ЛО́ЗИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛО́ЗИ, балози, ротсе, баротсе (самоназвание – balozi, barotse), народ группы банту на западе Замбии (Зап. пров.). Живут в бассейне ср. течения р. Замбези, в историч. обл. Баротселенд. Численность 650 тыс. чел. (2009, оценка), включая народы группы луйана (букв. – речные люди): собственно луйана (луйи), квангва, маши, макома, мбове, ндундулу, шамво, симаа и др. Живут также на юге Замбии (юг Юж. Пров.) и на северо-западе Зимбабве (160 тыс. чел. на северо-западе пров. Сев. Матабелеленд), на северо-востоке Намибии (50 тыс. чел. на востоке обл. Каприви), в Анголе (5 тыс. чел.) и Ботсване (2 тыс. чел.). Говорят на яз. лози (ротси, силози, сикололо) группы сото-тсвана (S30) банту языков. Письменность на основе лат. графики, издаются газеты, ведутся радиопередачи. Св. 80% – христиане (католики и протестанты: реформаты и адвентисты), часть придерживаются традиц. верований или являются последователями афрохристианских церквей.
Л. сформировались из 3 этнич. компонентов: 1) народов луйана, родственных луба и лунда и говорящих на языках группы квангва зоны K языков банту, которые переселились в нач. 17 в. с территории совр. Демократич. Республики Конго и создали раннеполитич. образование Луйана; 2) бахурутсе из группы тсвана, завоевавших его в нач. 19 в. и давших ему назв. Баротсе; 3) макололо из группы суто, подчинивших его в 1838–64 и создавших вождество Кололо. Во главе Л. стоял правитель (литунга – «хранитель земли»); важную роль выполняла старшая сестра правителя. Общество делилось на знать (линаби, бана бамулена), общинников и рабов. В 1890 принят протекторат Великобритании, и в 1911 значит. часть Баротселенда вошла в Сев. Родезию.
Традиц. культура типична для народов Экваториальной Африки. Осн. занятия – ручное земледелие с использованием сложной дренажно-ирригац. системы (кукуруза, сорго, маниок и сладкий тростник), скотоводство, рыболовство, охота и собирательство. Ремёсла – плетение, резьба по дереву, гончарство, кузнечество, обработка кожи. Развито отходничество на фермы и в города. Поселения окружены оградой. Дважды в год меняют место жительства: в сухой период поселяются в пойме Замбези, во влажный – на возвышенностях. Традиц. жилище – круглый глинобитный дом с соломенной крышей и росписью на стенах; характерны свайные зернохранилища. Одежда – кожаный передник, знать обёртывала нижнюю часть тела куском ткани. Основу традиц. социальной организации составляют деревенские и большесемейные общины и родовая организация. Счёт родства двусторонний, в прошлом (у луйана) матрилинейный. Система терминов родства бифуркативного типа; сиблинги различаются по относит. возрасту и относит. полу. Выделяются 8 неэкзогамных именных групп (мишику, ед. ч. мушику), ребёнок при рождении зачисляется как в мушику отца, так и в мушику матери; браки запрещены с родственниками до 4-го поколения. Брачное поселение патрилокальное; практикуются врем. матрилокальность, полигиния, брачный выкуп, развод. Распространены культы верховного божества – творца Ньямбе, предков, правителей и их могил. Распространено колдовство, шаманы (нака) исполняют врачевательные танцы (маимбве, лийяла, макомба, кайонго). После смерти жилище и имущество покойного уничтожаются. Мужчин хоронят головой на восток, женщин – на запад. Фольклор: сказки, песни, танцы (в т. ч. «королевский танец» нгомалуме).