в со­об­ще­ст­ва, имев­шие об­щее лет­нее па­ст­би­ще (тыр­ла). Раз­ви­ты узор­ное тка­че­ст­во, вы­шив­ка, пле­те­ние кру­жев, про­из-во без­вор­со­вых ков­ров (ки­лим). Раз­ли­ча­ют­ся ки­ли­мы ма­ра­му­реш­ско­го (ром­бич. мо­ти­вы, обыч­но на бе­же­вом, олив­ко­вом или се­ром фо­не, с гео­мет­ри­зов. фи­гур­ка­ми жен­щин, жи­вот­ных, де­ревь­ев и др.), мол­дов­ско­го (цве­ты, с пре­об­ла­да­ни­ем круп­ных крас­ных роз и ма­ков, и ли­стья на тём­ном фо­не), мун­тян­ско­го (гео­мет­рич. ор­на­мент с пре­об­ла­да­ни­ем мо­ти­ва сту­пенч. ром­ба), ол­тян­ско­го (рас­тит. и цве­точ­ные мо­ти­вы, ино­гда с изо­бра­же­ния­ми птиц, на­езд­ни­ков и т. п.) и ба­нат­ско­го (гео­мет­рич. мо­за­ич­ный ор­на­мент) сти­лей. В из­го­тов­ле­нии ке­ра­ми­ки вы­де­ля­ют­ся цен­тры в Ва­ду-Кри­шу­луй (чёр­ный и ко­рич­не­вый ли­ней­ный ор­на­мент на бе­лом или кре­мо­вом фо­не) в Кри­ша­не; Ва­ме (жёл­то-зе­лё­ный рисунок на бе­лом или кир­пич­ном фо­не) в Са­ту-Ма­ре; Мар­джи­не (чёр­ная ке­ра­ми­ка с врез­ным ор­на­мен­том) в Бу­ко­ви­не; Сэ­че­ле (ко­рич­не­вый гео­мет­рич. ор­на­мент по не­гла­зу­ро­ван­но­му фо­ну) на вос­то­ке Тран­силь­ва­нии; Обо­ге (бе­лый, зе­лё­ный, ко­рич­не­вый цве­та) и Хо­ре­зу (го­лу­бой, се­рый, зе­лё­ный, жёл­тый на бе­лом фо­не) в Ол­те­нии; Кур­тя-де-Ард­жеш в Мун­те­нии; и др. (ке­ра­мич. центр в Хо­ре­зу вне­сён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия).

Ста­рые по­се­ле­ния раз­бро­сан­ной (Сев. Тран­силь­ва­ния, Вост. Мол­до­ва, Мун­те­ния), ку­че­вой (ме­ж­ду­ре­чье Му­ре­ша и Тыр­на­вы в Юго-Вост. Тран­силь­ва­нии), ли­ней­ной (суб­кар­пат­ские кот­ло­ви­ны в Ба­на­те и на юго-вос­то­ке Тран­силь­ва­нии) пла­ни­ров­ки; в ско­то­водч. об­лас­тях рас­про­стра­не­ны ху­то­ра. Жи­ли­ще в осн. сруб­ное, в При­тис­ской сте­пи, Юж. Мол­до­ве, рав­нин­ной Мун­те­нии и До­б­ру­дже – гли­но­бит­ное, са­ман­ное или тур­луч­ное. Кры­ша валь­мо­вая, кры­тая дран­кой (Мол­до­ва), гон­том (Тран­силь­ва­ния, Мун­те­ния), со­ло­мой (рав­нин­ные об­лас­ти), позд­нее – че­ре­пи­цей. Древ­ней­ший тип жи­ли­ща – од­но­ка­мер­ный дом с оча­гом у вхо­да, позд­нее по­яв­ля­ет­ся двух­ка­мер­ный дом – с се­ня­ми (тин­да) и жи­лой ком­на­той (одайя), с 18–19 вв. – трёх­ка­мер­ный с хо­лод­ной «чис­той» ком­на­той (ко­мо­ра) по дру­гую сто­ро­ну от се­ней. Очаг за­ме­ня­ет­ся пе­чью (куп­ть­ор), ко­то­рая на се­ве­ре Ру­мы­нии име­ла ле­жан­ку, шес­ток с ды­мо­хо­дом над ним, позд­нее – пли­ту; в про­ти­во­по­лож­ном от пе­чи уг­лу ста­вит­ся стол, на вост. сте­не ви­сят ико­ны. На юге стра­ны устье пе­чи (со­ба) вы­хо­дит в се­ни, здесь же по­ме­ща­ет­ся очаг; над оча­гом и усть­ем со­бы уст­раи­ва­ют пи­ра­ми­даль­ный ды­мо­ход; позд­нее зад­няя часть се­ней с оча­гом и усть­ем со­бы ста­ла от­де­лять­ся пе­ре­го­род­кой (бу­кэ­тэ­рия – кух­ня), а ко­мо­ра – ота­п­ли­вать­ся пе­чью-гол­ланд­кой. В 19 в. поя­ви­лись до­ма (пар­тер ши етаж) с вы­со­ким под­кле­том и тер­ра­сой (при­спа, ко­ри­дор) со стол­ба­ми, на ко­то­рую вы­хо­дят жи­лые ком­на­ты, ота­п­ли­вае­мые гол­ланд­ка­ми; вни­зу по­ме­ща­лись кла­до­вые, ту­да же бы­ла пе­ре­не­се­на бу­кэ­тэ­рия с пе­чью. Ин­терь­ер бо­га­то ук­ра­ша­ет­ся де­ко­ра­тив­ны­ми тка­ня­ми и ке­ра­ми­кой. В При­ду­най­ской низ­мен­но­сти бы­ли рас­про­стра­не­ны мно­го­ка­мер­ные зем­лян­ки и по­лу­зем­лян­ки (бор­дей), с об­ши­ты­ми де­ре­вом или об­ло­жен­ны­ми кир­пи­чом сте­на­ми: вход вёл че­рез се­ни в центр. по­ме­ще­ние с оча­гом, по сто­ро­нам ко­то­ро­го рас­по­ла­га­лись жи­лая ком­на­та, где по­ме­ща­лись ши­ро­кие кро­ва­ти и стоя­ли сун­ду­ки с оде­ж­дой, и ко­мо­ра. В центр. по­ме­ще­ние вы­хо­ди­ло устье со­бы, на на­рах и лав­ках вдоль стен хра­ни­лись ут­варь, круг­лый низ­кий стол и стуль­чи­ки, ко­то­рые во вре­мя еды ста­ви­ли на пол.

