Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАЛО́ГИ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 718-720

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Н. Лыкова

НАЛО́ГИ, обя­за­тель­ные, ин­ди­ви­ду­аль­но без­воз­мезд­ные пла­те­жи: взи­мае­мые с фи­зи­че­ских и/или юри­ди­че­ских лиц; ус­та­нов­лен­ные ор­га­на­ми за­ко­но­да­тель­ной вла­сти с оп­ре­де­ле­ни­ем раз­ме­ров и сро­ков их уп­ла­ты; пред­на­зна­чен­ные для фи­нан­со­во­го обес­пе­че­ния дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­ва и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. Зна­чи­мые ха­рак­те­ри­сти­ки на­ло­го­вых пла­те­жей: 1) за­ко­но­да­тель­ная ос­но­ва – Н. яв­ля­ют­ся толь­ко те пла­те­жи, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в рам­ках за­ко­но­да­тель­ст­ва; 2) обя­за­тель­ность – за­ко­ном од­но­знач­но оп­ре­де­ля­ет­ся обя­зан­ность гра­ж­дан и ор­га­ни­за­ций уп­ла­чи­вать Н. Обя­за­тель­ность уп­ла­ты Н. ос­но­ва­на на воз­мож­но­сти при­ну­ж­де­ния со сто­ро­ны го­су­дар­ства. Так, со­глас­но ст. 57 Кон­сти­ту­ции РФ «ка­ж­дый обя­зан пла­тить за­кон­но ус­та­нов­лен­ные на­ло­ги и сбо­ры»; 3) ин­ди­ви­ду­аль­ная без­воз­мезд­ность на­ло­го­вых плате­жей, ко­то­рая оз­на­ча­ет, что факт уп­ла­ты Н. на­ло­го­пла­тель­щи­ка­ми не по­ро­ж­да­ет встреч­ной обя­зан­но­сти го­су­дар­ст­ва со­вер­шить к.-л. дей­ст­вие, пре­дос­та­вить то­ва­ры или ус­лу­ги кон­крет­но­му на­ло­го­пла­тель­щи­ку. В ко­неч­ном счё­те воз­мезд­ность в сфе­ре на­ло­го­вых от­но­ше­ний всё-та­ки име­ет ме­сто в си­лу то­го, что го­су­дар­ст­во пре­дос­тав­ля­ет сво­им гра­ж­да­нам оп­ре­де­лён­ный круг го­су­дар­ст­вен­ных (или об­ще­ст­вен­ных) ус­луг; 4) по­сту­п­ле­ние пла­те­жа в поль­зу субъ­ек­тов пуб­лич­ной вла­сти – в го­су­дар­ст­вен­ный бюд­жет, ме­ст­ные бюд­же­ты (бюд­же­ты му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний), гос. вне­бюд­жет­ные фон­ды. Толь­ко пла­те­жи, ко­то­рые по­сту­па­ют в бюд­жет или гос. вне­бюд­жет­ный фонд (при со­блю­де­нии ос­таль­ных ус­ло­вий), мо­гут быть на­зва­ны Н. Ес­ли пла­те­жи, удов­ле­тво­ряю­щие при­ве­дён­ным вы­ше трём ус­ло­ви­ям, по­сту­па­ют не в поль­зу ин­сти­ту­тов пуб­лич­ной вла­сти, то та­ко­вые счи­та­ют­ся не Н., а па­ра­фис­ка­ли­те­та­ми.

Н. счи­та­ют­ся ус­та­нов­лен­ны­ми, ко­гда оп­ре­де­ле­ны на­ло­го­пла­тель­щи­ки, объ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния (фак­ты, дей­ст­вия, об­стоя­тель­ст­ва, по­ро­ж­даю­щие обя­зан­ность уп­ла­тить на­ло­ги), по­ря­док рас­чё­та на­ло­го­вой ба­зы (ко­ли­че­ст­вен­ная оцен­ка объ­ек­та или пред­ме­та на­ло­го­об­ло­же­ния), на­ло­го­вый пе­ри­од (срок, в те­че­ние ко­то­ро­го фор­ми­ру­ет­ся на­ло­го­вая ба­за), на­ло­го­вая став­ка (сум­ма на­ло­га в рас­чё­те на еди­ни­цу на­ло­го­вой ба­зы – до­ля до­хо­да, до­ля вы­руч­ки от реа­ли­за­ции, де­неж­ная сум­ма в рас­чё­те на ка­кой-то фи­зич. па­ра­метр), по­ря­док ис­чис­ле­ния и сро­ки уп­ла­ты Н. На­ря­ду с обя­зат. эле­мен­та­ми Н. (без оп­ре­де­ле­ния ко­то­рых Н. не мо­гут быть ус­та­нов­ле­ны), мо­гут ус­та­нав­ли­вать­ся и фа­куль­та­тив­ные эле­мен­ты (напр., на­ло­го­вые льго­ты).

