МИНИСТЕ́РСТВО НАРО́ДНОГО ПРОСВЕЩЕ́НИЯ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИНИСТЕ́РСТВО НАРО́ДНОГО ПРОСВЕЩЕ́НИЯ (МНП), центр. гос. учреждение в России, ведавшее вопросами образования и науки. Должность министра нар. просвещения учреждена министерской реформой 1802, ему подчинены совещат. органы – Комиссия об учреждении нар. училищ (1782–1803), а также вновь образованная Комиссия об училищах (1802; с 1803 Гл. правление училищ, с 1863 Совет министра), которая подготовила Предварит. правила нар. просвещения от 24.1(5.2).1803, определившие основы системы учебных заведений всех уровней. В 1803 учреждён Деп-т нар. просвещения – осн. структурная часть МНП.
Формировалась система местного управления МНП. В 1803 образованы первые учебные округа МНП: Дерптский (в 1893–1918 Рижский), Казанский, Моск., С.-Петерб., Харьковский, Виленский (1803–32, 1850–63); позднее созданы Белорус. (1829–50), Одесский (1830–1918), Киевский (1832–1918), Варшавский (1839–1861/62, 1867–1918), Кавк. (1848–60, 1883–1918), Оренбургский (1874–1918) и Зап.-Сиб. (1885–1918) учебные округа. Учебный округ возглавлял (до 1835 совм. с училищным комитетом ун-та) попечитель учебного округа (1803–1918; в некоторых регионах их обязанности исполняли губернаторы и генерал-губернаторы), который осуществлял управление (до 1835 – надзор) учебными заведениями всех уровней: высшими и средними – непосредственно, начальными (осн. часть учебных заведений) – через промежуточные инстанции. Начальные школы после образования МНП переданы из ведения приказов общественного призрения в подчинение директоров губернских гимназий и смотрителей уездных училищ. Позднее для управления ими введены должности инспекторов нар. училищ: в Сев.-Зап. крае (1863), в 33 губерниях Европ. России и Бессарабской обл. (1869), почти на всей территории Рос. империи (к нач. 20 в.). Первоначально они подчинялись прямо попечителю учебного округа и ведали начальными школами всей губернии, в 1874 подчинены губернским директорам нар. училищ. Число инспекторов росло (787 в 1914), их участки уменьшались вплоть до одного или части уезда или крупного города в нач. 20 в. С 1864 часть функций по управлению начальными училищами осуществляли межведомств. губернские и уездные училищные советы. Их состав окончательно определён в 1874: предводитель дворянства (пред.), инспектор или директор нар. училищ, представители от МВД, православного духовенства и органов местного земского и гор. самоуправления (содержали и осуществляли хозяйств. обслуживание большинства начальных учебных заведений), с 1895 – также земские начальники (по делам школ своих участков).
Манифестом имп. Александра I от 24.10(5.11).1817, «дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения», МНП упразднено, Деп-т нар. просвещения и Гл. правление училищ наряду с Синодом, адм. и хозяйств. учреждениями при нём и Департаментом духовных дел иностранных исповеданий вошли в состав Мин-ва духовных дел и нар. просвещения. Оно упразднено с отставкой министра – кн. А. Н. Голицына – в 1824, тогда же МНП восстановлено (дела иностр. исповеданий оставались в его подчинении до 1832).
