ЧО́КВЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧО́КВЕ (самоназвания – Bachokwe, Bajokwe, Badjok), народ группы банту в Экваториальной Африке. Живут на северо-востоке Анголы (гл. обр. провинции Сев. Лунда и Юж. Лунда; 1,4 млн. чел. – 2017, оценка), на юго-западе Демократич. Республики Конго (гл. обр. восток пров. Кванго, юг пров. Касаи и запад пров. Луалаба; 1,1 млн. чел.), на северо-западе Замбии (север р-на Кабомпо на западе Сев.-Зап. пров.; св. 100 тыс. чел.) и в Намибии (ок. 10 тыс. чел.). Язык чокве (чокуе, чиокве, киоко, кокве) зоны K банту языков. Письменность на основе лат. графики. Распространены также португ., франц. и англ. языки. В осн. католики, есть протестанты и приверженцы афрохристианских культов.
С кон. 16 в. входили в раннеполитич. образование Лунда. Имели вождества. Традиц. культура типична для народов Экваториальной Африки. Занимаются ручным переложным земледелием (просо, ямс, арахис, маниок, кукуруза) и охотой. Большую роль играл «вождь дичи», возглавлявший крупные охоты. Традиционно занимались торговлей с народами побережья (каучук, воск, слоновая кость; участвовали в работорговле). Развиты кузнечество, гончарство, ткачество, плетение, резьба по дереву (статуэтки, церемониальные кресла, курительные трубки, гребни, маски и др.). Распространено отходничество в города и на плантации арахиса. Поселения круговой планировки, жилище круглое, с крышей из травы и пальмовых листьев. Известны хуторские поселения большесемейных общин (до 30 чел.). Основу традиц. социальной организации составляют матрилинейные роды. Брачное поселение патрилокальное. Предпочтительны кросскузенные браки с символич. выкупом. Существовали возрастные институты, мужское (Мугонге) и женское (Укуле) тайные общества. Практиковались инициации мальчиков (муканда). Сохраняются культ предков и духов природы, выступавших коллективными и личными покровителями (нкиси), вера в Творца – первопредка и бога грома (Нзамби, Калунга), охотничьи и аграрные ритуалы, колдовство. Фольклор – сказки, песни (одноголосное пение), танцы; осн. муз. инструмент – маримба. Бытует особая традиция сонна («беседа»): старейшина иллюстрирует свой рассказ детям рисунками на земле (с их помощью также иллюстрируют пословицы, загадки, сказки). Искусство принадлежит худож. традиции бассейна Конго, сложилось в эпоху Лунда; для скульптуры характерны обобщающие формы, квадратные плечи, большой выпуклый лоб, миндалевидные глаза с тяжёлыми полузакрытыми веками. Различаются маски: мужские (чихонго), символизирующие богатство, и женские (мвана пво, букв. – молодая девушка) – символ плодородия.