Эко­но­мич. сущ­ность Н. сво­дит­ся к изъ­я­тию го­су­дар­ст­вом час­ти ва­ло­во­го внут­рен­не­го про­дук­та, соз­да­вае­мо­го в эко­но­ми­ке с це­лью фор­ми­ро­ва­ния еди­но­го фон­да де­неж­ных средств для фи­нан­си­ро­ва­ния пре­дос­тав­ляе­мых гос. ус­луг.

По ме­то­ду ус­та­нов­ле­ния Н. раз­де­ля­ют­ся на пря­мые и кос­вен­ные. К пря­мым Н. от­но­сят те, ко­то­рые уп­ла­чи­ва­ют­ся на­ло­го­пла­тель­щи­ком са­мо­стоя­тель­но, ис­хо­дя из зна­ния ве­ли­чи­ны объ­ек­та на­ло­го­об­ло­же­ния, рас­чё­та на­ло­го­вой ба­зы и при­ме­не­ния к ней на­ло­го­вой став­ки (в осн. по­до­ход­но-по­иму­ще­ст­вен­ные на­ло­ги). При этом го­су­дар­ст­во не пред­по­ла­га­ет, что эти Н. бу­дут пе­ре­ло­же­ны на­ло­го­пла­тель­щи­ком на ко­го-то дру­го­го. Фак­ти­че­ски речь идёт о том, что в слу­чае пря­мо­го на­ло­го­об­ло­же­ния на­ло­го­пла­тель­щик и но­си­тель бре­ме­ни это­го на­ло­га сов­па­да­ют. При вве­де­нии кос­вен­ных Н. го­су­дар­ст­во за­ве­до­мо ис­хо­дит из то­го, что те ли­ца, на ко­то­рые эти Н. вво­дят­ся, мо­гут пе­ре­ло­жить их на ко­го-то ещё, т. е. ко­неч­ны­ми но­си­те­ля­ми на­ло­го­во­го бре­ме­ни дан­ной груп­пы Н. мо­гут быть и не те ли­ца, ко­то­рые яв­ля­ют­ся на­ло­го­пла­тель­щи­ка­ми по за­ко­но­да­тель­ст­ву. Кос­вен­ные Н. взи­ма­ют­ся в ви­де над­бав­ки к це­не реа­ли­за­ции то­ва­ра, ра­бот, ус­луг и пред­став­ля­ют со­бой Н. на по­треб­ле­ние (напр., ак­ци­зы).

В за­ви­си­мо­сти от на­ли­чия или от­сут­ст­вия це­ле­во­го ре­жи­ма рас­хо­до­ва­ния средств, по­лу­чен­ных с по­мо­щью Н., по­след­ние при­ня­то раз­делять на об­щие и це­ле­вые. Об­щие Н. за­чис­ля­ют­ся в бюд­жет для по­кры­тия об­щих рас­хо­дов бюд­жет­ной сис­те­мы, а це­ле­вые – вво­дят­ся для фи­нан­си­ро­ва­ния кон­крет­ной ка­те­го­рии рас­хо­дов и мо­гут по­сту­пать как в бюд­жет, так и во вне­бюд­жет­ные фон­ды или це­ле­вые бюд­жет­ные фон­ды.

