НИКОЛА́Й
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИКОЛА́Й (? – между 1101 и 1104), русский церковный деятель, митрополит Киевский (1096 – между 1101 и 1104). По происхождению, вероятно, грек.
Согласно известию «Истории Российской» В. Н. Татищева (в нём Николай ошибочно именуется Никифором), по происхождению славянин, занимал полоцкую кафедру и поставлен на митрополию в 1096 г. по повелению киевского князя Святополка Изяславича без санкции Константинопольского патриарха. Эти сведения признаются большинством исследователей недостоверными.
Прибыл на Русь предположительно летом – осенью 1096 г. В русских летописях Николай упоминается лишь дважды: под 1097/1098 г. и 1101 г. (второй раз без указания имени). В самом кон. 1097 г. или в 1098 г. вместе с вдовой князя Всеволода Ярославича (ум. 1093) отправлен киевлянами для переговоров с его сыном, переяславским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, который вместе со своими двоюродными братьями, новгород-северским князем Олегом Святославичем и черниговским князем Давыдом Святославичем, подошёл к Киеву, выступив против киевского князя Святополка Изяславича, виновного в злодейском ослеплении теребовльского князя Василько Ростиславича после Любечского съезда 1097. Парламентёрам удалось отговорить князей от пролития крови и примирить их со Святополком Изяславичем. Любопытно, что летописец подчёркивает роль в этих переговорах прежде всего княгини «Всеволожей», мачехи Мономаха: «и преклонися на молбу княгинину…»; «княгини же бывши у Володимера, приде Кыеву…», хотя замечает, что Владимир Мономах «и митрополита такоже чтяше санъ святительскыи». При описании самого ослепления 5–6.11.1097 автор «Повести временных лет» никак не отмечает участие митрополита; составитель же Никоновской летописи 16 в. (ошибочно именующий митрополита Никифором) сообщил, что митрополит тогда был «въ Синелицѣ градѣ» (возможно, это была всего лишь догадка позднейшего московского книжника).
В 1101 г. митрополит Николай вновь выступил ходатаем, на этот раз перед киевским князем Святополком Изяславичем, захватившим в плен своего племянника, берестейского князя Ярослава Ярополковича: «и молися о нем митрополитъ и игумени, и умолиша Святополка». После крестоцелования у раки святых благоверных князей Бориса и Глеба с Ярослава Ярополковича были сняты оковы, и он был выпущен на свободу.
По неясным причинам Николай задерживал поставление на кафедры новых русских епископов, так что его преемнику Никифору I за год пришлось поставить епископов на три вакантные кафедры: Переяславскую, Волынскую и Полоцкую.
Известна печать митрополита Николая с изображением Божией Матери и греческой надписью: «Печать проедра Росии Николая».