Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУ́БА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 88

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. С. Львова; Г. В. Дзибель (терминология родства)

ЛУ́БА (ба­лу­ба), на­род груп­пы бан­ту, круп­ней­ший на­род Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ки Кон­го. Жи­вут на юге и юго-вос­токе стра­ны (про­вин­ции Ка­саи, Лу­луа, Вост. Ка­саи, Ло­ма­ми, Верх­нее Ло­ма­ми, Ма­ние­ма, Тан­гань­и­ка, Верх­няя Ка­тан­га, Луа­ла­ба). Вклю­ча­ет груп­пы: зап. Л. (Л.-ка­саи, лу­луа, лу­ва; яз. лу­ба) – 7,3 млн. чел.; юж. Л. (Л.-ка­тан­га, ша­ба; яз. ки­лу­ба) – 2,5 млн. чел.; сан­га – 720 тыс. чел.; кань­ок – 340 тыс. чел.; вост. Л. (хем­ба) – 230 тыс. чел.; лва­лу – 65 тыс. чел. (2009, оцен­ка). Язы­ки Л. от­но­сят­ся к зо­не L бан­ту язы­ков; рас­про­стра­нён так­же зап. диа­лект суа­хи­ли кин­гва­на. В осн. хри­стиа­не (ка­то­ли­ки, пре­сви­те­риа­не и др.), часть – му­суль­ма­не-сун­ни­ты, со­хра­ня­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ния, есть по­сле­до­ва­те­ли син­кре­тич. сект.

Луба. Скульптура мбоко работы т. н. Мастера из Були. Дерево. Королевский музей Центральной Африки (Тервюрен).