По ха­рак­те­ру вла­ст­ной ком­пе­тен­ции Н. под­раз­де­ля­ют­ся на го­су­дар­ст­вен­ные и ме­ст­ные. Го­су­дар­ст­вен­ные Н. вво­дят­ся за­ко­но­дат. ак­та­ми выс­ше­го пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на го­су­дар­ст­ва и за­чис­ля­ют­ся в гос. бюд­жет (по­сту­п­ле­ния от не­ко­то­рых Н. мо­гут пе­ре­да­вать­ся в др. уров­ни бюд­жет­ной сис­те­мы стра­ны), а ме­ст­ные Н. ус­та­нав­ли­ва­ют­ся на ос­но­ва­нии ре­ше­ний ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния и за­чис­ля­ют­ся, как пра­ви­ло, толь­ко в до­ход ме­ст­ных бюд­же­тов. В уни­тар­ном го­су­дар­ст­ве Н. де­лят­ся на на­цио­наль­ные (го­су­дар­ст­вен­ные) и мест­ные, а в фе­де­ра­тив­ном – на фе­де­раль­ные и субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции (го­су­дар­ст­вен­ные) и ме­ст­ные. Ис­то­рия зна­ет вы­де­ле­ние в ка­че­ст­ве са­мо­стоя­т. и груп­пы т. н. чрез­вы­чай­ных на­ло­гов. К ним от­но­сят­ся на­ло­ги, вво­ди­мые при осо­бых или чрез­вы­чай­ных об­стоя­тель­ст­вах (как пра­ви­ло, на вре­мя вой­ны). Так, чрез­вы­чай­ные на­ло­ги при­ме­ня­лись в не­ко­то­рых стра­нах во вре­мя 1-й и 2-й ми­ро­вых войн (см. Во­ен­ный на­лог). В СССР в 1918–20 дей­ст­во­ва­ли чрез­вы­чай­ные ре­во­люц. на­ло­ги с иму­щих клас­сов на­се­ле­ния (напр., чрез­вы­чай­ный 10-мил­ли­ард­ный ре­во­люц. на­лог на со­стоя­тель­ных гра­ж­дан).

Налоги в РФ

яв­ля­ют­ся осн. ис­точ­ни­ка­ми до­хо­дов бюд­жет­ной сис­те­мы. Их до­ля во всех до­хо­дах кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го бюд­же­та РФ по ито­гам 2011 со­ста­ви­ла 71,7%. Совр. на­ло­го­вая сис­те­ма Рос­сии на­ча­ла скла­ды­вать­ся в 1992 с на­ча­лом ак­тив­ных ры­ноч­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. То­гда всту­пи­ли в си­лу за­ко­ны о на­ло­ге на до­бав­лен­ную стои­мость, ак­ци­зах, прин­ци­пи­аль­но но­вые ре­дак­ции за­ко­на о на­ло­ге на при­быль пред­при­ятий и по­до­ход­но­го на­ло­га с фи­зич. лиц. Эти и це­лый ряд иных на­ло­гов бы­ли вве­де­ны вме­сто дей­ст­во­вав­шей в сов. эко­но­ми­ке мо­де­ли пря­мо­го рас­пре­де­ле­ния при­бы­ли гос. пред­при­ятий и не­ко­то­рых на­ло­гов с на­се­ле­ния.

На­ло­го­вый ко­декс Рос. Фе­де­ра­ции (НК РФ) ус­та­нав­ли­ва­ет сис­те­му на­ло­гов и сбо­ров. В нач. 21 в. в РФ дей­ст­ву­ют фе­де­раль­ные, ре­гио­наль­ные и ме­ст­ные на­ло­ги. К фе­де­раль­ным на­ло­гам и сбо­рам от­но­сят­ся: на­лог на до­бав­лен­ную стои­мость, ак­ци­зы, на­лог на до­хо­ды фи­зич. лиц, на­лог на при­быль ор­га­ни­за­ций, на­лог на до­бы­чу по­лез­ных ис­ко­пае­мых, вод­ный на­лог, сбо­ры за поль­зо­ва­ние объ­ек­та­ми жи­вот­но­го ми­ра и за поль­зо­ва­ние объ­ек­та­ми вод­ных био­ло­гич. ре­сур­сов, гос. по­шли­на. К ре­гио­наль­ным на­ло­гам ны­не от­но­сят­ся: на­лог на иму­ще­ст­во ор­га­ни­за­ций, транс­порт­ный на­лог и на­лог на игор­ный биз­нес. Груп­пу ме­ст­ных на­ло­гов со­став­ля­ют на­лог на иму­ще­ст­во фи­зич. лиц и зе­мель­ный на­лог.

