УРАРТОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УРАРТОЛО́ГИЯ, комплекс наук о языке, письменности, истории и культуре Урарту, раздел ассириологии. Изучение Урарту началось с командировки в 1827 от Франц. азиат. об-ва нем. востоковеда Ф. Э. Шульца в район оз. Ван для изучения построек Семирамиды, описанных арм. ср.-век. историком Моисеем Хоренским. В результате были открыты и научно описаны памятники Тушпы. Развитие ассириологии в сер. 19 в. способствовало изучению истории Урарту по ассир. источникам, однако попытки дешифровки урартских текстов (начиная с Э. Хинкса в 1848) были малоуспешны. С 1880-х гг. накопление языкового материала и акцент на его структурном анализе позволили учёным (А. Сейс, К. Ф. Леман-Хаупт, М. В. Никольский, В. С. Голенищев) перейти к чтению урартских текстов. Параллельно проводились первые, плохо документированные раскопки Топраккале (О. Рассам, 1880; В. Бельк и К. Ф. Леман-Хаупт, 1898–99). Большее значение имела экспедиция Русского археологического общества под рук. И. А. Орбели и Н. Я. Марра в Ванский регион (Турция) в 1915–17.
Прорыв в У. наступил в сер. 20 в. в связи с археологич. раскопками городов-крепостей Кармир-Блура (Тейшебаини; 1939–71, Б. Б. Пиотровский), Арин-берда (Эребуни; 1950–82, К. Л. Оганесян) и Армавира (Аргиштихинили; 1962–71, А. А. Мартиросян). Заново был опубликован корпус урартских надписей (Ф. Кёниг, 1955–57; Г. А. Меликишвили, 1960). Успехов в сравнит.-историч. изучении урартского яз. достигли сов. лингвисты (И. М. Дьяконов, М. Л. Хачикян). После разведок Ч. Берни начались раскопки урартских памятников Турции [Адильджеваз, Чавуштепе (Чавуш-Тепе), Анзаф и др.] и Ирана [в т. ч. Хафтавана; выделялись раскопки Бастама (крупнейшее по площади урартское поселение Русаипатари; 1969–78, В. Клайсс, единственная нем. экспедиция на урартском памятнике после 2-й мировой войны)].
В нач. 21 в. обновлены издания урартских текстов (Н. В. Арутюнян, 2001; М. Сальвини, 2008–12), продолжаются раскопки Аяниса (Русахинили, близ горы Эйдури; М. Ышыклы, с 2013), Алтынтепе (Алтын-Тепе; М. Караосманоглу, с 2003), Эребуни (С. Дешамп, с 2008), Тейшебаини (некрополь, А. Е. Симонян, с 2013) и др. У. наиболее успешно развивается в Армении, Италии и Турции, где её центры институционально оформлены. Хотя спец. урартологич. журналов не существует, У. занимает видное место на страницах арм. издания «Aramazd», междунар. журналов по Древнему Востоку. В России урартологич. исследования проводятся в С.-Петербурге (Эрмитаж, Ин-т вост. рукописей РАН) и Москве (ГМИИ), крупнейшая коллекция урартских памятников хранится в Эрмитаже.