ВЯ́ЗЕМСКОЕ КНЯ́ЖЕСТВО
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЯ́ЗЕМСКОЕ КНЯ́ЖЕСТВО, политич. образование в кон. 13 – нач. 16 вв. в составе Смоленского княжества, Великого княжества Литовского (ВКЛ) и Рус. гос-ва. Центр – г. Вязьма. Оформилось как удельное кн-во и первоначально было врем. держанием младших представителей смоленских Рюриковичей. Одним из первых правителей В. к. стал кн. Андрей Михайлович, правнук смоленского кн. Мстислава Давидовича (ум. 1230); впервые упомянут в этом качестве в 1300, когда по просьбе населения Дорогобужа он пришёл на помощь и в битве у города нанёс поражение войскам смоленских князей Александра и Романа Глебовичей. В нач. 14 в. в результате новой осады Дорогобуж пал, а его детинец был полностью уничтожен (сохранился лишь посад). Нападению смоленских князей также подверглось и В. к., после чего кн. Андрей Михайлович был вынужден его покинуть и перейти на службу к вел. кн. владимирскому Михаилу Ярославичу. После этого В. к. было передано сыновьям кн. Святослава Глебовича (ум. 1310), бывшего кн. можайского и брянского, от трёх из которых (Владимира, Ивана-Мстислава и Михаила) происходит род князей Вяземских. В 14 в. правители В. к. действовали в русле политики смоленских вел. князей, поддерживали тесные контакты с Москвой. Во время Ольгерда походов вяземские князья первоначально, как и вел. кн. смоленский Святослав Иванович, приняли сторону ВКЛ и Тверского вел. кн-ва. Однако, несмотря на крестное целование, которое позднее было снято митр. Киевским Алексием, в 1371 вяземский кн. Иван открыто перешёл на сторону вел. кн. владимирского Дмитрия Ивановича Донского. В 1386 в Вильне вяземский кн. Михаил Иванович был в числе поручителей за своего сюзерена – вел. кн. смоленского Юрия Святославича, признавшего над собой власть ВКЛ. В 1395 правители В. к. пытались оказать сопротивление установлению в Смоленске власти вел. кн. литовского Витовта, за что последний казнил кн. Ивана Михайловича. Несмотря на репрессии, правители В. к. активно поддержали вел. кн. Юрия Святославича в борьбе за смоленское наследство. В 1403 князья Иван Святославич и Александр Михайлович обороняли Вязьму, однако попали в литов. плен, после чего В. к. было присоединено к ВКЛ.
В 1404 вместе с вел. кн. смоленским Юрием Святославичем в Москву выехали князья Семён и Владимир Мстиславичи (Ивановичи). Во время рус.-литов. войны 1406–08 ВКЛ удалось удержать в своём составе В. к. Источники 15 в. уже не связывают правителей В. к. с Дорогобужской волостью. После смерти вел. кн. Витовта в ходе борьбы за власть в ВКЛ правители В. к. поддерживали лидера «прорусской» партии вел. кн. Свидригайло. Вяземский кн. Михаил Львович, сражаясь на его стороне, погиб в битве на р. Святая у Вилькомира в 1435. При вел. кн. литовском Казимире Ягеллончике (будущем польск. короле Казимире IV) управление В. к. постепенно сосредоточилось в руках потомков кн. Андрея Владимировича, внука Святослава Глебовича. Свою лояльность они подтвердили в 1445, когда выдержали осаду моск. войск. Источники 2-й пол. 15 в. свидетельствуют о том, что политич. развитие В. к. и соседних Верховских княжеств было схожим.
Во 2-й пол. 15 в. во главе В. к. стояли представители старшей ветви рода – кн. Константин Фёдорович (1440-е гг.), его сын Дмитрий (упоминается в 1476) и внук – Михаил Дмитриевич Чёрный (ум. после 1494), носивший титул «королевского слуги» (при этом прочих вяземских князей Ягеллоны именовали в документах «нашими слугами»). Владения вяземских князей считались пожалованиями правителей ВКЛ, поэтому они, будучи «отчичами» в В. к., тем не менее не обладали здесь всей полнотой власти. Более того, в 15 в. в В. к. появились небольшие владения, принадлежавшие князьям Глинским, Крошинским, панам Ходкевичам и др., которые непосредственно подчинялись польск. королю и вел. князю литовскому. Для укрепления власти старейшего в роде вяземских князей ему дополнительно были пожалованы смоленские земли, ранее не входившие в состав В. к.: напр., кн. Михаил Дмитриевич в 1480-х гг. – 1493 на севере В. к. владел г. Хлепень с рядом волостей, входивших ранее в состав Фоминско-Березуйского кн-ва. На севере земли вяземских князей граничили с тверскими волостями Олешня и Синяя (позже переданы князьям Крошинским), на востоке – с волостями Можайского кн-ва, на юго-востоке – с волостями Моск. вел. кн-ва и Верховских княжеств. Все вяземские князья имели право на свои «дольницы» и дворы в Вязьме, претендовали на часть торговых и судебных пошлин. Старший в роде устанавливал пошлины и имел право их увеличивать. Во время войны вместе со своими боярами и слугами вяземские князья присоединялись к ополчению, которым командовал смоленский наместник. В 1476 с подачи польск. короля Казимира IV вяземский кн. Дмитрий Константинович, как старший в роде, выступал вместе с др. православными светскими и духовными феодалами ВКЛ, от имени которых митр. Киевский Мисаил должен был заключить церковную унию с папой Римским Сикстом IV.
В кон. 1480-х – нач. 1490-х гг. правители В. к. начали испытывать давление со стороны Рус. гос-ва. Оставшись без реальной поддержки со стороны ВКЛ, вяземские князья постепенно начинают утрачивать контроль над пограничными волостями. В авг. – окт. 1492 первым из вяземских князей на сторону вел. кн. московского Ивана III Васильевича перешёл кн. Андрей Юрьевич; в 1493 в ответ на конфискацию его владений и казны кн. Михаилом Дмитриевичем войско кн. С. Ф. Воротынского заняло 5 вяземских волостей, а моск. рать под команд. воеводы кн. Д. В. Патрикеева (Щени) штурмом взяла Вязьму. В. к. перешло в состав Рус. гос-ва, что было закреплено рус.-литов. мирным договором 1494. Вел. кн. литовский Александр Казимирович обязался не претендовать на городки и волости, земли и воды В. к., а также не принимать к себе на службу князей Вяземских с их вотчинами (последнее условие было частично нарушено уже 5.7.1495, когда Александр Казимирович удовлетворил просьбу о компенсации владений кн. Ивана Константиновича Вяземского).
После присоединения В. к. к Москве большинство местных князей, бояр и панов были приведены к присяге вел. кн. Ивану III. Они вновь получили свои владения на правах великокняжеского пожалования. Однако к 1504 их земли фактически были конфискованы и отошли в разряд дворцовых и поместных, а в этих владениях «испомещены» моск. помещики. В. к. прекратило существование, а вместо утраченных земель бывшие землевладельцы В. к. получили вотчины и поместья в центр. уездах Сев.-Вост. Руси.