На­лог на до­бав­лен­ную стои­мость (НДС) пред­став­ля­ет со­бой на­лог, ко­то­рый вво­дит­ся на ка­ж­дой ста­дии про­из­вод­ств. про­цес­са и про­цес­са реа­ли­за­ции то­ва­ра (ра­бот, ус­луг) вплоть до ко­неч­но­го по­треб­ле­ния. При этом на ка­ж­дом из эта­пов про­дви­же­ния то­ва­ра от про­из­во­ди­те­ля к ко­неч­но­му по­тре­би­те­лю име­ет ме­сто за­чёт ра­нее уп­ла­чен­ных сумм это­го на­ло­га. В ре­зуль­та­те на­ло­го­об­ло­же­нию под­вер­га­ет­ся лишь раз­ность ме­ж­ду це­ной реа­ли­за­ции про­из­ве­дён­но­го то­ва­ра (ра­бо­ты, ус­лу­ги) и стои­мо­стью ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, ис­поль­зо­ван­ных в про­из­вод­ств. про­цес­се (до­бав­лен­ная стои­мость или стои­мость, до­бав­лен­ная об­ра­бот­кой). Пла­тель­щи­ка­ми НДС яв­ля­ют­ся ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, а так­же ли­ца, осу­ще­ст­в­ляю­щие пе­ре­ме­ще­ние то­ва­ров че­рез та­мо­жен­ную гра­ни­цу Рос­сии. В ос­но­ве оп­ре­де­ле­ния объ­ек­та на­ло­го­об­ло­же­ния ле­жит факт реа­ли­за­ции то­ва­ров, вы­пол­не­ния ра­бот или ока­за­ния ус­луг на тер­ри­то­рии РФ. От уп­ла­ты НДС ос­во­бо­ж­да­ют­ся не­ко­то­рые ви­ды дея­тель­но­сти (мед. ус­лу­ги; ус­лу­ги по пе­ре­воз­ке пас­са­жи­ров гор. пас­са­жир­ским транс­пор­том об­ще­го поль­зо­ва­ния, ус­лу­ги в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния, куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва, це­лый ряд др. ви­дов ус­луг). НК РФ ус­та­нав­ли­ва­ют­ся на­ло­го­вые став­ки на уров­не 0% – для то­ва­ров и ус­луг, экс­пор­ти­руе­мых за пре­де­лы РФ; 10% – при реа­ли­за­ции ог­ра­ни­чен­но­го кру­га про­до­воль­ств. то­ва­ров и то­ва­ров для де­тей; 18% – при реа­ли­за­ции иных ви­дов то­ва­ров, про­из-ве ра­бот и ока­за­нии ус­луг.

На­лог на при­быль ор­га­ни­за­ций – один из осн. фе­де­раль­ных на­ло­гов. Пла­тель­щи­ка­ми это­го на­ло­га яв­ля­ют­ся пред­при­ятия и ор­га­ни­за­ции, за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ные в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ, а так­же ино­стр. ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ст­в­ляю­щие дея­тель­ность в Рос­сии че­рез по­сто­ян­ное пред­ста­ви­тель­ст­во или/и по­лу­чаю­щие до­хо­ды на тер­ри­то­рии стра­ны. Объ­ек­том на­ло­го­об­ло­же­ния яв­ля­ет­ся при­быль ор­га­ни­за­ции, ко­то­рая оп­ре­де­ля­ет­ся как раз­ность ме­ж­ду до­хо­да­ми и эко­но­ми­че­ски обос­но­ван­ны­ми и до­ку­мен­таль­но под­твер­ждён­ны­ми рас­хо­да­ми. НК РФ ус­та­нав­ли­ва­ет став­ку на­ло­га на при­быль, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой сум­мы это­го на­ло­га за­чис­ля­ют­ся в до­ход фе­де­раль­но­го бюд­же­та (ны­не 2%), а так­же пре­дель­ные зна­че­ния на­ло­го­вой став­ки, ко­то­рая мо­жет быть ус­та­нов­ле­на субъ­ек­та­ми РФ (13,5–18%). По­след­ние име­ют пра­во ус­та­нав­ли­вать кон­крет­ную став­ку на­ло­га на при­быль, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой этот на­лог за­чис­ля­ет­ся в до­ход бюд­же­та то­го или ино­го субъ­ек­та РФ.

