Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЧТО́ВАЯ СВЯЗЬ

Авторы: И. В. Беспалов, С. М. Шамин (история почтовой связи в России)

ПОЧТО́ВАЯ СВЯЗЬ (поч­та), вид свя­зи, обес­пе­чи­ваю­щий пе­ре­сыл­ку и дос­тав­ку ад­ре­са­там пись­мен­ных и пе­чат­ных ма­те­риа­лов, а так­же де­неж­ных пе­ре­во­дов, по­сы­лок, бан­де­ро­лей и др.

Обработка и транспортировка почты

В ор­га­ни­зац. от­но­ше­нии П. с. пред­став­ля­ет со­бой сис­те­му, со­стоя­щую из се­ти пред­при­ятий свя­зи (поч­там­ты, уз­лы и от­де­ле­ния свя­зи) и транс­порт­ных средств, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют при­ём, об­ра­бот­ку и дос­тав­ку поч­то­вых от­прав­ле­ний. Для приё­ма поч­то­вых от­прав­ле­ний на пред­при­яти­ях свя­зи вы­де­ля­ют­ся спец. по­ме­ще­ния – опе­ра­ци­он­ные за­лы, где рас­по­ло­же­ны ра­бо­чие мес­та опе­ра­то­ров. Опе­ра­то­ры при­ни­ма­ют все ви­ды поч­то­вых от­прав­ле­ний, кро­ме про­стой кор­рес­пон­ден­ции (не­за­каз­ные пись­ма, от­крыт­ки и т. п.), по­след­няя по­сту­па­ет че­рез ус­та­нов­лен­ные на ули­цах и на пред­при­яти­ях свя­зи поч­то­вые ящи­ки (изо­бре­те­ны в 1653 во Фран­ции Ж. Ж. Ре­нуа­ром де Вил­лайе).

В го­ро­дах, ку­рорт­ных по­сёл­ках и т. п. всё боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ют ав­то­ма­ти­зир. пунк­ты свя­зи, пре­дос­тав­ляю­щие ус­лу­ги П. с. в фор­ме са­мо­об­слу­жи­ва­ния, где при по­мо­щи поч­то­во­го ав­то­ма­та со встро­ен­ным тер­ми­на­лом, на­ря­ду с про­сты­ми опе­ра­ция­ми (по­куп­кой кон­вер­тов, поч­то­вых кар­то­чек, га­зет), мож­но, напр., от­пра­вить за­каз­ное пись­мо.

Об­ра­бот­ка поч­ты в ме­ст­ном поч­то­вом от­де­ле­нии вклю­ча­ет ряд про­из­водств. опе­ра­ций, обес­пе­чи­ваю­щих под­го­тов­ку при­ня­тых поч­то­вых от­прав­ле­ний к пе­ре­сыл­ке по на­зна­че­нию. К осн. опе­ра­ци­ям от­но­сят­ся: раз­бор­ка (раз­де­ле­ние) поч­ты по ви­дам, ка­те­го­ри­ям, га­ба­рит­ным раз­ме­рам, мас­се и жё­ст­ко­сти (от­прав­ле­ния не­стан­дарт­но­го раз­ме­ра от­сор­ти­ро­вы­ва­ют­ся для отд. об­ра­бот­ки); ли­цов­ка и штем­пе­ле­ва­ние – ус­та­нов­ка ад­рес­ной сто­ро­ны письм. кор­рес­пон­ден­ции в оп­ре­де­лён­ное по­ло­же­ние и на­не­се­ние от­пе­чат­ка ка­лен­дар­но­го штем­пе­ля для обо­зна­че­ния мес­та, да­ты, вре­ме­ни его по­сту­п­ле­ния, а так­же га­ше­ния зна­ка поч­то­вой оп­ла­ты; фор­ми­ро­ва­ние пост­па­ке­тов (пач­ки пи­сем и поч­то­вых кар­то­чек, сгруп­пи­ро­ван­ные по ад­рес­ным дан­ным и др. при­зна­кам), их сор­ти­ров­ка с по­сле­дую­щей упа­ков­кой в поч­то­вые меш­ки для даль­ней­шей транс­пор­ти­ров­ки и др. Из ме­ст­ных поч­то­вых от­де­ле­ний поч­та по­сту­па­ет в меж­рай­он­ный поч­тамт, а от­ту­да – в гл. го­род­ской или ок­руж­ной поч­тамт для сле­дую­щей сор­ти­ров­ки. За­вер­шаю­щий этап ра­бо­ты пред­при­ятий П. с. – дос­тав­ка и вру­че­ние поч­то­вых от­прав­ле­ний по­лу­ча­те­лю (ад­ре­са­ту).

Почтовая марка СССР. 1979.

