Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЖАН БИНЛИ́НЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 552

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев

ЧЖАН БИНЛИ́НЬ (так­же Чжан Тай­янь, Чжан Мэй­шу) (12.1.1869, Цан­цянь­жэнь, Чжэц­зян – 14.6.1936, Суч­жоу), кит. учё­ный и об­ществ. дея­тель, пуб­ли­цист. Из се­мьи зем­ле­вла­дель­цев и чи­нов­ни­ков. По­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние, от­ка­зал­ся от чи­нов­ничь­ей карь­е­ры по со­стоя­нию здо­ро­вья. В 1895 окон­чил обу­че­ние в ака­де­мии фи­ло­ло­га и тек­сто­ло­га Юй Юэ (1821–1907). В том же го­ду всту­пил в «Об-во уси­ле­ния гос-ва», ос­но­ван­ное Кан Ювэ­ем, жил в Шан­хае и со­труд­ни­чал с ря­дом про­грес­си­ст­ских пе­чат­ных из­да­ний, ра­бо­тал с Лян Ци­чао. По­сле раз­гро­ма «Ста дней ре­форм» в дек. 1898 бе­жал на Тай­вань. В ию­не 1899 по при­гла­ше­нию Лян Ци­чао пе­ре­ехал в Йо­ко­га­му, где по­зна­ко­мил­ся с Сунь Ят­се­ном. В сент. 1899 вер­нул­ся в Шан­хай. Ото­шёл от ре­фор­ма­тор­ских взгля­дов, стал ра­ди­каль­ным сто­рон­ни­ком свер­же­ния Цин, кри­ти­ко­вал кон­фу­ци­ан­ст­во, про­ти­во­пос­тав­ляя ему ле­гизм, в сво­их ра­ботах сфор­ми­ро­вал осн. прин­ци­пы по­строе­ния бу­ду­ще­го нац. госу­дар­ст­ва на ос­но­ве хань­ско­го на­цио­на­лиз­ма и ас­си­ми­ля­ции нац. мень­шинств. В 1903 был аре­сто­ван, осу­ж­дён на 3 го­да тю­рем­но­го за­клю­че­ния; в тюрь­ме ув­лёк­ся буд­диз­мом. Ле­том 1906 уе­хал в Япо­нию, где его с три­ум­фом встре­ти­ла кит. ре­во­люц. эмиг­ра­ция, всту­пил в Тун­мэнху­эй и стал од­ним из его ли­де­ров. В сво­их ра­бо­тах на­стаи­вал на на­силь­ст­вен­ном свер­же­нии Цин, про­па­ган­ди­ро­вал буд­дизм, кри­ти­че­ски от­зы­вал­ся о зап. нау­ке, счи­тая гл. на­прав­ле­ни­ем на­уч. мыс­ли изу­че­ние кит. ис­то­рии и фи­ло­со­фии. Им бы­ло пред­ло­же­но на­име­но­ва­ние бу­ду­ще­го кит. гос-ва – Чжунхуа минь­го (букв. На­род­ное гос-во Сре­дин­ной ци­ви­ли­за­ции – Кит. рес­пуб­ли­ка), при­ня­тое по­сле па­де­ния мо­нар­хии. В мар­те 1909 Ч. был при­го­во­рён к при­ну­дит. ра­бо­там за ста­тью, одоб­ряв­шую ин­ди­ви­ду­аль­ный тер­рор. Под­дер­жал Синь­хай­скую ре­во­лю­цию, в но­яб. 1911 вер­нул­ся на ро­ди­ну. При­нял пред­ло­же­ние Юань Ши­кая стать его со­вет­ни­ком и пе­ре­ехал в Пе­кин, где рез­ко кри­ти­ко­вал ре­во­люц. пар­тии за узость их ин­те­ре­сов и не­по­ни­ма­ние кит. спе­ци­фи­ки. Был на­зна­чен гене­раль­ным ин­спек­то­ром Янц­зы, за­тем ин­спек­то­ром трёх вост. про­вин­ций (Мань­чжу­рия), где пы­тал­ся про­вес­ти эко­но­мич. ре­фор­мы, не имев­шие ус­пе­ха из-за не­дос­тат­ка фи­нан­сов. Во вре­мя «вто­рой ре­во­лю­ции» ле­том 1913 под­дер­жал Го­минь­дан, за что в ав­гу­сте был аре­сто­ван и по­ме­щён под до­маш­ний арест (ос­во­бо­ж­дён толь­ко по­сле смер­ти Юань Ши­кая ле­том 1916), со­труд­ни­чал с пра­ви­тель­ст­вом Сунь Ят­се­на в Гу­ан­чжоу. Край­не кри­ти­че­ски вос­при­нял сбли­же­ние Сунь Ят­се­на с Ком­му­ни­стич. пар­ти­ей Ки­тая, по­ла­гая, что ком­му­ни­сты вы­ра­жа­ют ин­те­ре­сы не Ки­тая, а Рос­сии; в 1924 вы­шел из Го­минь­да­на. В по­след­ние го­ды жиз­ни за­ни­мал­ся пре­им. пре­по­да­ва­ни­ем и по­пу­ля­ри­за­ци­ей кит. тра­диц. нау­ки. Счи­тал иде­аль­ным уст­рой­ст­вом для Ки­тая ос­но­ван­ное на ус­та­нов­ле­ни­ях древ­но­сти аг­рар­но-со­циа­ли­стич. об­ще­ст­во под управ­ле­ни­ем ин­тел­лек­туа­лов; по­ла­гал не­об­хо­ди­мым объ­е­ди­не­ние на­ро­дов Азии в борь­бе с За­па­дом и Рос­си­ей.

Соч.: Из­бран­ные про­из­ве­де­ния (1894–1913) / Пер. и коммент. Н. М. Ка­люж­ной. М., 2013.

Лит.: Май­о­ров В. М. Чжан Бин-линь // Ду­хов­ная куль­ту­ра Ки­тая. М., 2009. Т. 4; Murthy V. The political philosophy of Zhang Taiyan: The resistance of consciousness. Leiden; Boston, 2011.

Вернуться к началу