На­лог на до­хо­ды фи­зи­че­ских лиц – пря­мой на­лог, уп­ла­чи­вае­мый ими с по­лу­чен­ных до­хо­дов (за­ра­бот­ная пла­та, до­ход от пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, ав­тор­ские воз­на­гра­ж­де­ния и др. до­хо­ды). Дан­ный на­лог яв­ля­ет­ся од­ним из осн. на­ло­гов, фор­ми­рую­щих рос. сис­те­му на­ло­гов. Хо­тя он и от­но­сит­ся к чис­лу фе­де­раль­ных, вся сум­ма по­сту­п­ле­ний из это­го ис­точ­ни­ка за­чис­ля­ет­ся в до­хо­ды бюд­же­тов субъ­ек­тов РФ. Пла­тель­щи­ка­ми на­ло­га на до­хо­ды фи­зич. лиц при­зна­ют­ся фи­зич. ли­ца – на­ло­го­вые ре­зи­ден­ты (про­вед­шие на тер­ри­то­рии Рос­сии бо­лее 183 дней из пред­ше­ст­вую­щих 365) по всей сум­ме по­лу­чен­ных до­хо­дов на тер­ри­то­рии РФ и из-за ру­бе­жа и на­ло­го­вые не­ре­зи­ден­ты – толь­ко по до­хо­дам, по­лу­чен­ным в Рос­сии. На­ло­го­вая ба­за для ре­зи­ден­тов оп­ре­де­ля­ет­ся как сум­ма об­ла­гае­мых до­хо­дов с учё­том ус­та­нов­лен­ных вы­че­тов. По на­ло­гу на до­хо­ды фи­зич. лиц дей­ству­ют сле­дую­щие став­ки: 13% – по осн. ка­те­го­ри­ям до­хо­дов; 9% – по по­лу­чен­ным ди­ви­ден­дам; 35% – по не­ко­то­рым ви­дам ма­те­ри­аль­ной вы­го­ды и вы­иг­ры­шам; 30% – по до­хо­дам, по­лу­чен­ным не­ре­зи­ден­та­ми. Ны­не по это­му на­ло­гу пре­ду­смот­ре­ны вы­че­ты: стан­дарт­ные (на са­мо­го на­ло­го­пла­тель­щи­ка и на де­тей); со­ци­аль­ные (вы­чет бла­го­тво­рит. рас­хо­дов, рас­хо­дов на об­ра­зо­ва­ние, мед. рас­хо­дов и рас­хо­дов на фор­ми­ро­ва­ние пен­си­он­ных на­ко­п­ле­ний); иму­ще­ст­вен­ные (до­хо­дов от реа­ли­за­ции квар­ти­ры и не­ко­то­рых иных иму­ще­ств. объ­ек­тов, рас­хо­дов на при­об­ре­те­ние или строи­тель­ст­во жи­лья); про­фес­сио­наль­ные (вы­чет рас­хо­дов, свя­зан­ных с по­лу­че­ни­ем до­хо­дов при ве­де­нии оп­ре­де­лён­ных ви­дов дея­тель­но­сти). По ка­ж­до­му из вы­че­тов ус­та­нов­ле­ны ко­ли­че­ст­вен­ные ог­ра­ни­че­ния сумм, при­ни­мае­мых к вы­че­ту. Не все по­лу­чен­ные фи­зич. ли­цом до­хо­ды под­ле­жат на­ло­го­об­ло­же­нию. В ча­ст­но­сти, не вклю­ча­ют­ся в об­ла­гае­мую ба­зу пен­сии, на­зна­чен­ные в со­от­вет­ст­вии с дей­ст­вую­щим за­ко­но­да­тель­ст­вом, али­мен­ты у лиц их по­лу­чаю­щих, не­ко­то­рые ви­ды ком­пен­са­ци­он­ных вы­плат, про­цен­ты по бан­ков­ским вкла­дам (в пре­де­лах ус­та­нов­лен­ных сумм) и це­лый ряд иных до­хо­дов.

