ПУЭ́БЛО
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПУЭ́БЛО (от исп. pueblo – селение), группа индейских народов на Юго-Западе США (северо-восток штата Аризона и штат Нью-Мексико). Делятся на зап. П., живущих на плато Колорадо (хопи, зуни), и вост. П. – в долине р. Рио-Гранде (керес, сев. и юж. тива, сев. и юж. тева, това). Численность св. 62 тыс. чел. (2010, перепись). Говорят на языках: хопи (юто-астекской семьи); зуни (изолят); западнокересском (ааку-каваик, акома-лагуна) и восточнокересском (керес р. Рио-Гранде) кересской семьи; таос и пикурис (сев. тива), южнотиванском (ислета и сандиа), тева и това (хемес), относящихся к кайова-таноанским языкам. Распространены также англ. и исп. языки. Осн. часть П. – католики, есть протестанты, пейотисты (таос), сохраняются традиц. верования.
Вост. П. – автохтоны, зап. П., вероятно, переселились из соседних регионов. Традиц. культура типична для индейцев-земледельцев Юго-Запада США. Осн. занятие – земледелие (кукуруза, фасоль, бобы, хлопчатник и др.), применялась ирригация (тано, зуни и хопи). Предки П. участвовали в создании археологич. культур 1–2-го тыс. (Могольон, Анасази, Хохокам), для которых характерны расписная керамика и поселения (также называемые пуэбло) из сырцовых или каменных построек, расположенных уступами в неск. ярусов (крыши нижних этажей служили дворами для верхних) с подземными круглыми ритуальными помещениями (кива) с входом в крыше, глухими внешними стенами, часто с внутр. площадью. Были развиты ткачество на вертикальных станках, плетение корзин, обработка полудрагоценных камней (бирюзы и др.), изготовление украшений из раковин и перьев, у испанцев заимствовали обработку меди и серебра. Хопи, зуни, керес и това делились на матрилинейные роды, юж. тива – на матрилинейные неэкзогамные («кукурузные») группы, символически связанные со сторонами света и цветами. Существовали ритуальные союзы (по кивам), у тева, тива, това, вост. керес – дуальная организация, у тева и тива символизировавшая север и юг, лето и зиму. Среди керес и тева (ранее также у хопи) распространены шаманские союзы. Характерны представления о многоуровневой Вселенной, культ качина. Системы терминов родства у хопи, зуни, керес и това типа «кроу», у тева и сев. тива – линейного типа. Поселения вост. П. управлялись вождями и советами, у зап. П. власть была у жрецов качина.
Контакты с испанцами с 1536. Создание исп. пров. Санта-Фе-де-Нуэво-Мексико (1598) привело к сокращению населения П. и началу христианизации. В 1680–92 П. подняли восстание под рук. жреца юж. тева Попе. В 18 в. стали союзниками испанцев против апачи и навахо. Набеги юта с севера и конных команчи с востока вынудили П. покинуть вост. районы (Пекос и др.). После присоединения Новой Мексики к США (1848) на землях П. были организованы резервации. Во 2-й пол. 19 в. среди некоторых групп П. (зап. керес и др.) действовали протестантские миссионеры. В 1934 возникли органы самоуправления.