Традиционный костюм: 1 – Валя-Стежарулуй (Марамуреш): мужчина одет в короткую рубаху, короткие широкие штаны (гач), овчинную безрукавку (пептар) с цветными кистями и соломенную шапочку (клоп), ж... Рис. Е. Н. Федорченко

Муж­ская оде­ж­да – бе­лые ру­ба­ха (ка­мэ­ша; в т. ч. с юб­кой фус­та­нел­ла, с очень ши­ро­ки­ми ру­ка­ва­ми, на ко­кет­ке и т. п.) с ши­ро­ким поя­сом (ки­мир) и шта­ны (ши­ро­кие – чио­а­речь; уз­кие, иног­да с очень длин­ны­ми, со­б­ран­ны­ми в склад­ки, брю­чи­на­ми, – ица­ри, из­ме­не; в Ма­ра­му­ре­ше и Кри­ша­не но­сят ко­рот­кие и очень ши­ро­кие шта­ны – гач), верх­няя оде­ж­да (каф­тан – су­ман, курт­ка – джу­бя, без­ру­кав­ка – пеп­тар, на­кид­ка – цун­д­рэ, бур­ка – са­ри­кэ и др.), ба­раш­ко­вая шап­ка (кэ­циу­лэ, куш­мэ) или су­кон­ная, фет­ро­вая ли­бо со­ло­мен­ная шля­па (пэ­лэ­риэ). Жен­щи­ны но­сят ру­ба­хи в осн. т. н. кар­пат­ско­го кроя (рас­про­стра­не­ны так­же у венг­ров, хор­ва­тов, сло­вен­цев, сло­ва­ков, че­хов, ав­ст­рий­цев, юж. групп по­ля­ков) – со­б­ран­ные у гор­ло­ви­ны с ру­ка­ва­ми рег­лан, бо­га­то ор­на­мен­ти­ров. вы­шив­кой на гру­ди и ру­ка­вах (в вы­шив­ке пре­об­ла­да­ют крас­ный и чёр­ные цве­та); в Ма­ра­му­ре­ше и Кри­ша­не – на квад­рат­ной ко­кет­ке с пыш­ны­ми ру­ка­ва­ми и ши­ро­ки­ми обор­ка­ми с кру­же­ва­ми на гру­ди, пле­чах и ман­же­тах; на юге Мун­те­нии – с пле­че­вы­ми по­ли­ка­ми; на вос­то­ке Мун­те­нии и в До­б­руд­же – ту­ни­ко­об­раз­но­го по­кроя. По­верх ру­ба­хи на­де­ва­ют пре­стил­ку (кат­рин­цэ, за­дие); в Бу­ко­ви­не, Мол­до­ве, Юго-Вост. Тран­силь­ва­нии и Сев. Мун­те­нии – не­сши­тую юб­ку (фо­тэ); в Ол­те­нии и Юж. Мун­те­нии – ши­ро­кую юб­ку в сбор­ку или склад­ку (вэл­ник, по­але). Позд­нее ру­ба­ха бы­ла за­ме­не­на ко­рот­кой блу­зой (ие) с ниж­ней юб­кой (по­але), мес­та­ми – очень ши­ро­кой (до 5 м в ши­ри­ну) в сбор­ку или склад­ку. Го­лов­ной убор – пла­ток или шарф (ма­ра­мэ, бас­ма, тес­те­мель) либо че­пец (чап­сэ, кон­чи).

