КА́РПОВ ФЁДОР ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́РПОВ Фёдор Иванович (не ранее 1476 – не ранее 1539), рус. гос. деятель и дипломат, писатель, окольничий (1529). Потомок средней линии фоминских князей; в 1475 его отец И. К. Карпов перешёл на службу к вел. кн. московскому Ивану III Васильевичу. В 1495 К. в чине постельника участвовал в поездке Ивана III в Новгород. Между 1495 и 1500/01 писец в Муромском уезде. В правление вел. кн. московского Василия III Ивановича определял вост. политику Рус. гос-ва. Дипломатич. документы (1508, 1534, 1536–38) свидетельствуют об активном участии К. в переговорах с Ногайской Ордой. В окт. 1508 он встречал послов крымского хана Менгли-Гирея I, постоянно упоминается в материалах крымских дел (1515, 1517–19, 1525, 1526, 1539); в 1517 в грамоте крымского царевича Ахмед-Гирея, адресованной Василию III, передан поклон К., а в 1523 крымский хан Саадет-Гирей (Саадат-Гирей) I просил у К. «печаловаться» за него перед вел. князем. В 1514 К. встречал посольства тур. султана Селима I Явуза, в 1522–24 и 1529 вёл переговоры с послами султана Сулеймана I Кануни. Вместе с тем в 1525 являлся наместником в Юрьеве-Польском. В кон. 1530 – нач. 1531 вёл в Москве переговоры с казанским послом кн. Табаем о поставлении на казанский престол находившегося на рус. службе царевича Джан-Али; в 1533 принимал послов казанского хана Сафа-Гирея.
Наряду с этим К. неоднократно вёл переговоры с послами европ. государей. В 1517 принимал С. фон Герберштейна – посла имп. Священной Рим. империи Максимилиана I Габсбурга, в 1518 – имп. посла Ф. да Колло и папского легата А. де Конти фон Турна. В 1526 вёл переговоры с делегацией послов папы Римского Климента VII, имп. Священной Рим. империи Карла V, польск. короля и вел. кн. литовского Сигизмунда I Старого о продлении перемирия между Рус. гос-вом и Вел. кн-вом Литовским на 6 лет; в 1529 вновь обсуждал вопрос о возможности продления перемирия. В 1527 был в числе поручителей за кн. М. Л. Глинского. К. сохранил свои позиции при моск. великокняжеском дворе и в период регентства Е. В. Глинской, т. к. ещё с 1520-х гг. являлся её доверенным лицом. С янв. 1537 оружничий.
К. был хорошо образованным человеком. Он знал лат., греч., а также восточные (возможно, тат. и уйгурский) языки, античную лит-ру (Аристотеля, Овидия), высоко ценил античную традицию красноречия, интересовался богословием, философией и астрологией. Состоял в переписке с прп. Максимом Греком (из произведений которого можно почерпнуть сведения о ряде утраченных сочинений К.), митр. Московским и всея Руси Дионисием, старцем Спасо-Елеазарова мон. Филофеем; поддерживал тесные связи с семьёй казначеев Траханиотовых. Сохранились 7 посланий К. В одном из посланий к Максиму Греку (1518–19) К. опровергал слухи о своих якобы нелестных высказываниях о нём, в другом послании к нему же (1518–19) просил разъяснить ряд непонятных ему мест из 3-й Книги пророка Ездры. К. развивал идеи пантеизма, что вызвало недовольство Максима Грека, который, однако, называл К. «премудрым» и «пречестнейшим» человеком. По-видимому, К. принадлежит Похвальное слово вел. кн. московскому Василию III Ивановичу. В послании к митр. Даниилу (до 1539) К. доказывал, что добродетель терпения необходима в делах духовных, но не в светских. Считал, что при абсолютизации терпения священные обычаи и хорошие установления в государстве будут разрушены, а в обществе воцарится беспорядок. К. выступал против идеи теократич. государства, превосходства «священства» над «царством». Считал, что государство должно управляться по «правде» и определённым справедливым законам. По мнению К., глава всякого царства должен «понуждать» непослушных и зловредных грешников к согласию с добрыми людьми «грозою закона и правды», а «добрых подвластныхъ беречи своимъ жалованием и уроженною милостью». Выдвинул тезис о необходимости оценки человека не по его родовитости, а по его личным заслугам перед государством.
Идеи К. близки взглядам И. С. Пересветова и перекликаются с рядом социально-политич. идей современных ему зап.-европ. мыслителей (Н. Макиавелли и др.). Акцентирование в произведениях К. различий между духовными и светскими нормами, как и ориентация на античную лит-ру, побуждали некоторых исследователей сближать К. с зап.-европ. гуманистами.
Последнее упоминание о К. относится к окт. 1539. Во вкладной книге Троице-Сергиева мон. отмечен вклад Карповых (дек. 1539) на сумму 50 руб. (соответствует вкладу на вечное поминание в синодиках), который, по всей видимости, внесён по умершему Карпову.