АЛЕКСЕ́Й МИХА́ЙЛОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЕКСЕ́Й МИХА́ЙЛОВИЧ [9(19).3.1629, Москва – 29.1(8.2).1676, там же], рус. царь из династии Романовых, венчан на царство 28.9(8.10).1645. Сын царя Михаила Фёдоровича; отец царей Фёдора Алексеевича, Ивана V Алексеевича, царевны Софьи Алексеевны (от первого брака с М. И. Милославской, происходившей из рода Милославских) и Петра I (от 2-го брака с Н. К. Нарышкиной).
На формирование мировоззрения А. М. повлияли идеи религ.-нравств. совершенствования личности и общества, распространившиеся после Смутного времени. В кон. 1640-х гг. он сблизился с «Кружком ревнителей благочестия», выступавшим за исправление церковных «неустройств» и религ. благочестие (глава кружка – духовный отец А. М., протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев). В первые годы царствования А. М. зависел от своего воспитателя, боярина Б. И. Морозова, и почти не вмешивался в управление государством. Соляной бунт 1648, направленный против правительства Морозова, заставил царя изменить внутр. политику. А. М. участвовал в составлении и утверждении Соборного уложения 1649, которое кодифицировало право и стало нормативной основой для дальнейшего упрочения крепостнич. отношений и абсолютизма. В правление А. М. «угасала» деятельность Земских соборов и падала роль Боярской думы. Одновременно возрастало значение приказной бюрократии. Его социальная политика была направлена на консолидацию дворянства и выдвижение новых требований к дворянской службе, связанных с увеличением числа полков нового строя. В экономич. политике при А. М. упрочились элементы протекционизма и меркантилизма (Торговый устав 1653, Новоторговый устав 1667). В правление А. М. продолжалось активное освоение Сибири, открыт пролив между Евразией и Сев. Америкой экспедицией С. И. Дежнёва (1648, однако его отчёт об экспедиции стал известен лишь в 18 в.), основан ряд городов, в т. ч. Иркутск (1652), Нерчинск (1653), Верхнеудинск (1666).
При А. М. начался раскол в Рус. церкви. Поддерживая церковную реформу патриарха Никона, царь преследовал и сугубо политич. цели: сближение Русской и Греческой церквей, с точки зрения А. М., было необходимой предпосылкой роста авторитета Рус. гос-ва среди православных народов (в первую очередь населения Украины и Белоруссии). В 1658 он разорвал отношения с Никоном из-за непомерного властолюбия и теократич. притязаний патриарха. На церковном соборе 1666 А. М. выступал одним из гл. обвинителей патриарха. Реакцией на церковную политику А. М. стало Соловецкое восстание 1667–76, подавленное правительств. войсками.
Наиболее значит. внешнеполитич. успехом А. М. стало возвращение утраченных по Деулинскому перемирию 1618 и Поляновскому миру 1634 земель и присоединение Левобережной Украины по Андрусовскому перемирию 1667, завершившему рус.-польск. войну 1654–1667 (см. в ст. Русско-польские войны 17 в.), в которой царь принял личное участие (напр., в осаде и взятии Смоленска). Это нашло отражение в изменении царского титула, к которому в сер. 1650-х гг. добавились слова «…Малыя и Белыя Росии самодержец...». Вместе с тем его попытка добиться выхода к Балтийскому м. в 1656–58 закончилась неудачно (см. в ст. Русско-шведские войны).
Формулируя осн. принципы гос. деятельности, А. М. требовал от подданных строгого выполнения своих обязанностей, определённых «чином» (социальным статусом человека), беспрекословной «службы» своему государю. Он представлял царскую власть как богоустановленную и предназначенную для того, чтобы править и судить «в правду, всем равно». Человек глубоко верующий, А. М. ревностно выполнял религ. обряды. Современники отмечали ровный нрав царя, склонность к созерцательности, иногда – вспыльчивость. Благодушие А. М. кончалось там, где затрагивались его представления о роли государя и его власти, чем, в частности, обусловлено учреждение Тайных дел приказа (существовал в 1655–76). Во время Медного бунта 1662 А. М. приказал «бити и рубити до смерти» повстанцев. Он жестоко подавил Разина восстание 1670–71. Широко распространённое в массовом историч. сознании восприятие А. М. как «тишайшего» царя неточно: Тишайший – это не характеристика А. М. современниками, а элемент титула, получивший ограниченное хождение в панегирич. лит-ре и в церковной практике.
На А. М. сильное воздействие оказали польско-укр.-белорус. культурные традиции, которые сформировали у него своеобразное восприятие европ. культуры. Интерес А. М. к новому проявился в сфере культуры и быта: при нём в подмосковных царских резиденциях построены уникальный дерев. дворец в Коломенском, театр в Преображенском (1672), система прудов и каналов с мельницами в Измайлове. Лит. наследие А. М. включает частную и деловую переписку, оригинальные сочинения, отличающиеся сюжетностью, динамизмом повествования, богатые бытовыми зарисовками. При его участии созданы новая редакция «Сказания об успении Богородицы», а также продолжающий традиции зап.-европ. охотничьих книг «Урядник… сокольничья пути» – книга о правилах соколиной охоты. А. М. – автор «Повести о преставлении патриарха Иосифа», или «Статейного списка» (1652), незавершённых заметок о рус.-польск. войне 1654–67, «Послания на Соловки», обращённого к мощам митр. Филиппа (Колычева) и созданного с опорой на традиции разл. жанров (ораторской прозы, «моления» и послания).