В ведении МНП состояла осн. часть учебных заведений, в т. ч. университеты, большинство институтов гуманитарного профиля и часть инж.-технич. вузов (всего 28 гос. и 39 обществ. и частных вузов к 1917), почти все средние общеобразоват. учебные заведения (гимназии, реальные училища) и большинство начальных (приходские, уездные, «министерские», городские и земские училища, высшие начальные училища), а также некоторые виды средних спец. учебных заведений (учительские семинарии и ин-ты и др.), лицеи (кроме Царскосельского с 1822), мед. учебные заведения (1810–82), православные духовные академии (1810–24). МНП участвовало в организации низшего и среднего проф.-технич. образования (с 1888). В последней трети 19 в. ведомству нар. просвещения переданы (гл. обр. из подчинения МВД): ветеринарные институты (1873), православные (1873) и евангелическо-лютеранские (1886–87) начальные училища в Прибалтике, башкирские, киргизские (казахские) и татарские школы (1874), училища горного ведомства (1879), центр. училища в болг. и нем. колониях (1881), речные и мореходные средние учебные заведения (1881–98), начальные училища при римско-католич. (1892) и армяно-григорианских (1897) приходах и др. Доля начальных общеобразоват. школ, находившихся в ведении МНП, в 1897–1910 возросла с 42 до 59,5% (59,9 тыс. учебных заведений), доля учеников от общего числа учащихся в начальных школах всех ведомств – с 61,5 до 67,5% (4473 тыс. чел.). Централизация управления начальным образованием завершена с переходом в ведение МНП школ ряда казачьих войск, остававшихся в подчинении Воен. мин-ва (1916), а после Февр. революции 1917 – всех начальных учебных заведений Синода и др. ведомств [20.6(3.7).1917].
МНП утверждало в должностях (с 1835) или назначало (с 1884) преподавательский состав университетов, управляло казёнными средними учебными заведениями, давало разрешение на открытие частных учебных заведений, надзирало за их деятельностью и выдавало разовые и постоянные пособия некоторым из них, следило за работой домашних учителей. Рассматривало вопросы учебно-воспитат. характера, программы, учебники и учебные пособия и допускало их к употреблению в учебных заведениях всех уровней и для нар. чтений. С 1908 вело работы по введению всеобщего начального обучения. Осуществляло цензуру книг и периодич. изданий, за исключением духовных и военных, а также театрально-драматических (в 1862–63 цензура передана в МВД, где было создано Главное управление по делам печати). Ведомство издавало «Журнал Министерства народного просвещения» (1834–1917; преобладали материалы по истории, литературоведению, классич. филологии, педагогике), а также газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (1874–1904) и «St. Petersburger Zeitung» (1875–1917).
МНП выступало с ходатайствами перед верховной властью о материальных нуждах подведомственных ему автономных учреждений – Петерб. АН (с 1802), АХ (1811–29), Имп. публичной б-ки (ныне РНБ) (1810–50, 1863–1917), Румянцевского (1828–50, 1861–1917) и Исторического (с 1882) музеев, археографических комиссий, астрономических (с 1862) и метеорологических (с 1884) обсерваторий и др. науч. организаций. Утверждало уставы науч., лит., худож. и просветительных обществ, следило за их соблюдением, выдавало пособия некоторым обществам и участвовало в подготовке науч. съездов, субсидировало провинциальные публичные библиотеки (с 1834), архивные комиссии (с 1884).
После Окт. революции 1917 вместо МНП учреждён Народный комиссариат просвещения РСФСР, затем созданы аналогичные наркоматы в др. союзных республиках (в 1946 все преобразованы в республиканские министерства, которые в 1966–88 являлись органами Мин-ва просвещения СССР). Высшие и средние спец. учебные заведения управлялись союзными и союзно-республиканскими ведомствами – Всесоюзным к-том по делам высшей школы при СНК СССР (1936–1946), Мин-вом высшего образования СССР (1946–53, 1954–59), Мин-вом культуры СССР (1953–54), Мин-вом высшего и среднего спец. образования СССР (1959–88), Гос. к-том СМ СССР (с 1978 Гос. к-т СССР) по проф.-технич. образованию (1959–63, 1965–88). В 1988–1991 управление всеми ступенями образования сосредоточено в Гос. к-те СССР по нар. образованию. Органы управления образованием в РФ – Мин-во образования РФ (до кон. 1991 – РСФСР; 1990–1996, 1999–2004), Мин-во общего и проф. образования РФ (1996–99), Мин-во образования и науки РФ (с 2004).
Список руководителей ведомства см. в приложении «Государственные учреждения России, СССР, РФ» в томе «Россия».