«ЧУНЬ ЦЮ»
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ЧУНЬ ЦЮ», «Чуньцю» («Вёсны и осени»), придворная хроника 12 правителей удела Лу (центр. Шаньдун), охватывающая события с 722 по 481 до н. э., древнейший памятник подобного жанра. Хроника очень лаконична: самая длинная запись состоит из 47 знаков, самая короткая – из одного; общий объём текста ок. 17 тыс. знаков. «Ч.цю» – практически единственный дошедший до нас образец погодных хроник (сам термин «Ч.цю» является, по сути, не названием, а обозначением жанра), которые составлялись при дворах удельных правителей эпохи Чжоу скрибами (ши). Подобные хроники были едва ли не самым архаич. жанром кит. историографии, призванным фиксировать ритуально и политически значимые события, но не анализировать их. Традиционно авторство «Ч.цю» приписывалось Конфуцию (именно поэтому «Ч.цю», в отличие от др. хроник, дошла до наших дней). Однако на самом деле текст составлен несколькими поколениями луских скрибов и затем подвергся редакторской обработке (неизвестно, был ли этим редактором Конфуций). Однако нет сомнения, что текст «Ч.цю» был ему известен и играл немалую роль в образоват. процессе конфуцианских школ при нём и его преемниках; знание и понимание текста входило в число вопросов на гос. экзаменах (см. Кэцзюй). Старейшие существующие рукописи «Ч.цю» относятся к 5–6 вв. н. э.
В конфуцианских кругах сложилось неск. традиций толкования «Ч.цю», зафиксированных в дошедших до нас комментариях: «Гунъян чжуань» [«Комментарий Гунъян (Гао)», ок. 3 в. до н. э.] и «Гулян чжуань» [«Комментарий Гулян (Чи)», ок. 2 в. до н. э.]; оба, вероятно, основаны на более древней устной традиции и трактуют «Ч.цю» как филос. текст. Несколько иной характер носит «Цзо чжуань» [«Комментарий Цзо (Цюмина)», 4 в. до н. э.], дающий подробную информацию о событиях, упомянутых в «Ч.цю»; некоторые исследователи полагают, что данный текст изначально составлялся как самостоят. историч. труд, а не как пояснения к «Ч.цю». Ряд комментариев («Цзоу-ши чжуань», «Цзя-ши чжуань») был утрачен. «Ч.цю» относится к числу наиболее почитаемых текстов конфуцианской традиции, со времён Хань входит в число Пяти канонов (У-цзин); три сохранившихся комментария также вошли в число конфуцианских канонов (в эпоху Тан нанесены на т. н. Кайчэнские каменные стелы, созданные в 833–837 н. э. и положившие конец разночтениям в канонич. текстах разных изданий).
Последователи Конфуция видели в хронике концентрир. изложение его учения, особенно представлений об идеальном политич. и обществ. устройстве, взаимоотношениях правителя и Неба. «Ч.цю» была использована Дун Чжуншу, превратившим конфуцианство в гос. идеологию Китая. Сухой и лапидарный стиль «Ч.цю», сложная иерархичность терминологии памятника воспринимались как образец для историка, который должен был передать своё отношение к описываемым событиям, воздерживаясь от прямого высказывания оного. Наименование первого этапа Вост. Чжоу – «Вёсны и осени» – также почтительно дано в честь «Ч.цю».