Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИКОЛА́Й

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Карпов

НИКОЛА́Й (? – между 1101 и 1104), русский церковный деятель, митрополит Киевский (1096 – между 1101 и 1104). По происхождению, вероятно, грек.

Согласно известию «Истории Российской» В. Н. Татищева (в нём Николай ошибочно именуется Никифором), по происхождению славянин, занимал полоцкую кафедру и поставлен на митрополию в 1096 г. по повелению киевского князя Святополка Изяславича без санкции Константинопольского патриарха. Эти сведения признаются большинством исследователей недостоверными.

Прибыл на Русь предположительно летом – осенью 1096 г. В русских летописях Николай упоминается лишь дважды: под 1097/1098 г. и 1101 г. (второй раз без указания имени). В самом кон. 1097 г. или в 1098 г. вместе с вдовой князя Всеволода Ярославича (ум. 1093) отправлен киевлянами для переговоров с его сыном, переяславским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, который вместе со своими двоюродными братьями, новгород-северским князем Олегом Святославичем и черниговским князем Давыдом Святославичем, подошёл к Киеву, выступив против киевского князя Святополка Изяславича, виновного в злодейском ослеплении теребовльского князя Василько Ростиславича после Любечского съезда 1097. Парламентёрам удалось отговорить князей от пролития крови и примирить их со Святополком Изяславичем. Любопытно, что летописец подчёркивает роль в этих переговорах прежде всего княгини «Всеволожей», мачехи Мономаха: «и преклонися на молбу княгинину…»; «княгини же бывши у Володимера, приде Кыеву…», хотя замечает, что Владимир Мономах «и митрополита такоже чтяше санъ святительскыи». При описании самого ослепления 5–6.11.1097 автор «Повести временных лет» никак не отмечает участие митрополита; составитель же Никоновской летописи 16 в. (ошибочно именующий митрополита Никифором) сообщил, что митрополит тогда был «въ Синелицѣ градѣ» (возможно, это была всего лишь догадка позднейшего московского книжника).

В 1101 г. митрополит Николай вновь выступил ходатаем, на этот раз перед киевским князем Святополком Изяславичем, захватившим в плен своего племянника, берестейского князя Ярослава Ярополковича: «и молися о нем митрополитъ и игумени, и умолиша Святополка». После крестоцелования у раки святых благоверных князей Бориса и Глеба с Ярослава Ярополковича были сняты оковы, и он был выпущен на свободу.

По неясным причинам Николай задерживал поставление на кафедры новых русских епископов, так что его преемнику Никифору I за год пришлось поставить епископов на три вакантные кафедры: Переяславскую, Волынскую и Полоцкую.

Известна печать митрополита Николая с изображением Божией Матери и греческой надписью: «Печать проедра Росии Николая».

Источн.:
Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. – Москва : Языки русской культуры, 1997. – Стб. 263–264, 275.
Полное собрание русских летописей. Т. 9. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. – Москва : Языки русской культуры, 2000. – Стб. 130, 132, 137.
Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси. В 2 т. Том 1. – Москва : Наука, 1970. – С. 48.

Лит.:
Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. – Санкт-Петербург : тип. М. М. Стасюлевича, 1913.
Татищев В. Н. Собрание сочинений. Т. 2. История Российская. Ч. 2. – Москва : Ладомир, 1995. – С. 109, 271.
Поппэ А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988–1305 гг.) // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). – 2-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург : Византинороссика, 1996. – С. 453.
Карпов А. Ю. Русская Церковь X–XIII вв. : биографический словарь. – Москва : Квадрига, 2016. – С. 326–327.

Вернуться к началу