Пе­ре­воз­ка поч­ты в за­ви­си­мо­сти от кли­ма­тич. и до­рож­ных ус­ло­вий осу­ще­ст­в­ля­ет­ся разл. ви­да­ми транс­пор­та. Ж.-д. транс­порт ис­поль­зу­ют пре­им. для пе­ре­воз­ки тя­жё­лой поч­ты – по­сы­лок, бан­де­ро­лей, жур­на­лов. Авиа­транс­порт слу­жит в осн. для пе­ре­воз­ки га­зет и кор­рес­пон­ден­ции ме­ж­ду круп­ны­ми го­ро­да­ми, ав­то­транс­порт – на меж­рай­он­ных, внут­ри­рай­он­ных и гор. поч­то­вых мар­шру­тах, а так­же для вы­ем­ки пи­сем из поч­то­вых ящи­ков, под­воз­ки поч­ты на дос­та­воч­ные уча­ст­ки. Сель­ское на­се­ле­ние в мес­тах, где нет ста­цио­нар­ных пред­при­ятий свя­зи, об­слу­жи­ва­ют пе­ре­движ­ные от­де­ле­ния свя­зи, под ко­то­рые обо­ру­ду­ют­ся ав­то­мо­би­ли по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти, кур­си­рую­щие ме­ж­ду на­се­лён­ны­ми пунк­та­ми.

Су­ще­ст­ву­ют и др. сис­те­мы транс­пор­ти­ров­ки поч­ты. Так, напр., в Лон­до­не име­ет­ся ра­бо­таю­щая без ма­ши­ни­ста под­зем­ная же­лез­ная до­ро­га, ко­то­рая пе­ре­во­зит упа­ко­ван­ную в меш­ки поч­то­вую кор­рес­пон­ден­цию со ско­ро­стью до 55 км/ч по ли­нии про­тя­жён­но­стью 10,5 км, об­слу­жи­вая неск. поч­там­тов и два круп­ных ж.-д. во­кза­ла. Др. спо­соб – пнев­ма­тич. поч­та: кап­су­лы с пись­ма­ми пе­ре­сы­ла­ют­ся сжа­тым воз­ду­хом по под­зем­ным тру­бам. Са­мая раз­ветв­лён­ная сис­те­ма та­ко­го ти­па (про­тя­жён­но­стью неск. со­тен км) дей­ст­ву­ет в Па­ри­же, где по под­зем­ным тру­бам пись­ма и де­неж­ные пе­ре­во­ды до­став­ля­ют­ся во все гор. поч­там­ты.

Почтовая техника

Для ме­ха­ни­за­ции и ав­то­ма­ти­за­ции про­из­водств. про­цес­сов по об­ра­бот­ке поч­то­вых от­прав­ле­ний слу­жат по­лу­ав­то­ма­тич. и ав­то­ма­тич. по­ч­то­об­ра­ба­ты­ваю­щие ма­ши­ны. В круп­ных сор­ти­ро­воч­ных поч­то­вых цен­трах вне­дре­ны ав­то­ма­ти­зир. ли­нии об­ра­бот­ки письм. кор­рес­пон­ден­ции. На вхо­де ли­нии ма­ши­на раз­бор­ки пи­сем от­де­ля­ет стан­дарт­ную по раз­ме­рам, мас­се и жё­ст­ко­сти кор­рес­пон­ден­цию от не­стан­дарт­ной. Стан­дарт­ные пись­ма че­рез на­ко­пи­те­ли врем. хра­не­ния (т. н. бу­фер­ные на­ко­пи­те­ли) транс­пор­ти­ру­ют­ся к ли­цо­воч­но-штем­пе­ле­валь­ной ма­ши­не (ЛШМ), ко­то­рая при­да­ёт пись­мам оди­на­ко­вое по­ло­же­ние от­но­си­тель­но ад­ре­са и поч­то­вой мар­ки, на­но­сит от­тиск ка­лен­дар­но­го штем­пе­ля и га­сит мар­ку. Кро­ме ли­цов­ки и штем­пе­ле­ва­ния ЛШМ рас­пре­де­ля­ет кор­рес­пон­ден­цию по ад­рес­ным и иным при­зна­кам на ме­ст­ную, ино­го­род­нюю, про­стую, за­каз­ную и др. Ма­ши­на, как пра­ви­ло, обо­ру­до­ва­на оп­ти­ко-элек­трич. уст­рой­ст­вом вы­яв­ле­ния поч­то­во­го ин­дек­са, на­но­си­мо­го на по­верх­ность пись­ма от­пра­ви­те­лем. При на­ли­чии поч­то­во­го ин­дек­са пись­ма из ЛШМ по­сту­па­ют (пря­мым по­то­ком ли­бо в спец. кас­се­тах) на вход пись­мо­сор­ти­ро­воч­ной ма­ши­ны (ПСМ), а при его от­сут­ст­вии (ли­бо в слу­чае не­чёт­ко на­пи­сан­но­го ин­дек­са) – к ра­бо­чим мес­там ко­ди­ров­ки, где опе­ра­то­ры с по­мо­щью кла­виш­ных пуль­тов вы­пол­ня­ют ко­ди­ров­ку пи­сем в со­от­вет­ст­вии с ад­ре­сом для обес­пе­че­ния по­сле­дую­щей сор­ти­ров­ки. Управ­ле­ние ав­то­ма­ти­зир. ли­ни­ей осу­ще­ст­в­ля­ет­ся из цен­тра­ли­зов. управ­ляю­ще­го ком­плек­са пу­тём дву­сто­рон­не­го об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей с ма­ши­на­ми ли­нии и ин­фор­ма­ци­он­но-вы­чис­лит. се­тью пред­при­ятия свя­зи.