В ос­но­ве тра­диц. кух­ни – гус­тая ку­ку­руз­ная (в про­шлом про­ся­ная) ка­ша (ма­ма­лы­га) и пре­сный хлеб из про­ся­ной или ку­ку­руз­ной му­ки (мэ­лай); гус­той суп чор­ба (Тран­силь­ва­ния, Ол­те­ния, Мун­те­ния) или кис­лый борщ (Мол­до­ва). Осн. на­пит­ки – ви­но и сли­во­вая вод­ка (цуй­кэ); из мо­ло­ка го­то­вят брын­зу (ур­дэ).

Кэлушары в Южной Мунтении. Фото Н. Ионеску. 1920–30-е гг. Библиотека Румынской академии (Бухарест).

Раз­но­об­раз­ны ка­лен­дар­ные об­ход­ные об­ря­ды: Плу­гу­шо­рул (с плу­гом, ино­гда ук­ра­шен­ным на­ря­жен­ной ёл­кой) на Но­вый год, Пе­пе­ру­да, Кэ­лу­ша­ры (об­ряд мо­ло­дых муж­чин, близ­ки к болг. свя­точ­ным Ку­ке­рам) по­сле Трои­цы (см. Ру­са­лии), Дрэ­гай­ка (на­ря­жен­ная де­вуш­ка) на Ива­нов день. На День св. Иг­на­тия (Иг­на­тул) ре­за­ли сви­ней и за­го­тав­ли­ва­ли кол­ба­сы и око­ро­ка; на Ро­ж­де­ст­во (Кра­чун) пек­ли так­же кекс с изю­мом (ко­зо­нак), хо­ди­ли ря­же­ные и де­ти с ко­ляд­ка­ми. На день 40 му­че­ни­ков (9 мар­та) пек­ли фи­гур­ное пе­че­нье (сфын­ци­шорь), на Пас­ху – пи­рог, обыч­но с тво­ро­гом или сы­ром (пас­кэ, пэс­ку­ца), и за­пе­ка­ли це­ли­ком яг­нён­ка или по­ро­сён­ка, кра­си­ли яй­ца (ой рошь – крас­ные яй­ца). Уст­раи­ва­ли пас­ту­ше­ские празд­ни­ки на Юрь­ев (Але­сул) и Пет­ров (Фес­та­ния) дни, 1 мая ста­ви­ли май­ское де­ре­во (ар­мин­де­нул, ар­мин­дин, ар­мин­дер), на Трои­цын день во­ди­ли «боль­шую хо­ру» (хо­ра ма­ре), по­сле Ива­но­ва дня уст­раи­ва­ли за­жин­ки с по­мо­чью (кла­ка), на Воз­дви­же­нье (Кыр­сто­вул) уст­раи­ва­ли празд­ник сбо­ра ви­но­гра­да, на день св. Ди­мит­рия (Сы­мед­ру; 26 ок­тяб­ря) жгли ко­ст­ры и т. п.

Уст­ное твор­че­ст­во род­ст­вен­но мол­дав­ско­му, раз­ви­ва­лось в тес­ной свя­зи с муз. куль­ту­рой юж. сла­вян и др. со­сед­них на­ро­дов. Зна­чит. часть муз. фольк­ло­ра со­став­ля­ют дой­ны, бал­ла­ды, пес­ни ка­лен­дар­ных и се­мей­ных об­ря­дов и др. Рум. пес­ни од­но­го­лос­ны, из­ред­ка с вклю­че­ни­ем ге­те­ро­фо­нии. Но­си­те­ли тра­диц. му­зы­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной куль­ту­ры – лэу­та­ры; объ­е­ди­ня­ясь в ан­самбль (та­раф), они ис­пол­ня­ют пе­сен­ные и тан­це­валь­ные ме­ло­дии, вир­ту­оз­ные пье­сы с эле­мен­та­ми им­про­ви­за­ции. Осн. тра­диц. ин­ст­ру­мен­ты: коб­за, скрип­ка, цим­ба­лы, най, ти­лин­ка, флу­ер, ка­вал, во­лын­ка чим­пой и др. Для тан­цев ха­рак­тер­но по­строе­ние тан­цо­ров в це­поч­ку: сме­шан­ные хо­ра, сыр­ба, ко­ко­ни­ца, муж­ской бры­ул (Кар­пат­ский ре­ги­он) и др. Из­вест­ны и пар­ные тан­цы (пур­та­та, ын­выр­ти­та и др.).

Лит.: Alexandru T. Romanian folk music. Buc., 1980.

Вернуться к началу