ПРОМЫ́ШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРО́Т
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОМЫ́ШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРО́Т, система экономич. и социально-политич. изменений в России, в которых нашёл выражение переход от основанной на ручном труде мануфактуры к крупной машинной индустрии. Аналогичные процессы в др. странах обычно называются промышленной революцией.
Состоялся в кон. 1820-х – 1880-е гг., когда осн. масса продукции стала изготавливаться предприятиями, оборудованными системой машин, приводимых в движение силой пара (или силой воды, как на крупнейшей в текстильной отрасли Кренгольмской мануфактуре близ Нарвы). Произошёл прежде всего в отраслях с преобладанием частного капитала, производивших продукцию массового спроса. Как и в др. странах, начался с крупнейшей отрасли пром-сти – текстильной (36% от общего объёма пром. произ-ва в 1880), раньше всего в хлопчатобумажной пром-сти, которая быстро стала передовой и заняла первое место по объёму пром. произ-ва. Для механизации хлопчатобумажных предприятий большое значение имело использование технич. достижений машинной индустрии Великобритании, где в 1842 был снят запрет на вывоз машин за границу (важнейшую роль в обеспечении отеч. текстильных предприятий оборудованием сыграл Л. Г. Кноп). Вскоре П. п. распространился на пищевую пром-сть, здесь он начался в свеклосахарном произ-ве (первый завод открыт в 1840, к 1861 уже 85% сахара производилось механич. способом). В крупных латифундиях началось применение с.-х. машин, сначала – конных, с 1860–80-х гг. – паровых. Одно из первых в России предприятий по произ-ву земледельч. орудий и с.-х. машин открыто братьями Бутенопами в Москве в 1830-х гг. П. п. продолжился в горнозаводской пром-сти и металлообработке, где переход к машинной индустрии в значит. степени был вызван участием правительства в развёртывании ряда производств, форсированным казённым ж.-д. строительством, привлечением иностр. капитала. Произошло технич. перевооружение речного транспорта, преобладавшего в 1-й пол. 19 в. по объёму перевозок. Пароходы (первый построен ещё в 1815 на заводе К. Н. Берда в С.-Петербурге; на этом же предприятии в 1800 построена первая в России паровая машина) получили широкое распространение на реках Европ. России (1840-е гг.), Зап. Сибири (1860-е гг.), в бассейнах Енисея и Амура (1870-е гг.), вытесняя суда на ручной и конной тяге, а также в мор. сообщении, где частично заменили парусный флот. С 1860-х гг. ведущую роль в грузообороте начали играть ж.-д. перевозки (в 1870-х гг. на их долю приходилось св. 4/5 перевезённых грузов), и т. о. завершился П. п. на транспорте. Быстрыми темпами развивалось машиностроение. К 1874 отеч. пром-сть удовлетворяла 4/5 потребности страны в грузовых вагонах и 1/2 потребности в пассажирских. Важным стимулом в развитии рос. вагоно- и паровозостроения стал запрет правительства на закупку вагонов и паровозов за границей (1866). Транспортное машиностроение развивалось также благодаря созданию рос. броненосного флота в 1860–70-е гг. (крупнейшие заводы в С.-Петербурге и Николаеве).
В базовых отраслях добывающей пром-сти, наряду с угольной, с 1870-х гг. стала развиваться и нефтяная, при этом доля нефти по объёму добычи была выше, чем доля угля (Россия была единственной страной с таким топливным балансом; вскоре она стала одним из мировых лидеров по экспорту нефтепродуктов – в дореволюц. России продажа за рубеж сырой нефти была запрещена).
В процессе П. п. возникло и стало господствующим крупное пром. произ-во (в 1879 в отраслях обрабатывающей пром-сти предприятия с числом рабочих св. 100, составляя всего 4,4% всех предприятий, производили 54,8% продукции).
С 1820–40-х гг. вследствие П. п. заметно повышалось качество почтовой связи гл. обр. за счёт перевозок корреспонденции пароходами и по железным дорогам, в сер. 1850-х – нач. 1870-х гг. телеграф связал воедино все части страны (в 1863–83 длина линий увеличилась с 28,1 тыс. до 97 тыс. км, не считая линий ж.-д. телеграфа), а также Россию с соседними государствами; в 1880-е гг. созданы первые гор. телефонные сети. Россия регулярно участвовала во Всемирных выставках, большой резонанс имели Всерос. промышленные выставки и сельскохозяйственные выставки. Открыты первые спец. учебные заведения для подготовки техников и инженеров в пром-сти (С.-Петерб. практический технологич. ин-т, 1828; Рижский политехнич. ин-т, 1862; Имп. Моск. технич. уч-ще, 1868; технич. ж.-д. училища, с 1869; и др.).
Необходимость мобилизации значит. капитала для создания крупных производств, ж.-д. и пароходных предприятий привела к распространению акционерных обществ (10 компаний в 1836, 128 – в 1861) и торговых домов. В то же время мелкие производители с 1860-х гг. развивали кооперацию, чтобы защитить себя от конкуренции со стороны крупных фабрично-заводских и торговых компаний. В связи с ростом объёмов произ-ва происходил переход от ярмарочной (всем объёмом наличных товаров) к биржевой (по образцам) торговле. С 1830-х гг. развивался фондовый рынок (его центром стала Санкт-Петербургская биржа). В 1860–70-е гг. завершилось становление системы учреждений краткосрочного коммерч. кредита. С сер. 1860-х гг. появлялись высшие формы кредитных институтов – общества взаимного кредита и акционерные банки (см. Банки в России).
С 1840-х гг. развитие пром-сти основывалось на вольнонаёмном труде. Освобождение помещичьих крестьян от крепостной зависимости в результате крестьянской реформы 1861 и предоставление полной гражд. самостоятельности гос., удельным и дворцовым крестьянам, с одной стороны, обеспечило создание довольно гибкого рынка наёмных рабочих (в частности, за счёт отходничества; см. Рабочий класс), с другой – вовлекало в предпринимательскую деятельность наиболее активные слои деревни, наряду с дворянством пополнявшие ряды буржуазии. Возникли независимые от правительства представительные организации буржуазии (кон. 1860-х гг.), многочисл. обществ. организации, в т. ч. научно-технические (Рус. технич. об-во, 1866; и др.). Возросшая социальная мобильность и концентрация пром-сти привели к ускоренной урбанизации (в 1847–1885 гор. население выросло с 4,6 млн. чел. до 13,8 млн. чел.) и усилению социальной напряжённости, особенно в период экономич. кризиса, впервые поразившего нар. хозяйство России в 1873. Вопросы социально-экономич. развития и связанные с ним проблемы привлекли к себе внимание значит. части общества и заняли существенное место на страницах периодич. печати (её номенклатура и тиражи бурно росли после отмены предварит. цензуры для большинства изданий в 1865). Более радикальный характер приобретали оппозиционные настроения, появились первые революц. и террористич. организации (см. Народничество). Стремительно менялся уклад гор. жизни, размывались ценности традиц. общества. Тенденции и явления, сформировавшиеся в период П. п., приобрели масштабный характер в ходе дальнейшей индустриализации.