Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВНЕБЮДЖЕ́ТНЫЕ ФО́НДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 462

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Румянцева

ВНЕБЮДЖЕ́ТНЫЕ ФО́НДЫ, фон­ды де­неж­ных средств, об­ра­зуе­мые субъ­ек­том хо­зяй­ст­во­ва­ния для ре­ше­ния кон­крет­ных за­дач. Раз­ли­ча­ют гос. В. ф. и це­ле­вые В. ф. кон­крет­ных ор­га­ни­за­ций, вклю­чая отд. гос. ор­га­ны управ­ле­ния. Су­ще­ст­вую­щие в Рос­сии гос. В. ф., к ко­то­рым в со­от­вет­ст­вии со ст. 144 Бюд­жет­но­го ко­дек­са РФ от­но­сят­ся Пен­си­он­ный фонд РФ, Фонд со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния РФ, Фе­де­раль­ный фонд обя­за­тель­но­го мед. стра­хо­ва­ния и Гос. фонд за­ня­то­сти на­се­ле­ния РФ, об­ра­зо­ва­ны как са­мо­сто­ят. ор­га­ни­за­ции, управ­ляю­щие гос. фи­нан­со­вы­ми сред­ст­ва­ми. Их гл. за­да­ча­ми, в ча­ст­но­сти, яв­ля­ют­ся: фи­нан­со­вое обес­пе­че­ние гос. га­ран­тий и прав гра­ж­дан на по­лу­че­ние пен­сий, по­со­бий, бес­плат­ной мед. по­мо­щи; управ­ле­ние фи­нан­со­вы­ми сред­ст­ва­ми и под­дер­жа­ние ста­биль­но­сти фи­нан­со­вой сис­те­мы гос. со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния; фи­нан­си­ро­ва­ние гос. це­ле­вых про­грамм в со­ци­аль­ной сфе­ре и др. Бюд­же­ты гос. В. ф. на фе­де­раль­ном и ре­гио­наль­ном уров­нях, не­смот­ря на то, что они об­ра­зу­ют­ся вне бюд­же­тов всех уров­ней, вхо­дят в ка­че­ст­ве со­став­ной час­ти в бюд­жет­ную сис­те­му Рос. Фе­де­ра­ции (ст. 10 Бюд­жет­но­го ко­дек­са РФ), по­сколь­ку де­неж­ные сред­ст­ва гос. В. ф. пред­на­зна­че­ны для фи­нан­со­во­го обес­пе­че­ния за­дач и функ­ций го­су­дар­ст­ва в сфе­ре со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния.

По­яв­ле­ние и функ­цио­ни­ро­ва­ние В. ф. ис­то­ри­чес­ки свя­за­но с дву­мя об­стоя­тель­ст­ва­ми. Во-пер­вых – с на­ли­чи­ем у го­су­дар­ст­ва це­ле­вых рас­хо­дов, под­ле­жа­щих обя­за­тель­но­му и пол­но­му обес­пе­че­нию, а во-вто­рых – с не­об­хо­ди­мо­стью обес­пе­че­ния боль­шей (чем у бюд­же­та) опе­ра­тив­ной са­мо­стоя­тель­но­сти В. ф., не так жёст­ко рег­ла­мен­ти­руе­мых за­ко­но­дат. ор­га­на­ми стра­ны и в мень­шей сте­пе­ни, чем бюд­жет, конт­ро­ли­руе­мых со сто­ро­ны пар­ла­мен­та. Эта от­но­сит. са­мо­стоя­тель­ность – од­на из важ­ных при­чин со­хра­не­ния В. ф. в стра­нах с раз­ви­той ры­ноч­ной эко­но­ми­кой: так, она по­зво­ля­ет про­ти­во­сто­ять конъ­юнк­тур­ным ко­ле­ба­ни­ям да­же в ус­ло­ви­ях не­ста­биль­ной эко­но­ми­ки, а так­же участ­во­вать в фи­нан­си­ро­ва­нии ме­ро­прия­тий, не­об­хо­ди­мых не толь­ко го­су­дар­ст­вен­но­му, но и част­но­му сек­то­ру.

Лит.: Но­ги­на О. А. Про­бле­мы пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния управ­ле­ния фи­нан­со­вы­ми сред­ст­ва­ми го­су­дар­ст­вен­ных вне­бюд­жет­ных фон­дов // Фи­нан­со­вое пра­во. 2005. №1; Ру­мян­це­ва Е. Е. Но­вая эко­но­ми­че­ская эн­цик­ло­пе­дия. М., 2005.

Вернуться к началу