КЛИБА́НОВ АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛИБА́НОВ Александр Ильич [14(27).11.1910, Борисов Минской губ., ныне в Минской обл. Республики Беларусь – 23.5.1994, Москва], рос. историк, религиовед, источниковед. Окончил Ленингр. историко-лингвистич. ин-т (1932). В 1932 науч. сотрудник Антирелигиозного музея. Зав. отделом агитации и пропаганды ленингр. отделения Союза воинствующих безбожников (1932–34). Одновременно ответств. редактор и уполномоченный по Ленинграду Гос. антирелигиозного изд-ва (1933–1934). Преподаватель Политико-просветительского ин-та им. Н. К. Крупской (1934). В 1936 Особым совещанием НКВД приговорён к 5 годам ИТЛ за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» в связи со следствием по делу своего науч. руководителя Н. М. Маторина (в 1948 К. повторно осуждён по тому же делу, приговорён к 10 годам ИТЛ, в 1954 освобождён, в 1955 реабилитирован). В 1942–45 в Красноярском гос. педагогич. ин-те: доцент, зав. кафедрой истории СССР (с 1943). В 1946–48 зам. директора Музея истории религии АН СССР в Москве. В 1947–48 и 1955–93 в Ин-те истории АН СССР (с 1968 Ин-т истории СССР АН СССР, с 1992 Ин-т рос. истории РАН): науч. сотрудник, старший, затем ведущий науч. сотрудник. В 1959–61 руководил экспедициями по изучению религ. ситуации в Пензенской, Тамбовской, Липецкой, Воронежской областях.
Изучал ереси 14–16 вв. (стригольников, «жидовствующих» и др.), религ. течения нестяжателей, иосифлян, исихазм; сектантство 2-й пол. 17 – 20 вв., учения основателей и идеологов крестьянских социально-утопич. сообществ 19 в. Ввёл в науч. оборот новые источники – «Написание о грамоте» (кон. 15 – 1-я пол. 16 вв.), глоссы на полях книг из библиотеки Ивана Чёрного (кон. 15 в.), сочинения духовных христиан-молокан и др. Относил зарождение ереси к рубежу 13–14 вв., когда среди мирян и низшего духовенства распространились стихийные антицерковные настроения. Обосновывал тезис о типологич. близости рус. ересей и реформационных течений Зап. Европы. Сектантство 2-й пол. 17–19 вв. рассматривал как «второе издание» реформационных движений в России.
Одним из первых в рос. историч. науке предпринял попытку дать синтетич. характеристику духовной культуры Рус. гос-ва 15–16 вв. на низовом уровне сельского церковного прихода и на уровне таких её носителей, как Ермолай-Еразм, Епифаний Премудрый, Максим Грек, Зиновий Отенский, Ф. И. Карпов, И. С. Пересветов. Утверждал, что рус. святость с её гл. этическим принципом непротивления злу насилием служила духовной основой рус. народа, фактором его историч. жизни. Проследил эволюцию идеи «самовластия» и полемику вокруг неё в рус. обществ. мысли 15–17 вв. Считал характерной чертой исканий рус. мыслителей присутствие в них идей гуманизма, возникших под влиянием античности, переосмысленной и перенесённой на Русь визант. богословием. Труды К. переведены на англ., итал., нем., кит. и другие языки.
Гос. пр. СССР (1983); премия им. Б. Д. Грекова РАН (1980).