МАЛЬГИ́Н ТИМОФЕЙ СЕМЁНОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЛЬГИ́Н Тимофей Семёнович [1752 – 28.7(9.8).1819, С.-Петербург], рос. историк, литератор и переводчик, коллежский асессор (не позднее 1785). Из семьи церковнослужителя. Окончил Псковскую духовную семинарию (1768), затем Академич. ун-т (1774). Участвовал в 1768–73 в академических экспедициях. В 1774 произведён в адъюнкты Петерб. АН, однако не захотел в ней остаться. С нач. 1770-х гг. участвовал в работе «Собрания, старающегося о переводе иностранных книг на российский язык», перевёл с франц. яз. сочинение Н. Бодо де Жюйи «История о переменах Неаполитанского королевства в 1647–1648 гг.» (т. 1–4, 1775–80). Чл. Рос. академии (с 1791). Участвовал в составлении «Словаря Академии Российской» (ч. 1–6, 1789–94) и его 2-го издания, вышедшего под названием «Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный» (ч. 1–6, 1806–22)» (награждён двумя золотыми медалями Рос. академии). Сделал выборку слов из сочинений царя Ивана IV Васильевича Грозного, Димитрия Ростовского и др., дал толкование с примерами мн. церковнославянизмов и судопроизводств. терминов (почти все они вошли в «Словарь церковнославянского и русского языка», т. 1–4, 1847). В Рос. академии прославился участием в филологич. спорах (напр., с И. Н. Болтиным в 1792 и 1798 о происхождении глаголов «воскрешать» и «помнить»).
М. – автор пособия по рус. истории «Зерцало российских государей с 862 по 1789 год...» (1789; 2-е и 3-е переработанные изд. – 1791 и 1794). Получил за него от имп. Екатерины II в награду золотую табакерку с бриллиантами. В основу «Зерцала…» М. положил идею о божественном предопределении и исключительности историч. пути России, характеризуемой им как непобедимый «величайший в царствах Колосс». Отличит. чертой рус. народа М. считал его способность терпеть и преодолевать любые испытания, причины которых он видел исключительно во вражеских нашествиях. Поражения рус. войск М. часто замалчивал или объяснял коварством противника и изменой иностр. наёмников. Подчёркивал, что всеми достижениями Россия обязана только самой себе. Утверждал первородство славян перед всеми европ. народами, считая, что они намного древнее римлян. С точки зрения М., рус. государство существовало до призвания кн. Рюрика, хотя было «не согласовано и расстроено» (в др. сочинении стремился доказать, что письменность была известна русским задолго до Кирилла и Мефодия, а еп. Новгородский Иоаким и Нестор не являлись первыми рус. летописцами и заимствовали сведения из более древних летописей). Сторонник просвещённого абсолютизма, М. полагал, что многоначалие для России, как и безначалие, «вредно, разорительно, пагубно и опасно падению». Царя Ивана IV Васильевича, имевшего, по словам М., «доброе сердце, но несчастливое сложение и воспитание», считал образцом самодержца, а его жестокость – проявлением мудрости. Полемизировал гл. обр. с представителями скептич. направления (М. Т. Каченовским и пр.) и Н. М. Карамзиным, обвиняя их в отсутствии патриотизма и излишнем доверии к зап. авторитетам. В очерке «Историческое изображение трёх главных достопримечательнейших свойств... Петра Великого» (1811) М. пришёл к выводу, что идеальными качествами монарха являются твёрдость веры, мужество и человеколюбие. М. изучал также приказную систему («Опыт исторического исследования и описания старинных судебных мест Российского государства...», 1803) и воен. историю («Российский ратник…», 1825). Перевёл с лат. яз. труд итал. кардинала Р. Беллармино «Лествица умственного восхождения к Богу по степеням созданных вещей» (1786), с франц. яз. – «Записки…» Х. Г. Манштейна (1823). Современники критиковали М. за многословность, употребление архаизмов, изобретение новых слов («превозносливость», «прилепленец» и др.) и выражений («огнезрачные вихри», «парительный дух ума», «благопечительные отцы народов» и пр.).
Часть семейного архива Мальгиных в кон. 19 в. куплена Г. В. Юдиным, книги из б-ки М., в частности подаренные им б-ке Рос. академии, ныне хранятся в Б-ке РАН.