ПСМ пред­на­зна­че­ны для рас­пре­де­ле­ния (сор­ти­ров­ки) пи­сем на груп­пы по со­от­вет­ст­вую­щим ад­рес­ным при­зна­кам. По уров­ню ав­то­ма­ти­за­ции ПСМ раз­де­ля­ют­ся на ав­то­ма­ти­че­ские (наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны) и по­лу­ав­то­ма­ти­че­ские. Об­ра­бот­ка поч­то­вых от­прав­ле­ний в ПСМ вклю­ча­ет сле­дую­щие опе­ра­ции: вве­де­ние поч­то­вых от­прав­ле­ний; от­де­ле­ние од­но­го пись­ма от об­щей мас­сы (се­па­ра­ция); счи­ты­ва­ние и рас­по­зна­ва­ние ад­рес­ных при­зна­ков; транс­пор­ти­ров­ка поч­то­вых от­прав­ле­ний к на­ко­пи­те­лям; раз­груз­ка но­си­те­ля и по­ме­ще­ние пись­ма в на­ко­пи­тель. При­ве­дён­ные опе­ра­ции реа­ли­зу­ют­ся в ПСМ со­от­вет­ст­вую­щи­ми функ­цио­наль­ны­ми уз­ла­ми. По спо­со­бу дей­ст­вия ПСМ раз­де­ля­ют­ся на цик­лич., по­точ­ные и ком­би­ни­ро­ван­ные. Ус­ко­ре­нию тру­до­ём­ко­го про­цес­са сор­ти­ров­ки спо­соб­ст­во­ва­ло вве­де­ние поч­то­во­го ин­дек­са, ко­то­рый пред­став­ля­ет со­бой лег­ко иден­ти­фи­ци­руе­мый циф­ро­вой код к.-л. адм. рай­она.

Для сор­ти­ров­ки в ПСМ за­гру­жа­ет­ся упо­ря­до­чен­ный мас­сив пред­ва­ри­тель­но об­ра­бо­тан­ной (ли­цо­ван­ной и штем­пе­лёван­ной) письм. кор­рес­пон­ден­ции. Поч­то­вые от­прав­ле­ния се­па­ри­ру­ют­ся и транс­пор­ти­ру­ют­ся к уст­рой­ст­вам счи­ты­ва­ния и рас­по­зна­ва­ния поч­то­во­го ин­дек­са, по­сле че­го ин­фор­ма­ция по­сту­па­ет в сис­те­му ад­ре­са­ции, ко­то­рая фор­ми­ру­ет сиг­на­лы управ­ле­ния уст­рой­ст­ва­ми транс­порт­но-рас­пре­де­лит. сис­те­мы. Пись­ма транс­пор­ти­ру­ют­ся груп­по­вы­ми (кон­вей­ер­ны­ми) или ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми но­си­те­ля­ми рас­пре­де­лит. кон­вей­е­ра и раз­гру­жа­ют­ся по сиг­на­лам сис­те­мы ад­ре­са­ции в со­от­вет­ст­вую­щие на­ко­пи­те­ли, в ко­то­рых со­би­ра­ют­ся сто­пы пи­сем од­но­го или не­сколь­ких на­прав­ле­ний сор­ти­ров­ки. Ра­бо­та счи­ты­ваю­ще­го уст­рой­ст­ва син­хро­ни­зи­ру­ет­ся с ра­бо­той уст­рой­ст­ва кон­тро­ля се­па­ра­ции в со­от­вет­ст­вии с ин­тер­ва­лом дви­же­ния пи­сем. В совр. ПСМ при­ме­ня­ют­ся уст­рой­ст­ва ав­то­ма­тич. раз­груз­ки на­ко­пи­те­лей при за­пол­не­нии их ра­бо­че­го про­стран­ст­ва, а так­же кон­вей­е­ры раз­груз­ки для транс­пор­ти­ров­ки стоп пи­сем из на­ко­пи­те­лей к ма­ши­нам (ком­плек­су) фор­ми­ро­ва­ния пост­па­ке­тов и их ад­ре­са­ции по на­прав­ле­ни­ям пе­ре­воз­ки. Про­из­во­ди­тель­ность ав­то­ма­тич. ПСМ со­став­ля­ет до 40 тыс. пи­сем/ч.

Для сор­ти­ров­ки по­сы­лок по ад­рес­ным на­прав­ле­ни­ям при­ме­ня­ют по­лу­ав­то­ма­тич. сор­ти­ро­воч­ные ма­ши­ны, со­стоя­щие из рас­пре­де­лит. кон­вей­е­ра (с цеп­ным или лен­точ­ным тя­го­вым ор­га­ном), на­ко­пи­те­лей и пуль­та управ­ле­ния. С пуль­та управ­ле­ния опе­ра­тор за­да­ёт ад­рес – ме­сто вы­груз­ки в на­ко­пи­тель. Про­из­во­ди­тель­ность ма­шин 900–1500 по­сы­лок/ч на од­но­го опе­ра­то­ра.