На­лог на до­бы­чу по­лез­ных ис­ко­пае­мых (НДПИ). Пла­тель­щи­ка­ми дан­но­го на­ло­га при­зна­ют­ся ли­ца (пред­при­ни­ма­те­ли и ор­га­ни­за­ции), осу­ще­ст­в­ляю­щие поль­зо­ва­ние недр, свя­зан­ное с до­бы­чей по­лез­ных ис­ко­пае­мых. На­ло­го­об­ло­же­нию под­ле­жит до­бы­ча та­ких по­лез­ных ис­ко­пае­мых, как торф, ка­мен­ный и бу­рый уголь, ру­ды чёр­ных и цвет­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ные кам­ни, нефть, при­род­ный газ, а так­же це­лый ряд др. ви­дов по­лез­ных ис­ко­пае­мых. На­ло­го­вая ба­за оп­ре­де­ля­ет­ся как объ­ём до­бы­то­го по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го, а став­ки ус­та­нов­ле­ны ли­бо как ад­ва­лор­ные (до­ля стои­мо­сти до­бы­то­го по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го), ли­бо как спе­ци­фи­че­ские. В ча­ст­но­сти, при до­бы­че неф­ти ус­та­нов­ле­ны спе­ци­фич. став­ки и по­правоч­ные ко­эф­фи­ци­ен­ты, от­ра­жаю­щие уро­вень ми­ро­вых цен на нефть, курс руб­ля, а так­же сте­пень вы­ра­бо­тан­но­сти за­па­сов.

Ак­циз пред­став­ля­ет со­бой кос­вен­ный на­лог, вклю­чае­мый в це­ну ря­да то­ва­ров мас­со­во­го по­треб­ле­ния с от­но­си­тель­но по­ни­жен­ной эла­стич­но­стью спро­са по це­не. К чис­лу по­дак­циз­ных то­ва­ров в Рос­сии от­не­се­ны, в ча­ст­но­сти, ал­ко­голь, та­бак и та­бач­ные из­де­лия, бен­зин, ди­зель­ное то­п­ли­во, отд. ка­те­го­рии ав­то­транс­порт­ных средств и не­ко­то­рые др. то­ва­ры. Пла­тель­щи­ка­ми ак­ци­зов при­зна­ют­ся ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, про­из­во­дя­щие и реа­ли­зую­щие по­дак­циз­ные то­ва­ры, а так­же ли­ца, ко­то­рые пе­ре­ме­ща­ют по­дак­циз­ные то­ва­ры че­рез та­мо­жен­ную гра­ни­цу РФ. Став­ки ак­ци­зов по боль­шин­ст­ву то­ва­ров ус­та­нов­ле­ны как спе­ци­фи­че­ские (в твёр­дых сум­мах за еди­ни­цу фи­зич. по­ка­за­те­ля – литр чис­то­го спир­та, тон­ну и т. д.) или как ком­би­ни­ро­ван­ные (спе­ци­фи­че­ские плюс ад­ва­лор­ные).

