Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОНТИ́ЙСКИЕ ГРЕ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 125-126

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. П. Попов

ПОНТИ́ЙСКИЕ ГРЕ́КИ, пон­тий­цы, при­чер­но­мор­ские гре­ки (са­мо­на­зва­ния – Ρωμαοι, Πόντιοι, Ελληνοπόντιοι; тур. – урум, рум­лар; груз. – берд­зе­ни, пон­то­эле­би, пон­то­эли), эт­ниче­ская груп­па гре­ков ис­то­рич. обл. Понт (Юго-Вост. При­чер­но­мо­рье к се­ве­ру от Пон­тий­ских гор от Си­но­па до Ба­ту­ми – соб­ст­вен­но П. г.); в ши­ро­ком смыс­ле – так­же гре­ки Кап­па­до­кии и Вост. Ана­то­лии, За­кав­ка­зья и Кав­ка­за (вост. П. г.), Сев. При­чер­но­мо­рья и При­азо­вья (сев. П. г.) и их по­том­ки. Жи­вут на се­ве­ре Гре­ции (св. 400 тыс. чел.), се­ве­ро-вос­то­ке Тур­ции (до 10 тыс. чел., го­во­ря­щих на пон­тий­ском ди­а­лек­те, в осн. в ок­рест­но­стях Траб­зо­на; ча­сто на­зы­ва­ют се­бя ла­за­ми, а так­же, вме­сте с пон­тий­ски­ми тур­ка­ми, хемши­ла­ми­ и лаза­ми­, – ка­ра­де­низ­ли, т. е. при­чер­но­мор­ца­ми), на юге Ук­раи­ны (91,5 тыс. чел.; из них ука­за­ли греч. яз. как род­ной 5,8 тыс. чел. – 2001, пе­ре­пись) и Рос­сии (85,6 тыс. чел., в т. ч. в Став­ро­поль­ском крае 33,6 тыс. чел., Крас­но­дар­ском крае 22,6 тыс. чел. – 2010, пе­ре­пись; в Кры­му 2 тыс. чел. – 2001), на юге Гру­зии (Цалк­ский, Дма­нис­ский, Тет­риц­ка­рой­ский, Мар­неуль­ский рай­оны края Кве­мо-Карт­ли; Ахал­цих­ский и Бор­жом­ский рай­оны края Самц­хе-Джа­ва­хе­ти; Ад­жа­рия; 15,2 тыс. чел. – 2002, пе­ре­пись), в Аб­ха­зии (в осн. в Су­хум­ском р-не; 1,4 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), Ар­ме­нии (0,9 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись) и На­гор­ном Ка­ра­ба­хе, а так­же в Ка­зах­ста­не, США, Гер­ма­нии и др. Го­во­рят на пон­тий­ском и на близ­ком к не­му при­азов­ском (тав­ро­ру­мей­ском) диа­лек­тах гре­че­ско­го язы­ка (ро­меи, ру­меи) и диа­лек­те тур. яз. (уру­мы), так­же на но­во­гре­чес­ком (ди­мо­ти­ка), рус., груз., арм. и др. язы­ках. Пра­во­слав­ные, в Тур­ции в осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Греч. на­се­ле­ние При­чер­но­мо­рья и Ма­лой Азии фор­ми­ро­ва­лось с 8 в. до н. э. Понт вхо­дил в Пон­тий­ское цар­ст­во, Рим­скую и Ви­зан­тий­скую им­пе­рии; в 1204–1461 центр Тра­пе­зунд­ской им­пе­рии, со­здан­ной при под­держ­ке груз. ца­ри­цы Та­ма­ры. Пра­вив­шие в ней Ком­ни­ны Ве­ли­кие име­ли мно­го­числ. ди­на­стич. свя­зи с груз. ари­сто­кра­ти­ей. П. г. спе­циа­ли­зи­ро­ва­лись на вы­ра­щи­ва­нии та­ба­ка, лес­но­го оре­ха. В Ос­ман­ской им­пе­рии они от­ли­ча­лись вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния (важ­ней­ший центр об­ра­зо­ва­ния – ин-т «Фрон­ти­сте­рий» в Траб­зо­не, дей­ст­во­вав­ший в 1682–1921), сре­ди них бы­ло мно­го пред­при­ни­ма­те­лей; мно­гие П. г. на­ни­ма­лись строи­те­ля­ми и ка­ме­но­тё­са­ми, в райо­не г. Гю­мюш­ха­не (греч. Хал­дия) за­ни­ма­лись до­бы­чей се­реб­ра. Хри­стиа­не под­вер­га­лись дис­кри­ми­на­ции и пе­рио­дич. го­не­ни­ям. Свя­ты­ней П. г. и сим­во­лом их куль­тур­но­го воз­рож­де­ния ста­ла ико­на Бо­го­ро­ди­цы Па­на­гия Су­ме­ла, по пре­да­нию хра­нив­шая­ся с 4 в. в мон. Су­ме­ла близ Тра­пе­зун­да, в 1923 вы­ве­зен­ная в Гре­цию и с 1930 на­хо­дя­щая­ся в Ве­рий­ском мон. Часть П. г. при­ня­ла ис­лам, при­чём не­ко­то­рые из них час­тич­но со­хра­ня­ли хри­сти­ан­ские об­ря­ды (т. н. крип­тох­ри­стиа­не, кри­фи, кром­ли, став­рио­ты; в нач. 20 в. боль­шин­ст­во их офи­ци­аль­но пе­ре­шло в пра­во­сла­вие).