Исторический очерк

Архив М. В. Золотарёва Почтальон. Открытка. Нач. 20 в.

Воз­ник­но­ве­ние П. с. свя­за­но с за­ро­ж­де­ни­ем и раз­ви­ти­ем пись­мен­но­сти. В Древ­ней Гре­ции, Пер­сии, Егип­те, Ки­тае, Рим. им­пе­рии бы­ла хо­ро­шо на­ла­жен­ная гос. П. с.: письм. со­об­ще­ния пе­ре­сы­ла­лись с кон­ны­ми и пе­ши­ми гон­ца­ми по прин­ци­пу эс­та­фе­ты. В сред­ние ве­ка в Ев­ро­пе су­ще­ст­во­ва­ли мо­на­стыр­ские и уни­вер­си­тет­ские поч­ты. С раз­ви­ти­ем тор­гов­ли и ре­мё­сел по­яви­лись поч­ты го­ро­дов (пер­во­на­чаль­но об­слу­жи­ва­ли куп­цов и ре­мес­лен­ни­ков, а за­тем и др. слои на­се­ле­ния); с ни­ми кон­ку­ри­ро­ва­ла поч­та, ор­га­ни­зо­ван­ная кня­же­ским ро­дом Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии Турн и Так­сис (про­су­ще­ст­во­ва­ла ок. 400 лет и бы­ла вы­ку­п­ле­на в 1867 пра­ви­тель­ст­вом Прус­сии). В 16–17 вв. во Фран­ции, Шве­ции, Анг­лии и др. стра­нах по­я­ви­лась цен­тра­ли­зов. ко­ро­лев­ская поч­та. С раз­ви­ти­ем про­из­водств. от­но­ше­ний воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость в ре­гу­ляр­ной и бы­ст­рой П. с. как внут­ри стран, так и ме­ж­ду стра­на­ми; бы­ли соз­да­ны ре­гу­ляр­ные об­ще­гос. и ме­ж­ду­нар. поч­то­вые служ­бы с ис­поль­зо­ва­ни­ем кон­ной тя­ги. Пер­вый спе­циа­ли­зир. поч­то­вый эки­паж (поч­то­вая ка­ре­та) поя­вил­ся в 16 в. В 19 в. ка­ре­ту сме­нил рель­со­вый эки­паж на кон­ной тя­ге. П. с. ста­ла об­ще­го­су­дар­ст­вен­ной и на­ча­ла об­слу­жи­вать всё на­се­ле­ние. Важ­ное со­бы­тие в ис­то­рии П. с. – вы­пуск поч­то­вой мар­ки для оп­ла­ты сбо­ра за пе­ре­сыл­ку поч­то­вых от­прав­ле­ний (1840, Ве­ли­ко­бри­та­ния). С от­кры­ти­ем в Ве­лико­бри­та­нии в 1830 ж.-д. ли­нии Ли­вер­пуль – Ман­че­стер поч­ту ста­ли пе­ре­во­зить по же­лез­ной до­ро­ге вна­ча­ле как груз, а за­тем (с 1839) – в спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ных поч­то­вых ва­го­нах. Об­ра­зо­ва­ние Все­мир­но­го поч­то­во­го сою­за (9.10.1874; до 1878 Все­об­щий) (ВПС) при­ве­ло к ор­га­ни­за­ции еди­ной поч­то­вой сис­те­мы (с 1969 еже­год­но 9 окт. от­ме­ча­ет­ся Все­мир­ный день поч­ты). Все­мир­ная поч­то­вая кон­вен­ция 1878 ус­та­но­ви­ла ме­ж­ду­нар. нор­мы поч­то­во­го об­слу­жи­ва­ния. По­яв­ле­ние в нач. 20 в. са­мо­лё­та зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ло ско­рость пе­ре­сыл­ки поч­то­вых от­прав­ле­ний. С изо­бре­те­ни­ем элек­трон­ной поч­ты (по­след­няя четв. 20 в.) объ­ём письм. кор­рес­пон­ден­ции, пе­ре­сы­лае­мой в тра­диц. сис­те­ме П. с., со­кра­тил­ся, но она со­хра­ни­ла зна­че­ние мас­со­во­го ви­да свя­зи для пе­ре­сыл­ки ма­те­ри­аль­ных объ­ек­тов. По­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние курь­ер­ская экс­пресс-дос­тав­ка до­ку­мен­тов, по­сы­лок, гру­зов ча­ст­ны­ми ком­па­ния­ми.

