ЧЖАН БИНЛИ́НЬ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЖАН БИНЛИ́НЬ (также Чжан Тайянь, Чжан Мэйшу) (12.1.1869, Цанцяньжэнь, Чжэцзян – 14.6.1936, Сучжоу), кит. учёный и обществ. деятель, публицист. Из семьи землевладельцев и чиновников. Получил домашнее образование, отказался от чиновничьей карьеры по состоянию здоровья. В 1895 окончил обучение в академии филолога и текстолога Юй Юэ (1821–1907). В том же году вступил в «Об-во усиления гос-ва», основанное Кан Ювэем, жил в Шанхае и сотрудничал с рядом прогрессистских печатных изданий, работал с Лян Цичао. После разгрома «Ста дней реформ» в дек. 1898 бежал на Тайвань. В июне 1899 по приглашению Лян Цичао переехал в Йокогаму, где познакомился с Сунь Ятсеном. В сент. 1899 вернулся в Шанхай. Отошёл от реформаторских взглядов, стал радикальным сторонником свержения Цин, критиковал конфуцианство, противопоставляя ему легизм, в своих работах сформировал осн. принципы построения будущего нац. государства на основе ханьского национализма и ассимиляции нац. меньшинств. В 1903 был арестован, осуждён на 3 года тюремного заключения; в тюрьме увлёкся буддизмом. Летом 1906 уехал в Японию, где его с триумфом встретила кит. революц. эмиграция, вступил в Тунмэнхуэй и стал одним из его лидеров. В своих работах настаивал на насильственном свержении Цин, пропагандировал буддизм, критически отзывался о зап. науке, считая гл. направлением науч. мысли изучение кит. истории и философии. Им было предложено наименование будущего кит. гос-ва – Чжунхуа миньго (букв. Народное гос-во Срединной цивилизации – Кит. республика), принятое после падения монархии. В марте 1909 Ч. был приговорён к принудит. работам за статью, одобрявшую индивидуальный террор. Поддержал Синьхайскую революцию, в нояб. 1911 вернулся на родину. Принял предложение Юань Шикая стать его советником и переехал в Пекин, где резко критиковал революц. партии за узость их интересов и непонимание кит. специфики. Был назначен генеральным инспектором Янцзы, затем инспектором трёх вост. провинций (Маньчжурия), где пытался провести экономич. реформы, не имевшие успеха из-за недостатка финансов. Во время «второй революции» летом 1913 поддержал Гоминьдан, за что в августе был арестован и помещён под домашний арест (освобождён только после смерти Юань Шикая летом 1916), сотрудничал с правительством Сунь Ятсена в Гуанчжоу. Крайне критически воспринял сближение Сунь Ятсена с Коммунистич. партией Китая, полагая, что коммунисты выражают интересы не Китая, а России; в 1924 вышел из Гоминьдана. В последние годы жизни занимался преим. преподаванием и популяризацией кит. традиц. науки. Считал идеальным устройством для Китая основанное на установлениях древности аграрно-социалистич. общество под управлением интеллектуалов; полагал необходимым объединение народов Азии в борьбе с Западом и Россией.