Семья понтийских греков из Гиресуна. Фото 1910. Комитет по изучению понтийцев (Афины).

С кон. 18 в., осо­бен­но по­сле рус­ско-ту­рец­ких войн 1768–74 и 1828–29, Гре­че­ской на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ной ре­во­лю­ции 1821–29, Кав­каз­ской вой­ны 1817–1864, П. г. пе­ре­се­ля­лись на Кав­каз и юг Рос. им­пе­рии, по­сле 1877 – в Карс­скую об­ласть. П. г. пе­ре­не­сли на Кав­каз та­ба­ко­вод­ст­во; со­хра­ня­ли тра­ди­ции руд­но­го и строи­тель­но­го де­ла, про­мыс­ла дель­фи­нов, эле­мен­ты тра­диц. куль­ту­ры (об­щин­ные празд­ни­ки па­на­ир, кру­го­вые тан­цы хо­рон и др.). По пе­ре­пи­си 1897, в Рос. им­пе­рии гре­коя­зыч­ных на­счи­ты­ва­лось 186,9 тыс. чел., в т. ч. 48,7 тыс. чел. в Ека­те­ри­но­слав­ской губ., 32,6 тыс. чел. в Карс­ской обл., 27,1 тыс. чел. в Тиф­лис­ской, 18 тыс. чел. в Тав­ри­че­ской, 14,5 тыс. чел. в Ку­та­ис­ской губ. В пе­ри­од 1-й ми­ро­вой вой­ны, ко­гда боль­шин­ст­во П. г. от­кры­то под­дер­жи­ва­ли Рос­сию, в 1916–1918 за­ни­мав­шую Тра­пе­зунд, и гре­ко-ту­рец­кой вой­ны 1919–22 сот­ни ты­сяч П. г. под­вер­га­лись де­пор­та­ци­ям и ис­треб­ле­нию (т. н. ма­ло­азий­ская ка­та­ст­ро­фа ря­дом стран при­зна­на ге­но­ци­дом; день па­мя­ти – 19 мая). Воз­ник­ли по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции П. г., пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки со­зда­ния Пон­тий­ской рес­пуб­ли­ки или Пон­тий­ско-Ар­мян­ской кон­фе­де­ра­ции; в Пон­те су­ще­ст­во­ва­ло пар­ти­зан­ское дви­же­ние. По гре­ко-ту­рец­кой кон­вен­ции 1923, ок. 400 тыс. П. г. бы­ло пе­ре­се­ле­но в Сев. Гре­цию, 135 тыс. чел. тог­да же вы­еха­ли на Кав­каз; об­щи­ны П. г. об­ра­зо­ва­лись в стра­нах Аме­ри­ки и Ев­ро­пы. В СССР бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка соз­да­ния лит. язы­ка на ос­но­ве тра­пе­зунд­ско­го го­во­ра пон­тий­ско­го диа­лек­та; в 1930–38 на тер­ри­то­рии совр. Крас­но­дар­ско­го края су­ще­ст­во­вал Греч. нац. р-н. В 1937–38 в хо­де т. н. греч. опе­ра­ции НКВД мно­гие П. г. бы­ли рас­стре­ля­ны (см. так­же в ст. Ма­риу­поль­ские гре­ки); в 1930–40-е гг. св. 60 тыс. П. г. (часть их име­ла греч., тур. и иран. гра­ж­дан­ст­во) бы­ло де­пор­ти­ро­ва­но на Урал, в Си­бирь, Сев. Ка­зах­стан и на Даль­ний Вос­ток (в част­но­сти, в 1944 бы­ло вы­се­ле­но всё греч. на­се­ле­ние Кры­ма – св. 15 тыс. чел.). По­сле 1956 часть их вер­ну­лась на преж­ние мес­та, в Гру­зии во­зоб­но­ви­лось пре­по­да­ва­ние на греч. яз. По пе­репи­си 1989, П. г. со­став­ля­ли в Гру­зии 100,3 тыс. чел., Ка­зах­ста­не 46,7 тыс. чел., Ар­ме­нии 4,7 тыс. чел. С 1920-х гг. по кон. 20 в. мно­гие П. г. СССР и пост­совет­ских го­су­дарств эмиг­ри­ро­ва­ли в Гре­цию.

Лит.: Papadopulos S. Events and cultural cha­racteristics regarding the Pontian-Greeks and their descendants. [S. l.], 1984; Ио­а­ни­ди Н. Н. Гре­ки в Аб­ха­зии. Су­ху­ми, 1990; Пон­тий­ские гре­ки. Крас­но­дар, 1997; По­пов А. П. Пон­тий­ские гре­ки // Бюл­ле­тень: Ан­тро­по­ло­гия, мень­шин­ст­ва, муль­ти­куль­ту­ра­лизм. 2000. № 2; Вол­ко­ва Н. Г. Гре­ки Кав­ка­за // Там же; Бу­гай Н. Ф. Де­пор­та­ция на­ро­дов Кры­ма: До­ку­мен­ты, фак­ты, ком­мен­та­рии. М., 2002; Джу­ха И. Гре­че­ская опе­ра­ция. СПб., 2006.

Вернуться к началу