В Рос­сии пер­во­на­чаль­но офиц. до­ку­мен­ты рас­сы­ла­лись по стра­не с гон­ца­ми, а за­тем в на­ла­жен­ной с 13 в. сис­те­ме ям­ской гонь­бы (с сер. 16 в. ею ве­дал Ям­ской при­каз), ред­кие ча­ст­ные со­об­ще­ния – с ока­зи­ей че­рез па­лом­ни­ков, куп­цов и пр., важ­ные пись­ма го­су­да­рей в др. стра­ны дос­тав­ля­лись по­сла­ми. Ре­гу­ляр­ные еже­не­дель­ные ме­ж­ду­нар. поч­то­вые пе­ре­сыл­ки на­ча­ты гол­ланд­цем Й. ван Све­де­ном по ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча (1665; пер­вая поч­то­вая ли­ния со­еди­ни­ла Мо­ск­ву с Ри­гой, а че­рез неё – со всей Ев­ро­пой), а так­же П. Г. и Л. П. Мар­се­ли­са­ми (1669; вто­рая ли­ния до Виль­но), им же бы­ла пе­ре­да­на и риж­ская ли­ния (1668). С 1675 обеи­ми ли­ния­ми ру­ко­во­дил А. А. Ви­ниус (см. в ст. Ви­ниу­сы). В 1701 его сме­нил П. П. Ша­фи­ров (с 1714 ге­не­рал-почт-пра­ви­тель, с 1720 ге­не­рал-почт-ди­рек­тор). Ру­ко­во­ди­те­ли «не­мец­кой» поч­ты на­ла­ди­ли ли­нии от Мо­ск­вы до Ар­хан­гель­ска (1693) и С.-Пе­тер­бур­га (1716), а так­же ли­нии Ар­хан­гельск – Ко­пен­гаген (1704), С.-Пе­тер­бург – Кё­нигс­берг (1714). Вме­сте с тем дей­ст­во­ва­ла ор­га­ни­зо­ван­ная Ма­ло­рос­сий­ским при­ка­зом ре­гу­ляр­ная П. с. Мо­ск­вы с Пу­тив­лем (с 1667), Не­жи­ном, Ба­ту­ри­ном, Кие­вом (с 1669); с 1674 она ис­поль­зо­ва­лась для пе­ре­сыл­ки и ча­ст­ной кор­рес­пон­ден­ции.

Роль внутр. поч­то­вых со­об­ще­ний, пе­ре­сы­лав­ших­ся в сис­те­ме ям­ской гонь­бы, рез­ко воз­рос­ла в прав­ле­ние Пет­ра I: в 1698–99 на­ла­же­на П. с. сто­лич­ных уч­ре­ж­де­ний с си­бир­ски­ми го­ро­да­ми, в 1712 – Се­на­та с цен­тра­ми гу­бер­ний Ев­роп. Рос­сии. Бы­ли от­кры­ты пер­вые поч­то­вые кон­то­ры в Ри­ге (1710), Мо­ск­ве (1711), С.-Пе­тер­бур­ге (1714), во всех гу­берн­ских го­ро­дах (1720), а за­тем в наи­бо­лее важ­ных уезд­ных (в го­ро­дах, где не су­ще­ст­во­ва­ло поч­то­вых уч­ре­ж­де­ний, кор­рес­пон­ден­цию при­ни­ма­ли и от­прав­ля­ли ор­га­ны гор. са­мо­управ­ле­ния). В 1721 «не­мец­кая» поч­та ут­ра­ти­ла ча­ст­ный ха­рак­тер и вме­сте с ям­ской гонь­бой бы­ла под­чи­не­на ге­не­рал-почт-ди­рек­то­ру. В 1727 ме­ж­ду­нар. и внутр. поч­ты вновь раз­де­ле­ны: кан­це­ля­рия ге­не­рал-почт-ди­рек­то­ра пре­об­ра­зо­ва­на в Ге­не­раль­ный поч­тамт, ко­то­рый был под­чи­нён гла­ве Кол­ле­гии иностр. дел (в 1758–82 Поч­то­вый деп-т той же Кол­ле­гии), ям­ская гонь­ба на­хо­ди­лась в ве­де­нии Ям­ской кан­це­ля­рии, в 1781 – гу­берн­ских прав­ле­ний. В 1782 «не­мец­кая» и ям­ская поч­ты бы­ли окон­ча­тель­но сли­ты в еди­ную об­ще­гос. поч­то­вую ор­га­ни­за­цию во гла­ве с Гл. прав­ле­ни­ем поч­то­вых дел (с 1799 Гл. поч­то­вое прав­ле­ние). Поч­то­вые уч­ре­ж­де­ния при­об­ре­ли ие­рар­хич. струк­ту­ру. Для пе­ре­сыл­ки осо­бо важ­ной гос. кор­рес­пон­ден­ции ор­га­ни­зо­ва­на фельдъ­егер­ская служ­ба (1796). В 1-й пол. 19 в. по­сте­пен­но уп­разд­не­на ям­ская по­вин­ность (окон­ча­тель­но в 1857). Поч­то­вые стан­ции (3,5 тыс. в 1836, 4 тыс. в 1900), на­зна­че­ни­ем ко­то­рых бы­ло обес­пе­че­ние и поч­то­вых, и пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок, сда­ва­лись каз­ной в арен­ду пред­при­ни­ма­те­лям, а так­же со­дер­жа­лись ча­ст­ны­ми ли­ца­ми за счёт пла­ты за пе­ре­воз­ки (с 1830-х гг., «воль­ные поч­ты»). Ме­ж­ду­нар. от­прав­ле­ния до кон. 1860-х гг. про­из­во­ди­лись пре­им. че­рез Прус­сию, за­тем не­по­сред­ст­вен­но че­рез поч­то­вые уч­ре­ж­де­ния стран на­зна­че­ния.

