ИОАСА́Ф
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОАСА́Ф (Скрипицын) (? – 27.7.1555, Троице-Сергиев мон.), митрополит Московский и всея Руси (1539–42), писатель, библиофил, святой РПЦ. Монах, затем старец, игумен (с 1529) Троице-Сергиева мон. Пользовался расположением вел. кн. московского Василия III Ивановича. Якобы со слов И. записана «Повесть о чудесном зачатии, рождении и крещении Василия III» (содержится в Шумиловском томе Лицевого свода). 4.9.1530 И. вместе с волоцким монахом Кассианом Босым, монахом Даниилом Переяславским и троицким старцем Иовом Курцевым крестил в Троице-Сергиевом мон. будущего царя Ивана IV Васильевича Грозного. 3.11.1532 участвовал в крещении 2-го сына Василия III – Юрия Васильевича в моск. Троицком Богоявленском мон. В дек. 1533 участвовал в монашеском пострижении умиравшего Василия III и оставался при нём до его кончины. Во время регентства вел. кн. московской Е. В. Глинской (1534–38) сохранил своё влияние при дворе. В годы боярского правления 1530–40-х гг. примкнул к партии князей Бельских и после низведения митр. Даниила избран на церковном соборе 5–6.2.1539 митрополитом Московским и всея Руси. Церковно-политич. деятельность И. была направлена против иосифлян в пользу нестяжателей. Оказывал покровительство Максиму Греку и Исааку Собаке, осуждённым на соборе 1531. Своей властью, нарушая канонич. правило о снятии соборного отлучения, освободил Исаака Собаку и поставил его на священство в Симонов мон. в Москве. Летом 1540 способствовал помилованию вел. кн. московским Иваном IV опального кн. И. Ф. Бельского. Ходатайствовал вместе со свящ. Сильвестром об освобождении старицкого кн. Владимира Андреевича, добился его перевода на кремлёвский двор князей Старицких. В начале янв. 1542 сторонники вернувшихся к власти князей Шуйских, враждовавших с Бельскими, ворвались на митрополичий двор и «едва не убиша» митрополита. И. был сведён с митрополичьего престола и сослан в Кирилло-Белозерский мон., откуда к сер. 1540-х гг. (не позднее 1545/46) переведён в Троице-Сергиев мон. Пользовался благосклонностью Ивана IV, привлекался им к редактированию материалов Стоглавого собора (содержание посланий И. сохранилось в материалах собора). Перед кончиной принял схиму. Канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор Радонежских святых (1981) и в Собор Московских святых (2001).
Е. Е. Голубинский, С. П. Розанов, А. А. Зимин, Р. П. Дмитриева считали И. автором «Жития новгородского архиепископа Серапиона» (в настоящее время эта точка зрения отвергнута); А. В. Горский приписывал ему создание пространной редакции «Жития Никона Радонежского», написанного Пахомием Логофетом; Голубинский предполагал участие И. в работе над церковным уставом. И. принадлежала значит. библиотека рукописных книг, созданных в митрополичьей мастерской во время правления И., в т. ч. список «Круга великого миротворного» (1540), уникальная рукопись – собрание сочинений Максима Грека, составленное и собственноручно правленное автором (кон. 1540-х – нач. 1550-х гг.), «Иоасафовская летопись» (в написании которой, по мнению Б. М. Клосса, сам И. участия не принимал). Все рукописи, входившие в состав библиотеки И., отличались высоким уровнем худож. оформления и каллиграфич. искусства.