В 16–17 вв. соз­да­ли ран­не­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние Лу­ба, воз­глав­ляе­мое пра­ви­те­лем (му­лох­ве, му­лоп­ве) и со­ве­том зна­ти. Уча­ст­во­ва­ли как по­сред­ни­ки в пор­туг. ра­бо­тор­гов­ле. Ока­зы­ва­ли со­про­тив­ле­ние бельг. ко­ло­ни­за­то­рам до 1917. В кон. 1950-х гг. Л. Ка­тан­ги об­ра­зо­ва­ли пар­тию Ас­со­циа­ция ба­лу­ба Ка­тан­ги – Ба­лу­ба­кат. Во вре­мя Ка­танг­ско­го кри­зи­са 1960–1963 она вы­сту­па­ла про­тив М. К. Чом­бе. Л. ас­си­ми­ли­ру­ют др. на­ро­ды Ка­тан­ги. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки. Тра­диц. за­ня­тия – руч­ное зем­ле­де­лие (про­со, ямс, ку­ку­ру­за, ма­ни­ок), охо­та и со­би­ра­тель­ст­во. Ре­мёс­ла – ме­тал­лур­гия, куз­неч­ное, ткац­кое, гон­чар­ное. Из во­ло­кон паль­мы ра­фии пле­ли ков­ры с гео­мет­рич. ор­на­мен­том и бар­ха­ти­стой по­верх­но­стью (т. н. ка­сай­ский бар­хат); они, как и мед­ные кре­сто­вид­ные гирь­ки (т. н. ка­танг­ские кре­сты – хан­да), слу­жи­ли ме­но­вым эк­ви­ва­лен­том. Раз­ви­та резь­ба по де­ре­ву и сло­но­вой кос­ти (стиль «ба­лу­ба»): фи­гур­ки пред­ков, си­де­нья и под­го­лов­ни­ки с жен­ски­ми, ино­гда пар­ны­ми, фи­гу­ра­ми-«ка­риа­ти­да­ми», жен­ские ко­ле­но­пре­кло­нён­ные фи­гур­ки с со­су­дом в ру­ках (мбо­ко), ко­пья и то­по­ри­ки с ан­тро­по­морф­ны­ми руч­ка­ми, мас­ки, аму­ле­ты (ми­ки­си му­ха­си) и др.; для скульп­ту­ры ха­рак­тер­ны обоб­щаю­щие фор­мы, квад­рат­ные пле­чи, боль­шой вы­пук­лый лоб, мин­да­ле­вид­ные гла­за с тя­жё­лы­ми по­лу­за­кры­ты­ми ве­ка­ми, не­про­пор­цио­наль­но круп­ные ступ­ни и кис­ти рук, обо­зна­че­ние та­туи­ров­ки. Совр. Л. за­ня­ты в осн. в гор­но­до­бы­ваю­щей пром-сти. Тра­диц. по­се­ле­ние ли­ней­ной пла­ни­ров­ки, жи­ли­ще круг­лое. Тра­диц. оде­ж­да – на­бед­рен­ная по­вяз­ка и не­сши­тая юб­ка. Ос­но­ва тра­диц. со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – де­ре­вен­ская об­щи­на, со­стоя­щая из боль­ших се­мей. У вост. Л. со­хра­ня­ет­ся мат­ри­ли­ней­ная ро­до­вая струк­ту­ра, Л.-ка­тан­га пе­ре­шли на па­три­ли­нид­жи (би­са­ка, ед. ч. – ки­са­ка). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей и ге­не­ра­ци­он­но­го в по­ко­ле­нии го­во­ря­ще­го; сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу. Брач­ное по­се­ле­ние ук­со­ри­ло­каль­ное (у вост. Л.) или ви­ри­ло­каль­ное (у ка­тан­га), пред­поч­ти­тель­ны об­мен­ные бра­ки, встре­ча­ют­ся по­ли­ги­ния (у зна­ти), со­ро­рат. Жен­щи­ны в бра­ке об­ла­да­ют эко­но­мич. сво­бо­дой, име­ют пра­во раз­во­да. Де­ды и вну­ки, а так­же пле­мян­ни­ки и дя­дя по ма­те­ри свя­за­ны от­но­ше­ния­ми под­шу­чи­ва­ния. На­сле­до­ва­ние цар­ской вла­сти в гос-ве Лу­ба со­про­вож­да­лось пе­ре­да­чей свя­щен­ной сущ­но­сти (бу­лоп­ве), вос­хо­дя­щей к пер­во­пред­кам Л. С при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ст­ва раз­ви­ва­ет­ся нор­ма­тив­ная мо­но­га­мия, рас­про­стра­ня­ют­ся нор­мы, свя­зан­ные с от­цов­ским пра­вом (пра­ви­ла на­сле­до­ва­ния, брач­но­го вы­ку­па и др.). Тра­диц. куль­ты – вер­хов­но­го бо­же­ст­ва-де­ми­ур­га (Мну­ние, Нзам­би, Ка­лун­га, Му­ло­пе, Ма­вед­жи), пред­ков, Кон­го­ло (ле­ген­дар­но­го ос­но­ва­те­ля го­су­дар­ст­ва), ве­ра в ду­хов при­ро­ды, кол­дов­ст­во. Культ обо­же­ст­в­лён­ных пра­ви­те­лей под­дер­жи­вал­ся чле­на­ми тай­но­го об-ва Бам­бу­дье; они бы­ли хра­ни­те­ля­ми ис­то­рич. пре­да­ний, за­шиф­ро­ван­ных в «па­мят­ных дос­ках» (лу­ка­са) с по­мо­щью разл. со­че­та­ний ра­ко­вин, бу­син, ка­меш­ков и т. п. Из­вест­ны кос­мо­го­нич. ми­фы. Ри­туа­лы, свя­зан­ные с на­ча­лом зем­ле­дельч. ра­бот и до­бы­чи же­лез­ной и мед­ной ру­ды, воз­глав­лял вер­хов­ный жрец мви­не нтан­да (вождь зем­ли). Осо­бые пред­ска­за­те­ли (би­лум­бу) про­во­ди­ли га­да­ния (ки­бу­та) с по­мо­щью ста­ту­эток-со­су­дов мбо­ко. Со­хра­ня­ют­ся уп­ро­щён­ные об­ря­ды ини­циа­ций. Рас­про­стра­не­ны так­же сказ­ки о жи­вот­ных, раз­ви­та муз. и тан­це­валь­ная куль­ту­ра. Осн. муз. ин­ст­ру­мен­ты – мембранофо­ны (ба­ра­ба­ны), ма­рим­ба.

Лит.: Colle P. Les Baluba. Brux., 1913. Vol. 1–2; Verhulpen E. Baluba et Balubaїsés de Ka­tan­ga. P., 1936; Göhring H. Baluba. Meisenheim am Glan, 1970; Ор­ло­ва А. С., Льво­ва Э. С. Стра­ни­цы ис­то­рии Ве­ли­кой Са­ван­ны. М., 1978; Reefe T. The rainbow and the kings. Berk., 1981; Pongo M. K. Être Luba au XX s. P., 1997; Roberts M. N., Roberts A. F. Luba. Milan, 2007.

Вернуться к началу