Поч­то­вое де­ло в 1806 пе­ре­да­но в ве­де­ние МВД, в со­ста­ве ко­то­ро­го дей­ст­во­ва­ли Гл. поч­то­вое прав­ле­ние (1806–11), Поч­то­вый деп-т (1811–19, 1868–80, 1881–84; в 1819–24 Поч­то­вый деп-т под­чи­нял­ся ми­ни­ст­ру ду­хов­ных дел и нар. про­све­ще­ния), Гл. управ­ле­ние почт и те­ле­гра­фов (1884–1917). Управ­ле­ние П. с. вы­де­ля­лось так­же в са­мо­сто­ят. ве­дом­ство – Гл. на­чаль­ст­во над Поч­то­вым деп-том (1824–65), Ми­ни­стер­ст­во почт и те­ле­гра­фов (1865–68, 1880–81 и 1917). Соз­да­ние об­ще­рос. сис­те­мы П. с. по­зво­ли­ло вве­сти пе­ре­сыл­ку де­нег по поч­те и дос­тав­ку кор­рес­пон­ден­ции поч­таль­о­на­ми, еди­ный та­риф на пе­ре­сыл­ку поч­то­вых от­прав­ле­ний (за­ви­сел от их мас­сы и от рас­стоя­ния, с 1843 – толь­ко от мас­сы). По­ми­мо про­стых пи­сем в кон­вер­тах вво­ди­лись но­вые ви­ды кор­рес­пон­ден­ции: за­каз­ные (пер­во­на­чаль­но «стра­хо­вые») пись­ма (1800-е гг.), по­сыл­ки с цен­ны­ми ве­ща­ми (1830), от­кры­тые пись­ма, бан­де­ро­ли с об­раз­ца­ми то­ва­ров, цен­ные па­ке­ты, де­неж­ные уз­лы для звон­кой мо­не­ты (все в 1871), кор­рес­пон­ден­ции с на­ло­жен­ным пла­те­жом (1888). В 1852 ус­та­нов­ле­но ка­зён­ное управ­ле­ние под­пис­кой и дос­тав­кой пе­рио­дич. пе­ча­ти (пер­во­началь­но эти опе­ра­ции поч­тди­рек­то­ры и почт­мей­сте­ры осу­ще­ст­в­ля­ли как ча­ст­ные пред­при­ни­ма­те­ли) (ко­ли­че­ст­во до­став­ляе­мых по поч­те га­зет и жур­на­лов в 1874–1900 воз­рос­ло с 38,1 млн. до 226,4 млн. экз., в 1913–37 – с 358 млн. до 5,72 млрд. экз., в 1953 дос­тиг­ло 8 млрд. экз.). В 1884–1993 управ­ле­ние гос. П. с., те­ле­гра­фом и те­ле­фо­ном осу­ще­ст­в­ля­ло од­но центр. ве­дом­ст­во, ме­ст­ные уч­ре­ж­де­ния П. с. ста­ли пре­дос­тав­лять ус­лу­ги поль­зо­ва­ния все­ми эти­ми ви­да­ми свя­зи. С 1889 уч­ре­ж­де­ния поч­то­во-те­ле­граф­но­го ве­дом­ст­ва про­из­во­ди­ли так­же опе­ра­ции сбе­ре­гат. касс. В 1897 вве­де­ны де­неж­ные без­на­лич­ные пе­ре­во­ды по поч­те и те­ле­гра­фу.

С 1805 на не­ко­то­рых поч­то­вых стан­ци­ях (163 к 1842) ожив­лён­ных поч­то­вых трак­тов при­ни­ма­лась и от­прав­ля­лась кор­рес­пон­ден­ция, что по­ло­жи­ло на­ча­ло рас­про­стра­не­нию поч­то­вых ус­луг в сель­ской ме­ст­но­сти. С 1870 в тех рай­онах, ко­то­рые не бы­ли ох­ва­че­ны П. с., мн. зем­ст­ва ор­га­ни­зо­вы­ва­ли зем­ские поч­то­вые служ­бы для пе­ре­сыл­ки кор­рес­пон­ден­ции внут­ри уез­дов, а так­же для об­ме­на ею с ка­зён­ной по­чтой. Из 359 уез­дов, в ко­то­рых бы­ли вве­де­ны зем­ст­ва, зем­ская поч­та су­ще­ст­во­ва­ла в 129 к 1880, в 243 к 1901. Наи­боль­шее вни­ма­ние поч­то­во­му де­лу уде­ля­ли зем­ст­ва на вос­то­ке Ев­роп. Рос­сии (в Вят­ской, Ка­зан­ской, Перм­ской, Са­мар­ской, Уфим­ской гу­бер­ни­ях), а так­же в Ека­те­ри­но­слав­ской, Кур­ской, Пол­тав­ской, Там­бов­ской и Харь­ков­ской гу­бер­ни­ях. Мн. зем­ст­ва вы­пус­ка­ли собств. поч­то­вые мар­ки, штем­пель­ные кон­вер­ты, мар­ки­ро­ван­ные поч­то­вые кар­точ­ки и бан­де­ро­ли. С кон. 19 в. сель­ские уч­ре­ж­де­ния П. с. ор­га­ни­зо­вы­ва­лись и ка­зён­ным поч­то­вым ве­дом­ст­вом. В сель­ских рай­онах, где не су­ще­ст­во­ва­ло ни зем­ской, ни ка­зён­ной поч­ты, пе­ре­сыл­ка кор­рес­пон­ден­ции ве­лась че­рез во­ло­ст­ные прав­ле­ния. Пер­вые гор. поч­ты уч­ре­ж­де­ны в С.-Пе­тер­бур­ге (1833) и Мо­ск­ве (1845), к 1875 они дей­ст­во­ва­ли в 47 го­ро­дах, за­тем бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны по­все­ме­ст­но.

