ОЛИМПИ́ЙСКИЕ И́ГРЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОЛИМПИ́ЙСКИЕ И́ГРЫ в Древней Греции, самые авторитетные общегреческие религ. празднества и спортивные состязания. Проводились 1 раз в 4 года в честь Зевса Олимпийского в Олимпии (Элида, сев.-зап. часть Пелопоннеса). Мифологич. традиция приписывает основание О. и. Гераклу Идейскому (одному из пяти братьев, охранявших младенца Зевса), самому Зевсу (после победы над Кроносом), Пелопу (победившему Эномая), Гераклу (сыну Зевса, одержавшему победу над Авгием) и некоторым др. мифологич. героям. Согласно историч. традиции, О. и. были «возобновлены» в 776 до н. э. элейцем Ифитом и спартанцем Ликургом, которые составили договор об экехейрии – священном перемирии, объявляемом на время подготовки и проведения О. и. Этот договор был вырезан на бронзовом диске, хранившемся в Олимпии. Контроль над Олимпийским святилищем и организацию О. и. осуществлял полис Элида. К участию в О. и. допускались только полноправные граждане греч. полисов (позднее в играх участвовали также римляне).
О. и. начинались в первое полнолуние после летнего солнцестояния и продолжались 5 дней. Первый день был посвящён жертвоприношениям и др. религ. действиям. Атлеты, их отцы и братья, а также учителя гимнастики (тренеры) перед статуей Зевса в булевтерии приносили клятву не нарушать обычаев и законов О. и. В последующие три дня проходили спортивные состязания. К беговым дисциплинам относились: бег на стадий (олимпийский стадий был равен чуть более 192 м), двойной бег, длинный бег, гоплитодромос [бег в боевых доспехах (шлем, поножи, щит); затем этот вид бега осуществлялся только со щитом]. Единоборства были представлены борьбой, кулачным боем, панкратионом (состязание, сочетающее борьбу и кулачный бой с использованием удушающих и болевых приёмов). Проводились также состязания в пентатлоне (пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба). На Олимпийском ипподроме проходили состязания колесниц и скачки верхом на лошадях. Программа О. и. иногда изменялась. Состязания проводились в двух возрастных категориях: мужчины и мальчики. За ходом соревнований следили специально выбранные из числа граждан Элиды судьи – элланодики; в разное время их было от 2 до 12 чел. В последний день проходило награждение победителей О. и. – олимпиоников венком из ветвей дикой маслины, после торжественного жертвоприношения организаторы игр приглашали победителей на пир. Олимпионики пользовались уважением по всей Греции, а в родных полисах они получали разл. привилегии и могли реализовать свою популярность, напр. в политич. жизни. Со 2-й пол. 6 в. до н. э. победители О. и. получили право устанавливать в Олимпии статуи с соответствующей надписью в память о своей победе. Статуи атлетов-победителей создавали лучшие скульпторы Греции (Мирон, Поликлет, Лисипп и др.); греч. поэты (Пиндар и др.) прославляли их победы в специально написанных по этому случаю одах. Самым почётным было победить на всех четырёх общегреческих соревнованиях (кроме О. и., общегреческий статус имели ещё Истмийские игры, Немейские игры и Пифийские игры) в течение четырёхлетнего цикла; таких победителей называли периодониками. О. и. привлекали к себе десятки тысяч зрителей со всего Средиземноморья и Причерноморья. Во время О. и. перед зрителями выступали ораторы, философы, поэты. Женщины на О. и. не допускались. Греч. историк Тимей в нач. 3 в. до н. э. предложил счёт по Олимпиадам в качестве основы общегреческой хронологии. О. и. проводились почти до кон. 4 в. н. э., пока не были запрещены рим. имп. Феодосием I, как и все остальные языч. культы. В 1896 О. и. были возобновлены по инициативе П. де Кубертена. Исследования по разл. проблемам спорта в Древнем мире, включая О. и., публикуются в ежегодном ж. «Nikephoros» (с 1988).