Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАЛО́ГОВАЯ СИСТЕ́МА

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 721-722

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Караваева

НАЛО́ГОВАЯ СИСТЕ́МА, c эко­но­ми­чес­кой точ­ки зре­ния – сис­те­ма эко­но­мич. от­но­ше­ний ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом, с од­ной сто­ро­ны, и его гра­ж­да­на­ми и хо­зяй­ст­вую­щи­ми субъ­ек­та­ми – с дру­гой, в свя­зи с пе­ре­рас­пре­де­ле­ни­ем час­ти ва­ло­во­го внут­рен­не­го про­дук­та в поль­зу го­су­дар­ст­ва; c пра­во­вой точ­ки зре­ния – ор­га­нич­но свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой сис­те­ма на­ло­го­вых пла­те­жей (со­во­куп­ность на­ло­гов, сбо­ров, по­шлин и дру­гих обя­за­тель­ных, при­рав­нен­ных к на­ло­гам пла­те­жей, взи­мае­мых на тер­ри­то­рии ли­бо все­го го­су­дар­ст­ва, ли­бо его отд. адм. об­ра­зо­ва­ний в по­ряд­ке, ут­вер­ждён­ном на­ло­го­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом) и на­ло­го­вый ме­ха­низм (со­во­куп­ность всех спо­со­бов и ме­то­дов на­чис­ле­ния, взи­ма­ния и рас­пре­де­ле­ния на­ло­го­вых до­хо­дов по уров­ням бюд­жет­ной сис­те­мы). Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие Н. с. объ­ек­тив­но свя­за­но с по­яв­ле­ни­ем и раз­ви­ти­ем го­су­дар­ст­ва, с реа­ли­за­ци­ей им ря­да об­ществ.-по­ли­тич. функ­ций, что по­тре­бо­ва­ло соз­да­ния фи­нан­со­вых ре­сур­сов и ин­ст­ру­мен­тов их фор­ми­ро­ва­ния в ви­де взаи­мо­свя­зан­ных на­ло­гов.

Н. с. ба­зи­ру­ет­ся на про­филь­ных за­ко­но­дат. ак­тах го­су­дар­ст­ва, ко­то­ры­ми ус­та­нав­ли­ва­ют­ся эле­мен­ты на­ло­го­об­ло­же­ния, кон­крет­ные на­ло­го­вые ме­ха­низ­мы. К ос­нов­ным «уз­лам» на­ло­го­вых ме­ха­низ­мов, на­ря­ду с сис­те­мой на­ло­го­вых пла­те­жей, ко­то­рые со­дер­жа­тель­но ха­рак­те­ри­зу­ют Н. с., от­но­сят­ся: субъ­ект на­ло­га (на­ло­го­пла­тель­щик) – ли­цо, на ко­то­рое за­ко­ном воз­ло­же­на обя­зан­ность пла­тить на­лог (че­рез ме­ха­низм цен на­ло­го­вое бре­мя им мо­жет быть пе­ре­ло­же­но на дру­гое ли­цо); но­си­тель на­ло­га – ли­цо, ко­то­рое фак­ти­че­ски уп­ла­чи­ва­ет на­лог (мо­жет сов­па­дать или не сов­па­дать с субъ­ек­том на­ло­га); объ­ект на­ло­га – до­ход, иму­ще­ст­во или ус­лу­га, на ко­то­рые на­чис­ля­ет­ся на­лог (при­быль, за­ра­бот­ная пла­та, не­дви­жи­мое иму­ще­ст­во, цен­ные бу­ма­ги и т. д.); ис­точ­ник на­ло­га – сред­ст­ва или до­ход, за счёт ко­то­рых уп­ла­чи­ва­ет­ся на­лог (напр., при уп­ла­те транс­порт­но­го на­ло­га на ав­то­мо­биль, ко­то­рый на­хо­дит­ся в соб­ст­вен­но­сти гра­ж­да­ни­на, объ­ек­том на­ло­га вы­сту­па­ет стои­мость ав­то­мо­би­ля, а ис­точ­ни­ком на­ло­га – до­ход или иные де­неж­ные сред­ст­ва вла­дель­ца дан­но­го ав­то­мо­би­ля); на­ло­го­вая ба­за – стои­мо­ст­ная, ко­ли­че­ст­вен­ная или иная ха­рак­те­ри­сти­ка объ­ек­та на­ло­го­об­ло­же­ния (напр., вы­руч­ка от реа­ли­за­ции про­дук­ции или ус­луг, при­быль от эко­но­мич. дея­тель­но­сти, до­ход фи­зич. ли­ца, стои­мость дви­жи­мо­го или не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва) (объ­ект на­ло­га и на­ло­го­вая ба­за мо­гут сов­па­дать, напр. при на­ло­го­об­ло­же­нии до­хо­да, и не сов­па­дать, напр. при на­ло­го­об­ло­же­нии иму­ще­ст­ва); на­ло­го­об­ла­гае­мая ба­за – часть на­ло­го­вой ба­зы, ос­таю­щая­ся по­сле всех за­ко­но­да­тель­но ус­та­нов­лен­ных льгот­ных вы­че­тов, на ко­то­рую не­по­сред­ст­вен­но при­ме­ня­ет­ся на­ло­го­вая став­ка; на­ло­го­вые льго­ты – час­тич­ное или пол­ное ос­во­бо­ж­де­ние от уп­ла­ты на­ло­га, пре­дос­тав­лен­ное на­ло­го­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом, а так­же иное смяг­че­ние на­ло­го­во­го бре­ме­ни для на­ло­го­пла­тель­щи­ка; на­ло­го­вая став­ка – ве­ли­чи­на на­ло­га на еди­ни­цу об­ло­же­ния (напр., на еди­ни­цу де­неж­но­го до­хо­да, зе­мель­ной пло­ща­ди, из­ме­ре­ния то­ва­ра) [раз­ли­ча­ют твёр­дые (ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в аб­со­лют­ной сум­ме на еди­ни­цу об­ло­же­ния, не­за­ви­си­мо от раз­ме­ра до­хо­да, напр. на тон­ну неф­ти или га­за), про­пор­цио­наль­ные, про­грес­сив­ные и рег­рес­сив­ные на­ло­го­вые став­ки]; на­ло­го­вый пе­ри­од – ка­лен­дар­ный год (ме­сяц, квар­тал), по окон­ча­нии ко­то­ро­го оп­ре­де­ля­ет­ся на­ло­го­вая ба­за и ис­чис­ля­ет­ся сум­ма на­ло­га, под­ле­жа­щая уп­ла­те.