Перевозка почты на собаках в Восточной Сибири. Фото. Нач. 20 в. Архив М. В. Золотарёва

Ка­че­ст­во поч­то­вых ус­луг за­мет­но по­вы­ша­лось с 1840-х гг. Вве­де­ние штем­пель­ных кон­вер­тов (с на­пе­ча­тан­ным Гос. гер­бом – зна­ком оп­ла­ты) для го­род­ских (1845) и ме­ж­ду­го­род­ных (1848) пи­сем, а за­тем поч­то­вых ма­рок (1858; в 1900 про­да­но 312,9 млн. шт.) да­ло воз­мож­ность ор­га­ни­зо­вать сбор кор­рес­пон­ден­ции вне поч­то­вых кон­тор – пер­во­на­чаль­но для это­го ис­поль­зо­ва­лись ме­лоч­ные лав­ки, за­тем поч­то­вые ящи­ки (5,1 тыс. в 1874, 17 тыс. в 1900). За 19 в. сроки дос­тав­ки кор­рес­пон­ден­ции на наи­бо­лее ожив­лён­ных ме­ж­ду­го­род­ных ли­ни­ях со­кра­ти­лись в 10 раз за счёт ис­поль­зо­ва­ния но­вых ви­дов транс­пор­та. Пер­вая поч­то­вая мор. па­ро­ход­ная ли­ния свя­за­ла С.-Пе­тер­бург и Лон­дон (1827). Рос­сия – од­на из пер­вых стран, ор­га­ни­зо­вав­ших ж.-д. поч­то­вые пе­ре­воз­ки (с 1837 на Цар­ско­сель­ской же­лез­ной до­ро­ге); по­сле строи­тель­ст­ва Ни­ко­ла­ев­ской ж. д. (сквоз­ное дви­же­ние от­кры­то в 1851) вве­де­на сор­ти­ров­ка кор­рес­пон­ден­ции во вре­мя транс­пор­ти­ров­ки в спец. поч­то­вых ва­го­нах, что ещё бо­лее со­кра­ти­ло сро­ки дос­тав­ки пи­сем (до 24 ч ме­ж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Мо­ск­вой) и сде­ла­ло поч­ту бо­лее дос­туп­ной. На­ча­ты поч­то­вые пе­ре­воз­ки па­ро­хо­да­ми по ре­кам (с 1855) и озё­рам (с 1860). С нач. 20 в. ис­поль­зу­ет­ся ав­то­мо­биль­ный и воз­душ­ный транс­порт. Раз­ви­тие разл. ви­дов поч­то­вых пе­ре­во­зок при­ве­ло к уп­разд­не­нию поч­то­вых стан­ций.

Сортировка почты в почтовом вагоне. Фото. Кон. 19 в. Архив М. В. Золотарёва

Поч­то­вые уч­ре­ж­де­ния при­ни­ма­ли и от­прав­ля­ли кор­рес­пон­ден­цию в кон. 18 в. 1–2 раза в не­де­лю, к нач. 20 в. – неск. раз в день. Бы­ст­ро рос­ло ко­ли­че­ст­во уч­ре­ж­де­ний П. с. (0,5 тыс. в нач. 19 в., 0,75 тыс. к 1830, 1,7 тыс. к 1867, 4,4 тыс. в 1900, 12,8 тыс. в 1913, 40,8 тыс. в 1937, 52,3 тыс. в 1954, 85 тыс. в 1973). Сни­жа­лась стои­мость поч­то­вых ус­луг, в Рос­сии по­сле ор­га­ни­за­ции ВПС был ус­та­нов­лен еди­ный ме­ж­ду­нар. та­риф на пе­ре­сыл­ку кор­рес­пон­ден­ции. С кон. 19 в. прак­ти­че­ски все рай­оны стра­ны бы­ли ох­ва­че­ны ре­гу­ляр­ной П. с. Чис­ло поч­то­вых от­прав­ле­ний на 10 чел. в год воз­рос­ло с 2 в 1840-х гг. до 50 в 1900 (до 610 в Гер­ма­нии, до 520 во Фран­ции). В 1840-х гг. ка­зён­ная кор­рес­пон­ден­ция в 8 раз пре­вы­ша­ла объ­ём ча­ст­ной пе­ре­пис­ки, к кон. 19 в. со­став­ля­ла 1/10 часть все­го объ­ё­ма кор­рес­пон­ден­ции. П. с. ста­ла ча­стью по­все­днев­ной жиз­ни на­се­ле­ния.