На­лог на иму­ще­ст­во фи­зи­че­ских лиц – пря­мой на­лог, ко­то­рый от­но­сит­ся к груп­пе ме­ст­ных на­ло­гов. Пла­тель­щи­ка­ми дан­но­го на­ло­га при­зна­ют­ся фи­зич. ли­ца, в соб­ст­вен­но­сти ко­то­рых на­хо­дят­ся объ­ек­ты на­ло­го­об­ло­же­ния – жи­лые до­ма, квар­ти­ры, ком­наты, да­чи, га­ра­жи и иные строе­ния, по­ме­ще­ния и со­ору­же­ния, а так­же до­ли в этих объ­ек­тах (ес­ли объ­ек­ты на­хо­дят­ся в до­ле­вой соб­ст­вен­но­сти). На­ло­го­вая ба­за оп­ре­де­ля­ет­ся как ин­вен­та­ри­за­ци­он­ная стои­мость объ­ек­та, а став­ки на­ло­га ус­та­нав­ли­ва­ют­ся нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния в пре­де­лах тех зна­че­ний, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ет фе­де­раль­ное за­ко­но­да­тель­ст­во. По дан­но­му на­ло­гу ус­та­нов­лен зна­чит. пе­ре­чень лиц, ос­во­бо­ж­дае­мых от его уп­ла­ты (в их чис­ло вхо­дят, в ча­ст­но­сти: пен­сио­не­ры; чле­ны се­мей во­ен­но­слу­жа­щих, по­те­ряв­ших кор­миль­ца; зна­чит. круг лиц, по­стра­дав­ших в ре­зуль­та­те Чер­но­быль­ской ка­та­ст­ро­фы). От уп­ла­ты дан­но­го на­ло­га ос­во­бо­ж­да­ют­ся так­же не­ко­то­рые ви­ды зда­ний и со­ору­же­ний (напр., спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ные по­ме­ще­ния, при­над­ле­жа­щие дея­те­лям куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва и ис­поль­зуе­мые ими ис­клю­чи­тель­но в ка­че­ст­ве мас­тер­ских, ате­лье, сту­дий). Не уп­ла­чи­ва­ет­ся этот на­лог и с рас­по­ло­жен­ных на са­до­вод­че­ских и дач­ных уча­ст­ках жи­лых строе­ний пл. до 50 м2 и хо­зяй­ств. строе­ний пл. до 50 м2.

На­лог с иму­ще­ст­ва, пе­ре­хо­дя­ще­го в по­ряд­ке на­сле­до­ва­ния и да­ре­ния, дей­ст­во­вал в РФ с 1992 по 2005 и был от­ме­нён с 1.1.2006. Ны­не стои­мость не­ко­то­рых ви­дов иму­ще­ст­ва, по­лу­чен­ных в на­след­ст­во и в дар от лиц, не яв­ляю­щих­ся близ­ки­ми род­ст­вен­ни­ка­ми, под­ле­жит об­ло­же­нию на­ло­гом на до­хо­ды фи­зич. лиц.

Зе­мель­ный на­лог – пря­мой на­лог, ко­то­рый от­но­сит­ся к груп­пе ме­ст­ных. Пла­тель­щи­ка­ми это­го на­ло­га при­зна­ют­ся ор­га­ни­за­ции и фи­зич. ли­ца, об­ла­даю­щие зе­мель­ны­ми уча­ст­ка­ми на пра­ве соб­ст­вен­но­сти, пра­ве по­сто­ян­но­го бес­сроч­но­го поль­зо­ва­ния или пра­ве по­жиз­нен­но­го на­сле­дуе­мо­го вла­де­ния. На­ло­го­вая ба­за по это­му на­ло­гу оп­ре­де­ля­ет­ся как ка­да­ст­ро­вая стои­мость зе­мель­но­го уча­ст­ка, а став­ка на­ло­га ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ор­га­на­ми ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния в пре­де­лах, оп­ре­де­лён­ных НК РФ. Так, для зе­мель, за­ня­тых жи­лым фон­дом, и зе­мель, при­об­ре­тён­ных для лич­но­го под­соб­но­го или дач­но­го хо­зяй­ст­ва, став­ка не мо­жет пре­вы­шать 0,3%. Фе­де­раль­ное за­ко­но­да­тель­ст­во ус­та­нав­ли­ва­ет пе­ре­чень на­ло­го­вых льгот по дан­но­му на­ло­гу, а ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния мо­гут этот пе­речень рас­ши­рить.

