НАЛО́ГОВАЯ СИСТЕ́МА
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАЛО́ГОВАЯ СИСТЕ́МА, c экономической точки зрения – система экономич. отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами – с другой, в связи с перераспределением части валового внутреннего продукта в пользу государства; c правовой точки зрения – органично связанные между собой система налоговых платежей (совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных, приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории либо всего государства, либо его отд. адм. образований в порядке, утверждённом налоговым законодательством) и налоговый механизм (совокупность всех способов и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы). Возникновение и развитие Н. с. объективно связано с появлением и развитием государства, с реализацией им ряда обществ.-политич. функций, что потребовало создания финансовых ресурсов и инструментов их формирования в виде взаимосвязанных налогов.
Н. с. базируется на профильных законодат. актах государства, которыми устанавливаются элементы налогообложения, конкретные налоговые механизмы. К основным «узлам» налоговых механизмов, наряду с системой налоговых платежей, которые содержательно характеризуют Н. с., относятся: субъект налога (налогоплательщик) – лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог (через механизм цен налоговое бремя им может быть переложено на другое лицо); носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог (может совпадать или не совпадать с субъектом налога); объект налога – доход, имущество или услуга, на которые начисляется налог (прибыль, заработная плата, недвижимое имущество, ценные бумаги и т. д.); источник налога – средства или доход, за счёт которых уплачивается налог (напр., при уплате транспортного налога на автомобиль, который находится в собственности гражданина, объектом налога выступает стоимость автомобиля, а источником налога – доход или иные денежные средства владельца данного автомобиля); налоговая база – стоимостная, количественная или иная характеристика объекта налогообложения (напр., выручка от реализации продукции или услуг, прибыль от экономич. деятельности, доход физич. лица, стоимость движимого или недвижимого имущества) (объект налога и налоговая база могут совпадать, напр. при налогообложении дохода, и не совпадать, напр. при налогообложении имущества); налогооблагаемая база – часть налоговой базы, остающаяся после всех законодательно установленных льготных вычетов, на которую непосредственно применяется налоговая ставка; налоговые льготы – частичное или полное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика; налоговая ставка – величина налога на единицу обложения (напр., на единицу денежного дохода, земельной площади, измерения товара) [различают твёрдые (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода, напр. на тонну нефти или газа), пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки]; налоговый период – календарный год (месяц, квартал), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Для каждой страны характерны свои методы формирования Н. с., иногда значительно отличающиеся друг от друга. Это связано с установившимся порядком распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы, с традициями, а также с конкретной социально-экономич. ситуацией в стране, с теми задачами, которые решает нац. налоговая политика в тот или иной период. Тем не менее можно выделить несколько осн. принципов формирования нац. налоговых систем.
Большинство стран с унитарной системой гос. устройства (напр., Великобритания, Италия, Франция и Швеция) имеют двухуровневые Н. с., в которых чётко разграничены общегосударств. и местные налоги. Соответственно первые из них формируют налоговые доходы центрального, а вторые – местных бюджетов. При этом следует отметить, что в достаточно большом числе стран существует практика перераспределения налоговых доходов посредством отчислений от гос. налогов в региональные и местные бюджеты и наоборот.
Страны с федеративной и конфедеративной системами гос. устройства имеют трёхуровневые Н. с., в рамках которых разграничены гос., региональные и местные налоги. В ряде стран с указанными системами гос. устройства каждый из уровней управления имеет не только собств. бюджет, но и собств. налоговую систему. Так, в США параллельно сосуществуют федеральная налоговая система, налоговые системы штатов и налоговые системы муниципалитетов. Поэтому каждый амер. налогоплательщик уплачивает налоги и в федеральный бюджет, и в бюджет штата, и в бюджет муниципального образования, где он проживает и работает.
Существуют также федеративные государства, в которых, наряду со специальными федеральными, региональными и местными налогами, используются наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов, формирующие сразу бюджеты разл. уровней. К таким странам относится и Россия. Общие принципы построения Н. с. в России определены Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ. Здесь функционирует трёхуровневая Н. с., включающая также и налоги, применяемые в рамках специальных налоговых режимов.