Елец. Почтово-телеграфная контора. Фото. Нач. 20 в. Архив М. В. Золотарёва

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 поч­то­вое де­ло вновь бы­ло пол­но­стью со­сре­до­то­че­но в ру­ках го­су­дар­ст­ва. Им управ­ля­ли Нар­ко­мат почт и те­ле­гра­фов (РСФСР в 1917–23, СССР в 1923–32), Нар­ко­мат (с 1946 Мин-во) свя­зи СССР (1932–91), Мин-во РСФСР по свя­зи, ин­фор­ма­ти­ке и кос­мо­су (1990–91). В 1927 на­ча­та ме­ха­ни­за­ция, в 1960-е гг. – ав­то­ма­ти­за­ция про­цес­сов об­ра­бот­ки поч­ты (в ча­ст­но­сти, в 1980-е гг. за­вер­ше­на ав­то­ма­ти­за­ция сор­ти­ров­ки письм. кор­рес­пон­ден­ции в уз­лах П. с. рес­пуб­ли­кан­ских, крае­вых и об­ла­ст­ных цен­тров). В 1929 вве­де­на гор. слу­жеб­ная поч­та (ГСП) для дос­тав­ки кор­рес­пон­ден­ции круп­ным ор­га­ни­за­ци­ям, пред­при­яти­ям и уч­ре­ж­де­ни­ям, дея­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с боль­шим объ­ё­мом поч­то­вых от­прав­ле­ний.

В Рос. Фе­де­ра­ции объ­ём поч­то­вых от­прав­ле­ний мно­го­крат­но упал. Уве­ли­чи­лись сро­ки дос­тав­ки кор­рес­пон­ден­ции, про­изош­ло воз­вра­ще­ние к руч­ной сор­ти­ров­ке поч­то­вых от­прав­ле­ний (с 2010 вновь при­ме­ня­ют­ся ав­то­ма­ти­зир. ком­плек­сы сор­ти­ров­ки), од­на­ко по­все­ме­ст­ная сеть уч­ре­ж­де­ний П. с. бы­ла со­хра­не­на. Сис­те­ма управ­ле­ния П. с. неск. раз ме­ня­лась: поч­та на­хо­ди­лась в ве­де­нии Мин-ва свя­зи РФ (1991–93), Фе­де­раль­но­го управ­ле­ния (с 1995 Фе­де­раль­ная служ­ба, с 1996 Деп-т) П. с. при Мин-ве свя­зи РФ (1993–97), Деп-та П. с. Гос. к-та РФ по свя­зи и ин­фор­ма­ти­за­ции (1997–99), Гос. к-та РФ по те­ле­ком­му­ни­ка­ци­ям (1999), Мин-ва РФ по свя­зи и ин­фор­ма­ти­за­ции (1999–2004), Фе­де­раль­но­го агент­ст­ва свя­зи РФ (2004–13). Не­по­сред­ст­вен­ное управ­ле­ние гос. пред­при­ятия­ми и уч­ре­ж­де­ния­ми П. с. с 2003 осу­ще­ст­в­ля­ет ФГУП «Поч­та Рос­сии», с 2013 функ­ции гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния в сфе­ре П. с. при­над­ле­жат Мин-ву свя­зи и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций РФ. С 1996 поч­то­вые ус­лу­ги (курь­ер­ская дос­тав­ка поч­то­вых от­прав­ле­ний, пен­сий и по­со­бий, дос­тав­ка по­сы­лок, рас­про­стра­не­ние пе­рио­дич. пе­ча­ти) пре­дос­тав­ля­ют так­же ча­ст­ные ком­па­нии.

Лит.: Ми­ни­стер­ст­во внут­рен­них дел, 1802–1902. СПб., 1901. Прил. 2; Коз­лов­ский И. П. Пер­вые поч­ты и пер­вые почт­мей­сте­ры в Мо­с­ков­ском го­су­дар­ст­ве: В 2 т. Вар­ша­ва, 1913; Ба­зи­ле­вич К. В. Зем­ская поч­та в Рос­сии (1865–1917). М., 1926; Ви­та­шев­ская М. Н. Ста­рин­ная рус­ская поч­та. М., 1962; Ви­ги­лев А. Н. Ис­то­рия оте­че­ст­вен­ной поч­ты. 2-е изд. М., 1990; Куть­ин В. А., Со­ловь­е­ва Т. А., Со­риц А. Н. Санкт-Пе­тер­бург­ский поч­тамт. СПб., 1997; Мо­с­ков­ский поч­тамт. М., 2001; Ша­мин С. М. Пись­ма, гра­мот­ки, ку­ран­ты: Пер­вые ре­гу­ляр­ные поч­ты в Рос­сии // Ро­ди­на. 2001. № 12; Мар­чен­ков В. К., Мяс­ни­ков А. Л. Рос­сия: Ис­то­рия поч­то­вой свя­зи. СПб., 2002.

Вернуться к началу