В нач. 21 в. в Рос­сии дей­ст­ву­ют так­же на­ло­ги, взи­мае­мые в рам­ках спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов, – это на­лог, взи­мае­мый в свя­зи с при­ме­не­ни­ем уп­ро­щён­ной сис­те­мы на­ло­го­об­ло­же­ния, еди­ный на­лог на вме­нён­ный до­ход и еди­ный с.-х. на­лог. Пер­вые два ори­ен­ти­ро­ва­ны на ма­лый биз­нес. При этом пе­ре­ход на уп­ро­щён­ную сис­те­му на­ло­го­об­ло­же­ния но­сит доб­ро­воль­ный ха­рак­тер (для ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, па­ра­мет­ры биз­не­са ко­то­рых со­от­вет­ст­ву­ют ус­та­нов­лен­ным кри­те­ри­ям), а пе­ре­ход на уп­ла­ту еди­но­го на­ло­га на вме­нён­ный до­ход но­сит обя­зат. ха­рак­тер (в слу­чае со­от­вет­ст­вия ус­та­нов­лен­ным кри­те­ри­ям). Еди­ный с.-х. на­лог ад­ре­су­ет­ся ор­га­ни­за­ци­ям и ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям, осн. ви­дом дея­тель­но­сти ко­то­рых яв­ля­ет­ся сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ная. Пе­ре­ход на уп­ла­ту дан­но­го на­ло­га но­сит доб­ро­воль­ный ха­рак­тер. При пе­ре­хо­де на уп­ла­ту на­ло­гов в рам­ках спец. на­ло­го­вых ре­жи­мов для на­ло­го­пла­тель­щи­ков от­ме­ня­ют­ся на­ло­ги на при­быль (на­лог на до­хо­ды фи­зич. лиц – для ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей), на­лог на до­бав­лен­ную стои­мость и на­лог на иму­ще­ст­во ор­га­ни­за­ций.

В фор­ми­ро­ва­нии до­хо­дов кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го бюд­же­та Рос­сии весь­ма су­ще­ст­вен­на роль отд. на­ло­гов. Так, по ито­гам за 2011 до­ля на­ло­га на до­бав­лен­ную стои­мость со­ста­ви­ла 15,7% всех по­сту­п­ле­ний в этот бюд­жет, на­ло­га на до­хо­ды фи­зич. лиц – 9,7% и на­ло­га на при­быль ор­га­ни­за­ций – 11,0%. До­воль­но зна­чи­тель­на в 2011 бы­ла и роль на­ло­га на до­бы­чу по­лез­ных ис­ко­пае­мых – 9,9%. Ме­нее зна­чи­тель­на роль та­ких на­ло­гов, как на­лог на иму­ще­ст­во ор­га­ни­за­ций (2,3%) и ак­ци­зы (3,1%). По­сту­п­ле­ния та­ких на­ло­гов, как на­лог, взи­мае­мый при уп­ро­щён­ной сис­те­ме на­ло­го­об­ло­же­ния, еди­ный на­лог на вме­нён­ный до­ход, транс­порт­ный на­лог, зе­мель­ный на­лог, гос. по­шли­на, не пре­вы­ша­ют 1% до­хо­дов кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го бюд­же­та стра­ны. Ме­нее 0,1% со­став­ля­ют по­сту­п­ле­ния ка­ж­до­го из та­ких на­ло­гов, как еди­ный с.-х. на­лог, на­лог на иму­ще­ст­во фи­зич. лиц, на­лог на игор­ный биз­нес, вод­ный на­лог, сбо­ры за поль­зо­ва­ние объ­ек­та­ми жи­вот­но­го ми­ра и объ­ек­та­ми вод­ных био­ло­гич. ре­сур­сов. В фор­ми­ро­ва­нии до­хо­дов фе­де­раль­но­го бюд­же­та в 2011 су­ще­ст­вен­ны вкла­ды на­ло­га на до­бав­лен­ную стои­мость (28,6%), на­ло­га на до­бы­чу по­лез­ных ис­ко­пае­мых (17,7%), а так­же на­ло­га на при­быль ор­га­ни­за­ций (3,0%).

Лит.: Тол­куш­кин А. В. Ис­то­рия на­ло­гов в Рос­сии. М., 2001; Со­ко­лов А. А. Тео­рия на­ло­гов. М., 2003; Лы­ко­ва Л. Н. На­ло­го­вая сис­те­ма Рос­сии: об­щее и осо­бен­ное. М., 2006; она же. На­ло­ги и на­ло­го­об­ло­же­ние в Рос­сии. М., 2006; Пан­сков В. Г. На­ло­ги и на­ло­го­вая сис­те­ма Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. М., 2008.

Вернуться к началу