КАСО́ГИ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАСО́ГИ, историч. народ на Сев.-Зап. Кавказе. Впервые К. упоминаются в сер. 10 в.: араб. учёный аль-Масуди называет народ «кашак, живущий между горой Кабх и Румским морем»; визант. имп. Константин VII Багрянородный знал страну Касахию между Зихией и Аланией; хазарский царь Иосиф в письме к кордовскому вельможе среди народов, платящих дань хазарам, назвал «живущих в стране Каса». В кон. 10 в. в анонимном соч. «Худуд-ал-Алам» упоминается г. Кесег в стране Алан. Во 2-й пол. 11 – 13 вв. сведения о К. появились в др.-рус. и груз. летописях и эпиграфич. материалах (наиболее известно описание в «Повести временных лет» поединка между тмутараканским кн. Мстиславом Владимировичем и касожским кн. Редедей). Письм. источники однозначно локализуют К. рядом с Аланией, Абхазией, Зихией и г. Таматарха (Тмутаракань). После 13 в. К. практически не упоминаются в письм. источниках, позднее имя К. изредка встречается как анахронизм в рус. агиографич. сочинениях и воинских повестях.
У совр. историков сложились две точки зрения на происхождение и историю К. Согласно концепции ср.-век. истории Сев.-Зап. Кавказа, оформившейся в сер. – 3-й четв. 20 в. (Е. П. Алексеева, Е. С. Зевакин, Л. И. Лавров, Г. А. Меликишвили и др.), К. произошли от малоазиатского народа касков (известен по письм. источникам 2-го – нач. 1-го тыс. до н. э.) – далёких предков адыгов. В раннем Средневековье на базе меото-сарматских племён Прикубанья и Черноморского побережья Кавказа оформились два союза родственных племён – зихи и К. Позднее, согласно этой концепции, К. стали основой формирования кабардинцев.
Согласно др. гипотезе (Н. Г. Волкова, И. О. Гавритухин, А. В. Гадло, А. В. Дмитриев, И. Л. Кызласов, А. В. Михеев, А. М. Новичихин, Э. Х. Панеш, А. В. Пьянков, В. А. Тарабанов и др.), К. – кочевой или полукочевой народ, происхождение которого связано с тюрками Центр. Азии и уграми Поволжья. К. были подвластны хазарам, которые в 1-й пол. или сер. 8 в. переселили их на Сев.-Зап. Кавказ для охраны границ и контроля над регионом в интересах Хазарского каганата. Др. родственная группировка была поселена хазарами в бассейне р. Северский Донец. Во главе К. стоял княжеский род Кес; его наиболее яркий представитель – кн. Инал, носивший тюрк. титул ак-ябгу и связанный родством с правящей хазарской династией, члены которой возводили своё происхождение к роду Ашина. По преданию, от Инала вели своё происхождение все адыгские князья. После ослабления Хазарского каганата К. в 1-й пол. 10 в. испытали мощный натиск кавк. Алании и частично были подчинены ей. Др. часть К. интегрировалась с зихами для совместного противостояния аланской агрессии (при этом родовое имя княжеского рода Кес было перенесено соседями на всё зихо-касожское объединение) и к 14 в. была ассимилирована. Присутствие К. зафиксировано также в среде населения Тмутараканского княжества.
Территория расселения и характеристики К. по письм. источникам позволяют связывать с ними более 20 могильников в Зап. Закубанье и в районе Анапы – Геленджика (Борисовский могильник, Дюрсо, могильники Казазово-2, Молдовановский, Псекупский и др.), объединяемых в кубано-черноморскую группу кремаций раннего Средневековья. Для неё характерны трупосожжения на стороне, прах помещали в небольших ямах или в керамич. сосудах, сопровождали оружием (известны и доспехи), конской упряжью, украшениями (в т. ч. из драгоценных металлов), бытовыми предметами, очажными принадлежностями и др.
К. оставили след в кавк. ономастике: осетины называют кабардинцев «кесег»; близко по звучанию и сванское наименование адыгов – «кашаг». У адыгов не сохранилось подобного самоназвания, но в родословных преданиях упоминается прадед кн. Инала по имени Кес (по Ш. Б. Ногмову). По мнению исследователей, самоназвание К. имело форму «кес» и через аланскую форму «кес//ег» было заимствовано соседями – «кашаг/ кассах/касог». Эта форма присутствует в другом (вероятно, тюркском) наименовании адыгов – «чер//кес».