Для ка­ж­дой стра­ны ха­рак­тер­ны свои ме­то­ды фор­ми­ро­ва­ния Н. с., ино­гда зна­чи­тель­но от­ли­чаю­щие­ся друг от дру­га. Это свя­за­но с ус­та­но­вив­шим­ся по­ряд­ком рас­пре­де­ле­ния на­ло­го­вых до­хо­дов по уров­ням бюд­жет­ной сис­те­мы, с тра­ди­ция­ми, а так­же с кон­крет­ной со­ци­аль­но-эко­но­мич. си­туа­ци­ей в стра­не, с те­ми за­да­ча­ми, ко­то­рые ре­ша­ет нац. на­ло­го­вая по­ли­ти­ка в тот или иной пе­ри­од. Тем не ме­нее мож­но вы­де­лить не­сколь­ко осн. прин­ци­пов фор­ми­ро­ва­ния нац. на­ло­го­вых сис­тем.

Боль­шин­ст­во стран с уни­тар­ной сис­те­мой гос. уст­рой­ст­ва (напр., Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ита­лия, Фран­ция и Шве­ция) име­ют двух­уров­не­вые Н. с., в ко­то­рых чёт­ко раз­гра­ни­че­ны об­ще­го­су­дарств. и ме­ст­ные на­ло­ги. Со­от­вет­ст­вен­но пер­вые из них фор­ми­ру­ют на­ло­го­вые до­хо­ды цен­траль­но­го, а вто­рые – ме­ст­ных бюд­же­тов. При этом сле­ду­ет от­ме­тить, что в дос­та­точ­но боль­шом чис­ле стран су­ще­ст­ву­ет прак­ти­ка пе­ре­рас­пре­де­ле­ния на­ло­го­вых до­хо­дов по­сред­ст­вом от­чис­ле­ний от гос. на­ло­гов в ре­гио­наль­ные и ме­ст­ные бюд­же­ты и на­обо­рот.

Стра­ны с фе­де­ра­тив­ной и кон­фе­де­ра­тив­ной сис­те­ма­ми гос. уст­рой­ст­ва име­ют трёх­уров­не­вые Н. с., в рам­ках ко­то­рых раз­гра­ни­че­ны гос., ре­гио­наль­ные и ме­ст­ные на­ло­ги. В ря­де стран с ука­зан­ны­ми сис­те­ма­ми гос. уст­рой­ст­ва ка­ж­дый из уров­ней управ­ле­ния име­ет не толь­ко собств. бюд­жет, но и собств. на­ло­го­вую сис­те­му. Так, в США па­рал­лель­но со­су­ще­ст­ву­ют фе­де­раль­ная на­ло­го­вая сис­те­ма, на­ло­го­вые сис­те­мы шта­тов и на­ло­го­вые сис­те­мы му­ни­ци­па­ли­те­тов. По­это­му ка­ж­дый амер. на­ло­го­пла­тель­щик уп­ла­чи­ва­ет на­ло­ги и в фе­де­раль­ный бюд­жет, и в бюд­жет шта­та, и в бюд­жет му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния, где он про­жи­ва­ет и ра­бо­та­ет.

Су­ще­ст­ву­ют так­же фе­де­ра­тив­ные го­су­дар­ст­ва, в ко­то­рых, на­ря­ду со спе­ци­аль­ны­ми фе­де­раль­ны­ми, ре­гио­наль­ны­ми и ме­ст­ны­ми на­ло­га­ми, ис­поль­зу­ют­ся наи­бо­лее круп­ные и зна­чи­мые ис­точ­ни­ки на­ло­го­вых до­хо­дов, фор­ми­рую­щие сра­зу бюд­же­ты разл. уров­ней. К та­ким стра­нам от­но­сит­ся и Рос­сия. Об­щие прин­ци­пы по­строе­ния Н. с. в Рос­сии оп­ре­де­ле­ны Кон­сти­ту­ци­ей РФ и На­ло­го­вым ко­дек­сом РФ. Здесь функ­цио­ни­ру­ет трёх­уров­не­вая Н. с., вклю­чаю­щая так­же и на­ло­ги, при­ме­няе­мые в рам­ках спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов.

Лит.: Лы­ко­ва Л. Н. На­ло­го­вая си­сте­ма Рос­сии: об­щее и осо­бен­ное. М., 2006; Мо­дер­ни­за­ция фи­нан­со­вой сфе­ры Рос­сии / Под ред. В. К. Сен­ча­го­ва. СПб., 2011; Ка­ра­вае­ва И. В. На­ло­ги в ми­ро­вой эко­но­ми­ке. М., 2011.

Вернуться к началу