Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОССЕ́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 63-64

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Н. Гаврилов
Лоссель. «Венера палеолита». Музей Аквитании (Бордо, Франция).

ЛОССЕ́ЛЬ (Laussel), грот с мно­го­слой­ны­ми от­ло­же­ния­ми па­лео­ли­та, рас­по­ло­жен­ный на пра­вом бе­ре­гу р. Гранд-Бён, близ дер. Мар­ке, к вос­то­ку от Лез-Эзи (Лез-Эзи-де-Тай­ак, деп-т Дор­донь, на юго-за­па­де Фран­ции). Один из опор­ных ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков для оп­ре­де­ле­ния стра­ти­гра­фич. по­сле­до­ва­тель­но­сти куль­тур сред­не­го и верх­не­го па­лео­ли­та на тер­ри­то­рии юго-за­па­да Фран­ции и др. Со­сто­ит из Боль­шо­го и Ма­ло­го на­ве­сов. От­крыт в 1894 Э. Ривь­е­ром, про­вед­шим рас­коп­ки в Боль­шом на­ве­се, про­дол­жен­ные Ж. Г. Ла­лан­ном в 1908–14. Наи­бо­лее пол­ная пуб­ли­ка­ция осу­ще­ст­в­ле­на Ж. Бу­ис­со­ни, ана­лиз стра­ти­гра­фии – А. Брёй­лем, её совр. ин­тер­пре­та­ция – Д. де Сон­виль-Борд. Ниж­ние куль­тур­ные слои от­но­сят­ся к Му­стье с ашель­ской тра­ди­ци­ей и ти­пич­но­му Му­стье. Они бы­ли пе­ре­кры­ты сте­риль­ным сло­ем щеб­ня, по­верх ко­то­ро­го за­ле­гал слой ти­пич­но­го Оринь­я­ка. В зап. час­ти Боль­шо­го на­ве­са под оринь­як­ским сло­ем и сло­ем щеб­ня вме­сто му­сть­ер­ских сло­ёв за­фик­си­ро­ван слой ниж­не­го Пе­ри­го­ра (Ша­тель­пер­рон). Над оринь­як­ским сло­ем на­хо­дил­ся ещё один слой щеб­ня, на ко­то­ром за­ле­гал слой верх­не­го Пе­ри­го­ра (Гра­ветт). Этот слой пе­ре­крыт ещё од­ним сло­ем щеб­ня и сло­ем Со­лют­ре. В гра­ветт­ском слое най­де­ны ба­рель­е­фы, вы­пол­нен­ные на 4 пли­тах из­вест­ня­ка (ори­ен­ти­ро­воч­ная да­та ок. 25 тыс. лет на­зад): на трёх – изо­бра­же­ния об­на­жён­ных жен­щин («Ве­не­ры па­лео­ли­та»), на одном – муж­чи­ны, бро­саю­ще­го ко­пьё. Наи­бо­лее из­вест­но изо­бра­же­ние жен­щи­ны, дер­жа­щей в пра­вой ру­ке рог (рис.); в об­лас­ти гру­ди со­хра­ни­лись сле­ды крас­ной крас­ки. По мне­нию С. Н. За­мят­ни­на, все изо­бра­же­ния – часть ком­по­зи­ции, ко­то­рая вос­про­из­во­ди­ла об­ряд охот­ничь­ей ма­гии. Эта ин­тер­пре­та­ция ока­за­ла зна­чит. влия­ние на под­хо­ды к изу­че­нию иск-ва верх­не­го па­лео­ли­та, в т. ч. на взгля­ды А. Ла­мен-Ам­пе­рер (Эмперейр), А. Ле­руа-Гу­ра­на и др.

Лит.: Leroi-Gourhan A. Préhistoire de l’art occi­dental. P., 1965; Аб­ра­мо­ва З. А. Изо­бра­же­ние че­ло­ве­ка в па­лео­ли­ти­че­ском ис­кус­ст­ве Ев­ра­зии. М.; Л., 1966; она же. Жи­вот­ное и че­ловек в па­лео­ли­ти­че­ском ис­кус­ст­ве Ев­ро­пы. СПб., 2005; Marshack A. The roots of civiliza­tion. 2nd ed. N. Y., 1991.

Вернуться к началу