ЛУ́НДА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУ́НДА (самоназвания – balunda, ruund), народ группы банту на юге Экваториальной Африки. Живут на северо-западе Замбии (277 тыс. чел. – 2000, перепись; на севере Сев.-Зап. пров.), на востоке и севере Анголы (200 тыс. чел. на востоке пров. Мошико и на севере пров. Сев. Лунда) и юге Демократич. Республики Конго (350 тыс. чел. на юго-востоке пров. Кванго и в пров. Луалаба; 2009, оценка). Делятся на собственно Л. (или юж. Л.) и руунд (сев. Л.). Говорят на языках лунда (чилунда) и руунд (уруунд, или сев. чилунда) зоны K банту языков. Письменность на основе лат. графики, в Замбии на чилунда осуществляется преподавание, выходит пресса и ведутся радиопередачи. Часть Л. (казембе), переселившаяся в 18 в. на восток Замбии, перешла на диалект яз. бемба (луунда). Б. ч. Л. – христиане (католики и протестанты: пятидесятники, баптисты, реформаты, адвентисты), есть приверженцы афрохристианских сект и традиц. верований.
В кон. 16 в. существовало раннеполитич. образование Лунда, объединившее вождества близкородственных этнич. общностей (луэна, чокве, лучази, сонго, ндембу и др.) вокруг руунд. Основу экономики составляла караванная торговля невольниками и слоновой костью. Особа правителя (мвата-ямво) считалась священной, его жизнь определялась множеством табу. До кон. 19 в. сохранялась власть соправительницы – сестры правителя (лукокеша).
Традиц. культура типична для народов Экваториальной Африки. Традиц. занятия – ручное переложное земледелие (сорго, просо, кукуруза, маниок, бобовые, ямс, табак, масличная пальма, арахис, батат и др.), охота (в т. ч. загонная) и рыболовство. Домашние животные – собаки, куры, козы, овцы, у правителей – крупный рогатый скот. Часть совр. Л. живёт в городах, работает на плантациях и в горной пром-сти. Развита резьба по дереву, характерен геометрич. и зооморфный орнамент. Традиц. поселение – кругового плана. Жилище круглое. Складывались протогородские поселения – резиденции правителей – с населением до 10 тыс. чел. Традиц. одежда – поясная, несшитая, из выделанных шкур, у знати – из ткани. Праздничная мужская одежда (муконзо) – обязательно чёрного цвета с каймой из трёх цветных полос. Мужская причёска состояла из множества косичек, женщины обрезали волосы, оставляя небольшую прядь на макушке. Основу традиц. социальной структуры составляют деревенские и большесемейные общины и родовая организация. Счёт родства матрилинейный, у сев. Л. – билатеральный. Сохраняется сегментарная матрилинейная родовая структура, при которой матрилиниджи регулярно отпочковываются друг от друга и занимают отд. территорию (мпат). До недавнего времени практиковались отработки за жену. Предпочтительны кросскузенные браки. Брачное поселение уксори- или вирилокальное. Разводы легки, полигиния существовала только у знати. Ныне распространяются нормы отцовского права. Система терминов родства бифуркативного типа; сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу. Местами сохраняются инициации – индивидуальные для девочек (чисунгу) и коллективные для мальчиков (муканда). Традиц. верования – культ природных сил и предков. Образ демиурга (у разных групп – Нзамби, Калунга, Чинавези) связывается с дождём, громом и молнией. Среди духов предков (акиши) особое место занимают предки правителей, знаменитых воинов и охотников. Выделяются также нахомба – духи преступников и колдунов. Сохраняются устная историч. традиция и фольклор. Характерны акробатич. и мимич. танцы (мунгонго). Среди муз. инструментов – ксилофоны. Дерев. скульптура близка по стилю к иск-ву луба и чокве.