КРИ́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРИ́КИ (самоназвание – маскоки), индейский народ группы мускогов в США. Численность 40,5 тыс. чел. (2000, перепись), из них 36,7 тыс. чел. (согласно данным Бюро по делам индейцев на 2002 – 52,3 тыс. чел.) проживают в штате Оклахома («Нация маскоги-криков»); из вост. групп федеральное признание имеют резервация Порч-Крик в штате Алабама, общины «Племенное поселение нижних мускоги-криков Тама» в штате Джорджия и «Нижние крики Мачиса» в штате Алабама. Говорят в осн. на англ. яз., ок. 6 тыс. чел. в Оклахоме сохраняют крикский яз. (мускоги), относящийся к мускогейским языкам. Верующие – методисты, баптисты, пресвитериане.
В кон. 17 в. мускогские (собственно К., куса, алабама, коасати, хитчити, апалачи, чикасо и др.) и немускогские (тимуква, натчи, ючи, ямаси, шауни, пакана, окчай, чиска и др.) группы совр. штатов Алабама и Джорджия объединились в Конфедерацию К. Делились на верхних (ок. 20 «городов» в 1738 по рекам Алабама, Куса и Таллапуса) и нижних К. (более 10 «городов» по рекам Чаттахучи и Флинт). Во 2-й пол. 18 в. часть нижних К. переселилась во Флориду (см. Семинолы).
Традиц. культура типична для индейцев юго-востока Сев. Америки. Выращивали кукурузу (3 сорта), тыкву, кабачки, патиссоны, бобы, подсолнух и табак, с 18 в. – также рис, сорго, сладкий картофель, арбузы, дыни, пассифлору, яблоки и персики. Мужские занятия – земледелие, а также собирательство (семена тростника, дикий рис и др.), охота (олени, бизоны, медведи) и рыболовство. Женщины занимались гончарством, ткачеством из луба, плетением. Одежда – набедренные повязки из оленьей кожи у мужчин и юбки у женщин, плетённые из луба накидки. Делились на 50 матрилинейных родов, объединявшихся в 9 фратрий, и 2 половины – «белую» (хатагалки), связывавшуюся с миром, и «красную» (чилокогалки), ассоциировавшуюся с войной. Между родами существовали отношения старшинства: более значимые роды приходились «дядьями» или «старшими братьями» менее значимым. Похожая иерархия существовала и между племенами конфедерации. Система родства бифуркативного типа с генерационным скосом типа «кроу»; сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу; термины родства делятся на референтивные и вокативные и не употребляются без показателей принадлежности. Послебрачное поселение матрилокальное. Центры племён – «города» – большие укреплённые частоколом посёлки (италва), окружённые более мелкими деревнями (талофа): 25 италва входили в «белую» половину и 14 – в «красную». Верховный вождь италва (италва микко) избирался из соответствующей половины («костра»); за ним шли «вождь-близнец» (микко апокта), глашатай (ятика), мирные вожди (хиних алки), младшие вожди (микк алки), старики-советники (ист ачак алки – «возлюбленные мужи»), военачальники (тастанаки лхакко) и др. Италва делились на кварталы, населённые семьями женщин одного рода. Зимние дома круглые или многоугольные (диаметр до 9 м), с каркасными плетёными стенами, обмазанными глиной. В центре италва была прямоугольная площадь, на которой находились окружённые навесами прямоугольное и круглое в плане места для собраний и церемоний, а также площадка для игры в мяч, сожжений пленников и др. В основе традиц. религии – вера в Спасителя жизни (Хисакитамиси, Охфанка – Тот, кто над нами), ассоциировавшегося с солнцем, луной или огнём. Верили в магич. силы яхола (обретаемую при потреблении т. н. чёрного напитка) и хайуйа. Осн. церемония – летний праздник Зелёной кукурузы (Поскита) – длилась до 8 дней, сопровождалась жертвоприношениями и обществ. пирами, перемежавшимися с постами. Ритуальная игра в мяч – холи ичуси («младший брат войны») – проводилась «красной» половиной. В игре противниками могли выступать команды, представлявшие «красные» и «белые» италва; проигравшие неск. раз подряд переходили на половину победителя.
Контакты с европейцами с 1539–40 (экспедиция Э. де Сото). Нижние К. находились под более сильным влиянием европ. торговцев и метисов. Во время Войны за независимость в Северной Америке 1775–83 большинство К. поддерживало англичан. В 1790 был подписан договор с США, но воен. действия продолжались до 1796. В Войне К. (1813–14) верхние К., где главенствующую роль играли радикальные сторонники традиц. уклада жизни в составе «красной» половины (т. н. Красные дубинки), воодушевлённые призывом Текумсе, выступили против амер. поселенцев и нижних К., возглавляемых метисами и вождями «белой» половины; были разгромлены ген. Э. Джэксоном в битве у Хорсшу-Бенд (27.3.1814). В 1828 К. были вынуждены уступить оставшиеся земли в Джорджии. Метисированные группы переселились на Индейскую территорию, остальные в Алабаму. В 1834–1837 почти все К. были перемещены по «Тропе слёз» на Индейскую территорию. Управлялись Генеральным советом, куда входили вожди от всех «городов», во главе с 2 вождями (от верхних и от нижних К.). В 1867 принята конституция, созданная по образцу американской. Согласно Акту Кёртиса 1906, органы власти К. распущены в 1910, воссозданы в 1979. Совр. К. занимаются в осн. фермерским хозяйством; св. половины метисированы. Сохраняются традиц. церемонии (Зелёной кукурузы, игра в мяч и др.).