Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРИ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 25

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов

КРИ́КИ (са­мо­на­зва­ние – мас­ко­ки), ин­дей­ский на­род груп­пы мус­ко­гов в США. Чис­лен­ность 40,5 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись), из них 36,7 тыс. чел. (со­глас­но дан­ным Бю­ро по де­лам ин­дей­цев на 2002 – 52,3 тыс. чел.) про­жи­ва­ют в шта­те Ок­ла­хо­ма («На­ция мас­ко­ги-кри­ков»); из вост. групп фе­де­раль­ное при­зна­ние име­ют ре­зер­ва­ция Порч-Крик в шта­те Ала­ба­ма, об­щи­ны «Пле­мен­ное по­се­ле­ние ниж­них мус­ко­ги-кри­ков Та­ма» в шта­те Джорд­жия и «Ниж­ние кри­ки Ма­чи­са» в шта­те Ала­ба­ма. Го­во­рят в осн. на англ. яз., ок. 6 тыс. чел. в Ок­ла­хо­ме со­хра­ня­ют крикский яз. (мус­ко­ги), от­но­ся­щий­ся к мус­когей­ским язы­кам. Ве­рую­щие – ме­то­ди­сты, бап­ти­сты, пре­сви­те­риа­не.

Крикский охотник Лукас Вишер. Акварель. 1824. Частная коллекция.

В кон. 17 в. мус­ког­ские (соб­ст­вен­но К., ку­са, ала­ба­ма, коа­са­ти, хит­чи­ти, апа­ла­чи, чи­ка­со и др.) и не­мус­ког­ские (ти­му­к­ва, нат­чи, ючи, яма­си, шау­ни, па­ка­на, ок­чай, чис­ка и др.) груп­пы совр. шта­тов Ала­ба­ма и Джорд­жия объ­е­ди­нились в Кон­фе­де­ра­цию К. Де­ли­лись на верх­них (ок. 20 «го­ро­дов» в 1738 по ре­кам Ала­ба­ма, Ку­са и Тал­ла­пу­са) и ниж­них К. (бо­лее 10 «го­ро­дов» по ре­кам Чат­та­ху­чи и Флинт). Во 2-й пол. 18 в. часть ниж­них К. пе­ре­се­ли­лась во Фло­ри­ду (см. Се­ми­но­лы).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев юго-вос­то­ка Сев. Аме­ри­ки. Вы­ра­щи­ва­ли ку­ку­ру­зу (3 сор­та), ты­к­ву, ка­бач­ки, па­тис­со­ны, бо­бы, под­сол­нух и та­бак, с 18 в. – так­же рис, сор­го, слад­кий кар­то­фель, ар­бу­зы, ды­ни, пас­сиф­ло­ру, яб­ло­ки и пер­си­ки. Муж­ские за­ня­тия – зем­ле­де­лие, а так­же со­би­ра­тель­ст­во (се­ме­на тро­ст­ни­ка, ди­кий рис и др.), охо­та (оле­ни, би­зо­ны, мед­ве­ди) и ры­бо­лов­ст­во. Жен­щи­ны за­ни­ма­лись гон­чар­ст­вом, тка­че­ст­вом из лу­ба, пле­те­ни­ем. Оде­ж­да – на­бед­рен­ные по­вяз­ки из олень­ей ко­жи у муж­чин и юб­ки у жен­щин, пле­тён­ные из лу­ба на­кид­ки. Де­ли­лись на 50 мат­ри­ли­ней­ных ро­дов, объ­е­ди­няв­ших­ся в 9 фрат­рий, и 2 по­ло­ви­ны – «бе­лую» (ха­та­гал­ки), свя­зы­вав­шую­ся с ми­ром, и «крас­ную» (чи­ло­ко­гал­ки), ас­со­ции­ро­вавшуюся с вой­ной. Между родами су­ществовали отношения старшинства: более значимые роды приходились «дя­дьями» или «старшими братьями» ме­нее значимым. Похожая иерархия суще­ст­во­вала и между племенами кон­фе­де­ра­ции. Сис­те­ма род­ст­ва бифуркативного типа с генерационным скосом ти­па «кроу»; сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу; термины родства де­лят­ся на референтивные и вокативные и не употребляются без показателей при­над­лежности. Послебрачное поселение ма­т­ри­локальное. Центры племён – «го­ро­да» – боль­шие ук­ре­п­лён­ные час­то­ко­лом посёлки (итал­ва), окружённые бо­лее мелкими деревнями (талофа): 25 итал­ва входили в «бе­лую» половину и 14 – в «крас­ную». Вер­хов­ный вождь итал­ва (итал­ва мик­ко) из­бирал­ся из со­от­вет­ст­вую­щей по­ло­ви­ны («костра»); за ним шли «вождь-близнец» (микко апокта), глашатай (ятика), мирные вожди (хи­них алки), младшие вожди (микк алки), ста­рики-советники (ист ачак алки – «воз­люб­ленные мужи»), вое­началь­ни­ки (та­станаки лхакко) и др. Итал­ва де­ли­лись на квар­та­лы, на­се­лён­ные семь­я­ми жен­щин од­но­го ро­да. Зим­ние до­ма круг­лые или мно­го­уголь­ные (диа­метр до 9 м), с кар­кас­ными пле­тё­ны­ми сте­на­ми, об­ма­зан­ны­ми гли­ной. В цен­тре итал­ва бы­ла пря­мо­уголь­ная пло­щадь, на ко­то­рой на­хо­ди­лись ок­ру­жён­ные на­ве­са­ми пря­мо­уголь­ное и круг­лое в пла­не мес­та для со­б­ра­ний и це­ре­мо­ний, а так­же пло­щад­ка для иг­ры в мяч, со­жже­ний плен­ни­ков и др. В ос­но­ве тра­диц. ре­ли­гии – ве­ра в Спа­си­те­ля жиз­ни (Хи­са­ки­та­ми­си, Ох­фан­ка – Тот, кто над на­ми), ас­со­ции­ро­вав­ше­го­ся с солн­цем, лу­ной или ог­нём. Ве­ри­ли в ма­гич. си­лы яхо­ла (об­ре­тае­мую при по­треб­ле­нии т. н. чёр­но­го на­пит­ка) и хай­уйа. Осн. це­ре­мо­ния – лет­ний празд­ник Зе­лё­ной ку­ку­ру­зы (По­ски­та) – дли­лась до 8 дней, со­про­во­ж­да­лась жер­т­во­при­но­ше­ния­ми и об­ществ. пи­ра­ми, пе­ре­ме­жав­ши­ми­ся с по­ста­ми. Ри­ту­аль­ная иг­ра в мяч – хо­ли ичу­си («млад­ший брат вой­ны») – про­во­ди­лась «крас­ной» по­ло­ви­ной. В иг­ре про­тив­ни­ка­ми мог­ли вы­сту­пать ко­ман­ды, пред­став­ляв­шие «красные» и «белые» итал­ва; про­иг­рав­шие неск. раз под­ряд пе­ре­хо­ди­ли на половину по­бе­ди­те­ля.

Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми с 1539–40 (экс­пе­ди­ция Э. де Со­то). Ниж­ние К. на­хо­ди­лись под бо­лее силь­ным влия­ни­ем ев­роп. тор­гов­цев и ме­ти­сов. Во вре­мя Вой­ны за не­за­ви­си­мость в Се­вер­ной Аме­ри­ке 1775–83 боль­шин­ст­во К. под­дер­жи­ва­ло анг­ли­чан. В 1790 был под­пи­сан до­го­вор с США, но во­ен. дей­ст­вия про­дол­жа­лись до 1796. В Вой­не К. (1813–14) верх­ние К., где гла­вен­ст­вую­щую роль иг­ра­ли радикальные сто­рон­ники традиц. уклада жизни в составе «крас­ной» по­ло­ви­ны (т. н. Крас­ные ду­бинки), воодушевлённые призывом Те­кумсе, вы­сту­пили про­тив амер. по­се­лен­цев и ниж­них К., воз­глав­ляе­мых ме­ти­са­ми и во­ж­дя­ми «бе­лой» по­ло­ви­ны; бы­ли раз­гром­ле­ны ген. Э. Джэксо­ном в бит­ве у Хорс­шу-Бенд (27.3.1814). В 1828 К. бы­ли вы­ну­ж­де­ны ус­ту­пить ос­тав­шие­ся зем­ли в Джорд­жии. Ме­ти­си­ро­ван­ные груп­пы пе­ре­се­ли­лись на Ин­дей­скую тер­ри­то­рию, ос­таль­ные в Ала­ба­му. В 1834–1837 поч­ти все К. бы­ли пе­ре­ме­щены по «Тро­пе слёз» на Ин­дей­скую тер­ри­то­рию. Управ­ля­лись Ге­не­раль­ным со­ве­том, ку­да вхо­ди­ли во­ж­ди от всех «го­ро­дов», во гла­ве с 2 во­ж­дя­ми (от верх­них и от ниж­них К.). В 1867 при­ня­та кон­сти­ту­ция, соз­дан­ная по об­раз­цу аме­ри­кан­ской. Со­гласно Акту Кёртиса 1906, органы вла­с­ти К. рас­пу­ще­ны в 1910, вос­соз­да­ны в 1979. Совр. К. за­ни­ма­ют­ся в осн. фер­мер­ским хо­зяй­ст­вом; св. по­ло­ви­ны ме­ти­си­ро­ва­ны. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. це­ре­мо­нии (Зе­лё­ной ку­ку­ру­зы, иг­ра в мяч и др.).

Лит.: Swanton J. R. Early history of the Creek Indians and their neighbors. Wash., 1922; idem. Social organization and so­cial usages of the Indians of the Creek confederacy. Religious beliefs and medical practices of the Creek In­dians. Wash., 1928; Hewitt J. N. B. Notes on the Creek Indians. Wash., 1939; Holland Bra­und K. E. Deerskins and duffels: the Creek In­di­an trade with Anglo-America, 1685–1815. Lin­coln; L., 1996; Walker W. B. Creek confe­de­ra­cy before removal // Handbook of North Ame­rican Indians. Wash., 2004. Vol. 14; Innes P. Creek in the West // Ibid.; Paredes A. J. Creek in the East since removal // Ibid.

Вернуться к началу