ЛУ́БА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУ́БА (балуба), народ группы банту, крупнейший народ Демократич. Республики Конго. Живут на юге и юго-востоке страны (провинции Касаи, Лулуа, Вост. Касаи, Ломами, Верхнее Ломами, Маниема, Танганьика, Верхняя Катанга, Луалаба). Включает группы: зап. Л. (Л.-касаи, лулуа, лува; яз. луба) – 7,3 млн. чел.; юж. Л. (Л.-катанга, шаба; яз. килуба) – 2,5 млн. чел.; санга – 720 тыс. чел.; каньок – 340 тыс. чел.; вост. Л. (хемба) – 230 тыс. чел.; лвалу – 65 тыс. чел. (2009, оценка). Языки Л. относятся к зоне L банту языков; распространён также зап. диалект суахили кингвана. В осн. христиане (католики, пресвитериане и др.), часть – мусульмане-сунниты, сохраняются традиц. верования, есть последователи синкретич. сект.
В 16–17 вв. создали раннеполитич. образование Луба, возглавляемое правителем (мулохве, мулопве) и советом знати. Участвовали как посредники в португ. работорговле. Оказывали сопротивление бельг. колонизаторам до 1917. В кон. 1950-х гг. Л. Катанги образовали партию Ассоциация балуба Катанги – Балубакат. Во время Катангского кризиса 1960–1963 она выступала против М. К. Чомбе. Л. ассимилируют др. народы Катанги. Традиц. культура типична для народов Экваториальной Африки. Традиц. занятия – ручное земледелие (просо, ямс, кукуруза, маниок), охота и собирательство. Ремёсла – металлургия, кузнечное, ткацкое, гончарное. Из волокон пальмы рафии плели ковры с геометрич. орнаментом и бархатистой поверхностью (т. н. касайский бархат); они, как и медные крестовидные гирьки (т. н. катангские кресты – ханда), служили меновым эквивалентом. Развита резьба по дереву и слоновой кости (стиль «балуба»): фигурки предков, сиденья и подголовники с женскими, иногда парными, фигурами-«кариатидами», женские коленопреклонённые фигурки с сосудом в руках (мбоко), копья и топорики с антропоморфными ручками, маски, амулеты (микиси мухаси) и др.; для скульптуры характерны обобщающие формы, квадратные плечи, большой выпуклый лоб, миндалевидные глаза с тяжёлыми полузакрытыми веками, непропорционально крупные ступни и кисти рук, обозначение татуировки. Совр. Л. заняты в осн. в горнодобывающей пром-сти. Традиц. поселение линейной планировки, жилище круглое. Традиц. одежда – набедренная повязка и несшитая юбка. Основа традиц. социальной организации – деревенская община, состоящая из больших семей. У вост. Л. сохраняется матрилинейная родовая структура, Л.-катанга перешли на патрилиниджи (бисака, ед. ч. – кисака). Система терминов родства бифуркативного типа в поколении родителей и генерационного в поколении говорящего; сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу. Брачное поселение уксорилокальное (у вост. Л.) или вирилокальное (у катанга), предпочтительны обменные браки, встречаются полигиния (у знати), сорорат. Женщины в браке обладают экономич. свободой, имеют право развода. Деды и внуки, а также племянники и дядя по матери связаны отношениями подшучивания. Наследование царской власти в гос-ве Луба сопровождалось передачей священной сущности (булопве), восходящей к первопредкам Л. С принятием христианства развивается нормативная моногамия, распространяются нормы, связанные с отцовским правом (правила наследования, брачного выкупа и др.). Традиц. культы – верховного божества-демиурга (Мнуние, Нзамби, Калунга, Мулопе, Маведжи), предков, Конголо (легендарного основателя государства), вера в духов природы, колдовство. Культ обожествлённых правителей поддерживался членами тайного об-ва Бамбудье; они были хранителями историч. преданий, зашифрованных в «памятных досках» (лукаса) с помощью разл. сочетаний раковин, бусин, камешков и т. п. Известны космогонич. мифы. Ритуалы, связанные с началом земледельч. работ и добычи железной и медной руды, возглавлял верховный жрец мвине нтанда (вождь земли). Особые предсказатели (билумбу) проводили гадания (кибута) с помощью статуэток-сосудов мбоко. Сохраняются упрощённые обряды инициаций. Распространены также сказки о животных, развита муз. и танцевальная культура. Осн. муз. инструменты – мембранофоны (барабаны), маримба.