Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛО́ЗИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 755-756

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ЛО́ЗИ, ба­ло­зи, рот­се, ба­рот­се (са­мо­на­зва­ние – balozi, barotse), на­род груп­пы бан­ту на за­па­де Зам­бии (Зап. пров.). Жи­вут в бас­сей­не ср. те­че­ния р. Зам­бези, в ис­то­рич. обл. Ба­рот­се­ленд. Чис­лен­ность 650 тыс. чел. (2009, оцен­ка), вклю­чая на­ро­ды груп­пы лу­йа­на (букв. – реч­ные лю­ди): соб­ст­вен­но лу­йа­на (луйи), кван­гва, ма­ши, ма­ко­ма, мбо­ве, ндун­ду­лу, шамво, си­маа и др. Жи­вут так­же на юге Зам­бии (юг Юж. Пров.) и на се­ве­ро-за­па­де Зим­баб­ве (160 тыс. чел. на се­ве­ро-за­па­де пров. Сев. Ма­та­бе­ле­ленд), на се­ве­ро-вос­то­ке На­ми­бии (50 тыс. чел. на вос­то­ке обл. Ка­при­ви), в Ан­го­ле (5 тыс. чел.) и Бот­сва­не (2 тыс. чел.). Го­во­рят на яз. ло­зи (рот­си, си­ло­зи, си­ко­ло­ло) груп­пы со­то-тсва­на (S30) бан­ту язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки, из­да­ют­ся га­зе­ты, ве­дут­ся ра­дио­пе­ре­да­чи. Св. 80% – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­те­стан­ты: ре­фор­ма­ты и ад­вен­тис­ты), часть при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний или яв­ля­ют­ся по­сле­до­ва­те­ля­ми аф­рох­ри­сти­ан­ских церк­вей.

Л. сфор­ми­ро­ва­лись из 3 эт­нич. ком­по­нен­тов: 1) на­ро­дов луй­а­на, род­ст­вен­ных лу­ба и лун­да и го­во­ря­щих на язы­ках груп­пы ква­нг­ва зо­ны K язы­ков бан­ту, ко­то­рые пе­ре­се­ли­лись в нач. 17 в. с тер­ри­то­рии совр. Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ки Кон­го и соз­да­ли ран­не­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние Лу­йа­на; 2) ба­ху­рут­се из груп­пы тсва­на, за­вое­вав­ших его в нач. 19 в. и дав­ших ему назв. Ба­рот­се; 3) ма­ко­ло­ло из груп­пы су­то, под­чи­нив­ших его в 1838–64 и соз­дав­ших вож­де­ст­во Ко­ло­ло. Во гла­ве Л. сто­ял пра­ви­тель (ли­тун­га – «хра­ни­тель зем­ли»); важ­ную роль вы­пол­ня­ла стар­шая се­ст­ра пра­ви­те­ля. Об­ще­ст­во де­ли­лось на знать (ли­на­би, ба­на ба­му­ле­на), об­щин­ни­ков и ра­бов. В 1890 при­нят про­тек­то­рат Ве­ли­ко­бри­та­нии, и в 1911 зна­чит. часть Ба­рот­се­лен­да во­шла в Сев. Ро­де­зию.

Праздник Куомбока у лози (на реке Замбези): лодки, сопровождающие семью литунга.
Лози. Зернохранилище.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тия – руч­ное зем­ле­де­лие с ис­поль­зо­ва­ни­ем слож­ной дре­наж­но-ир­ри­гац. сис­те­мы (ку­ку­ру­за, сор­го, ма­ни­ок и слад­кий тро­ст­ник), ско­то­вод­ст­во, ры­бо­лов­ст­во, охо­та и со­би­ра­тель­ст­во. Ре­мёс­ла – пле­те­ние, резь­ба по де­ре­ву, гон­чар­ст­во, куз­не­че­ст­во, об­ра­бот­ка ко­жи. Раз­ви­то от­ход­ни­че­ст­во на фер­мы и в го­ро­да. По­се­ле­ния ок­ру­же­ны ог­ра­дой. Два­ж­ды в год ме­ня­ют ме­сто жи­тель­ст­ва: в су­хой пе­риод по­се­ля­ют­ся в пой­ме Зам­бези, во влаж­ный – на воз­вы­шен­но­стях. Тра­диц. жи­ли­ще – круг­лый гли­но­бит­ный дом с со­ло­мен­ной кры­шей и рос­пи­сью на сте­нах; ха­рак­тер­ны свай­ные зер­но­хра­ни­ли­ща. Оде­ж­да – ко­жа­ный пе­ред­ник, знать обёр­ты­ва­ла ниж­нюю часть те­ла кус­ком тка­ни. Ос­но­ву тра­диц. со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны и ро­до­вая ор­га­ни­за­ция. Счёт род­ст­ва дву­сто­рон­ний, в про­шлом (у лу­йа­на) мат­ри­ли­ней­ный. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па; сиб­линги различаются по относит. возрас­ту и относит. полу. Вы­де­ля­ют­ся 8 не­эк­зо­гам­ных имен­ных групп (ми­ши­ку, ед. ч. му­ши­ку), ре­бё­нок при рож­де­нии за­чис­ля­ет­ся как в му­ши­ку от­ца, так и в му­ши­ку ма­те­ри; бра­ки зап­ре­ще­ны с род­ст­вен­ни­ка­ми до 4-го по­ко­ле­ния. Брач­ное по­се­ле­ние пат­ри­ло­каль­ное; прак­ти­ку­ют­ся врем. мат­ри­ло­каль­ность, по­ли­ги­ния, брач­ный вы­куп, раз­вод. Рас­про­стра­не­ны куль­ты вер­хов­но­го бо­же­ст­ва – твор­ца Ньям­бе, пред­ков, пра­ви­те­лей и их мо­гил. Рас­про­стра­не­но кол­дов­ст­во, ша­ма­ны (на­ка) ис­пол­ня­ют вра­че­ва­тель­ные тан­цы (ма­им­бве, лий­я­ла, ма­ком­ба, кай­он­го). По­сле смер­ти жи­ли­ще и иму­ще­ст­во по­кой­но­го унич­то­жа­ют­ся. Муж­чин хо­ро­нят го­ло­вой на вос­ток, жен­щин – на за­пад. Фольк­лор: сказ­ки, пес­ни, тан­цы (в т. ч. «ко­ро­лев­ский та­нец» нго­ма­лу­ме).

Лит.: Gluckman M. Economy of the central Ba­rotse plain. Livingstone, 1941; idem. The Lozi of Barotseland in north-western Rhodesia // Se­ven tribes of British Central Africa. Manches­ter, 1959; idem. The judicial process among the Barotse of Northern Rhodesia. 2nd ed. Man­chester, 1967; Turner V. W. The Lozi peoples of north-western Rhodesia. L., 1952; Reynolds B. Magic, divination and witchcraft among the Ba­rotse of Northern Rhodesia. Berk., 1963; Ka­la­luka L. Kuomboka: a living traditional culture among the Malozi people of Zambia. Lusaka, 1979; Brown E. D. Lozi. N. Y., 1998.

Вернуться к началу