Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АДЫ́ГИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Д. Анчабадзе; М. И. Шилакадзе (фольклор), Ю. Б. Коряков (2015)

АДЫ́ГИ (са­мо­на­зва­ние – ады­гэ), груп­па на­ро­дов (ады­гей­цы, ка­бар­дин­цы, чер­ке­сы, шап­су­ги) в Рос­сии. Жи­вут так­же в стра­нах Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка, Бал­кан и США, где их обыч­но на­зы­вают чер­ке­са­ми. Об­щая чис­лен­ность св. 1,7 млн. чел. (2010, оцен­ка). Го­во­рят на ады­гс­ких язы­ках, вхо­дя­щих в груп­пу аб­ха­зо-адыг­ских язы­ков.

В формировании А. уча­ст­во­ва­ло на­се­ле­ние Вост. При­чер­но­мо­рья и Ку­ба­ни (зи­хи, ме­о­ты, ка­со­ги и др.). В 13 в. рас­про­стра­ня­ет­ся тюрк. назв. «чер­ке­сы». В кон. 13–14 вв. часть А. за­ня­ли зем­ли в бас­сей­не Те­ре­ка, став эт­нич. ос­но­вой ка­бар­дин­цев. В 18 в. часть ка­бар­дин­цев пе­ре­се­ли­лись в бас­сейн Боль­шо­го Зе­лен­чу­ка и Ма­ло­го Зе­лен­чука, где, сме­шав­шись с зап. А., со­ста­ви­ли ос­но­ву чер­ке­сов. По окон­ча­нии Кав­каз­ской вой­ны 1817–64 на­ча­лось мас­совое вы­се­ле­ние А. в Ос­ман­скую им­пе­рию. Ос­тав­шие­ся зап. А. со­ста­ви­ли ос­но­ву ады­гей­цев и шап­су­гов. Совр. А. со­хра­ня­ют со­зна­ние сво­его един­ст­ва, об­щие чер­ты тра­диц. со­ци­аль­ной струк­ту­ры, ми­фо­ло­гии, фольк­ло­ра и др. Боль­шое зна­че­ние име­ют эк­зо­гам­ные фа­миль­но-род­ст­венные объ­е­ди­не­ния (лепк). В 1980–1990-е гг. у А. раз­ных стран воз­ник­ли об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции «Ады­гэ Ха­сэ».

В фольк­ло­ре осн. ме­сто за­ни­ма­ют нар­тов­ские ска­за­ния (нарт пши­натль; см. Нарт­ский эпос), ге­ро­ич. и ис­то­рич. пес­ни, пес­ни-пла­чи о ге­ро­ях (гыб­за). Ха­рак­тер­но мно­го­об­ра­зие тру­до­вых пе­сен (пес­ни па­ха­рей, ко­са­рей, по­гон­щи­ков во­лов при мо­лоть­бе, че­саль­щиц шер­сти, пес­ни при про­пол­ке и очи­ст­ке ку­ку­ру­зы, ароб­ные, мель­нич­ные, куз­неч­ные, пас­ту­ше­ские пес­ни и наи­гры­ши). Об­ря­до­вый фольк­лор вклю­ча­ет: при­чи­та­ния по умер­шим (бжэ); пес­ни-об­ра­ще­ния к по­кро­ви­те­лям ле­са; пес­ни вы­зы­ва­ния до­ж­дя; но­во­годние по­здра­вит. пес­ни (ху­ро­ма); ри­ту­аль­ные на­игры­ши, со­про­во­ж­даю­щие по­иск утонув­ше­го или по­гиб­ше­го под ла­ви­ной; пес­ни-об­ра­ще­ния к бо­же­ст­ву гро­ма Шиб­ле, со­про­во­ж­даю­щие хо­ро­вод­ный та­нец на по­хо­ро­нах по­гиб­ше­го от мол­нии; пес­ни се­мей­ные (сва­деб­ные, ко­лы­бель­ные, ди­а­ло­ги­че­ские пес­ни-ука­чи­ва­ния од­рях­лев­ших ста­ри­ков), пес­ни-за­го­во­ры от ос­пы, от ран (вхо­ди­ли во вра­че­ва­тель­ный об­ряд чапш); пес­ни-бла­го­по­же­ла­ния (хо­хы). Рас­про­ст­ра­не­ны об­ря­до­вые иг­ры (джар), пе­сен­но-по­этич. со­стя­за­ния (зэ­фэ­у­сы), ри­ту­аль­ные тан­цы (шиб­ле­удж) и др.; ку­коль­ный театр – паль­це­вой и ни­точ­ный, театр те­ней. Муз. ин­ст­ру­мен­ты: смыч­ко­вый ши­чеп­шин, щип­ко­вый апеп­шин, ду­хо­вой ка­мыл, или бжа­ми, де­ре­вян­ная тре­щот­ка пхап­ши­на. Со 2-й пол. 19 в. ши­ро­ко рас­про­стра­нилась гар­мо­ни­ка. Тра­диц. фольк­лор со­хра­нил­ся во мно­гом бла­го­да­ря стран­ст­вую­щим му­зы­кан­там дже­гуа­ко.

Лит.: Аут­лев М., Зе­ва­кин Е., Хо­ре­т­лев А. Ады­ги. Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ский очерк. Май­коп, 1957; Гар­да­нов В. К. Об­ще­ст­вен­ный строй ады­г­ских на­ро­дов. М., 1967; На­род­ные пес­ни и ин­ст­ру­мен­таль­ные наи­гры­ши ады­гов: В 3 т. М., 1980–1986. 3 т.; Бгаж­но­ков Б. Х. Очер­ки эт­но­гра­фии об­ще­ния ады­гов. Наль­чик, 1983; Бет­ро­зов Р. Ж. Эт­ни­че­ская ис­то­рия ады­гов: С древнейших времен до XVI в. Наль­чик, 1996; На­род­ные пес­ни и ин­ст­ру­мен­таль­ные наи­гры­ши ады­гов: Т.4.Ч.1. Нальчик, 2017.

  • АДЫ́ГИ группа народов в России (2005)
  • АДЫ́ГИ группа народов в России (2015)
Вернуться к началу