Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕОПОЛИ́ТИКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 628

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. С. Гаджиев

ГЕОПОЛИ́ТИКА (от гео... и по­ли­ти­ка), на­прав­ле­ние по­ли­тич. нау­ки, изу­чаю­щее тео­ре­тич. и прак­тич. про­бле­мы ми­ро­вой по­ли­ти­ки, за­ко­но­мер­но­сти и осн. тен­ден­ции раз­ви­тия и функ­цио­ни­ро­ва­ния ме­ж­ду­нар. жиз­ни. Ис­то­ри­че­ски ста­нов­ле­ние Г. свя­за­но с ис­сле­до­ва­ни­ем ро­ли про­стран­ст­вен­но-гео­гра­фич. фак­то­ра в жиз­ни об­ще­ст­ва и во взаи­мо­от­но­ше­ниях ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми, а так­же с ана­ли­зом влия­ния это­го фак­то­ра на ло­каль­ные, ре­гио­наль­ные, кон­ти­нен­таль­ные и гло­баль­ные про­цес­сы. Ис­ход­ные прин­ци­пы и ус­та­нов­ки Г. бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны в рам­ках по­пу­ляр­но­го в кон. 19 в. гео­гра­фич. де­тер­ми­низ­ма и опи­ра­лись на идеи из­вест­но­го герм. гео­гра­фа Ф. Рат­це­ля, из­ло­жен­ные в его тру­де «По­ли­ти­че­ская гео­гра­фия». Су­ще­ст­вен­ный вклад в раз­ви­тие Г. в кон. 19 – нач. 20 вв. вне­сли Р. Чел­лен (с его име­нем свя­зы­ва­ют вве­де­ние в на­уч. обо­рот са­мо­го тер­ми­на «Г.»), А. Т. Мэ­хэн, X. Мак­кин­дер и др. Це­лью Г. го­су­дарств они счи­та­ли ус­та­нов­ле­ние пря­мо­го во­ен. или по­ли­тич. кон­тро­ля над те­ми или ины­ми тер­ри­то­рия­ми. Ис­то­рия изо­бра­жа­лась ими как борь­ба за су­ще­ст­во­ва­ние ме­ж­ду разл. го­су­дар­ст­ва­ми, ко­то­рые рас­смат­ри­ва­лись как био­ло­гич. ор­га­низ­мы.

В 1904 X. Мак­кин­дер в док­ла­де «Гео­гра­фи­че­ская ось ис­то­рии» вы­дви­нул идею «серд­це­ви­ны зем­ли», или «харт­лен­да» («heartland»), кон­троль над ко­то­рым, по его мне­нию, имел ре­шаю­щее зна­че­ние для дос­ти­же­ния ми­ро­во­го гос­под­ства. «Харт­лен­дом» – осе­вым ре­гио­ном ми­ро­вой по­ли­ти­ки – Мак­кин­дер счи­тал внутр. про­стран­ст­во Ев­ра­зии, пред­став­ляв­шее, по его мне­нию, ги­гант­скую ес­теств. кре­пость, не­дос­туп­ную для мор­ских им­пе­рий и бо­га­тую при­род­ны­ми ре­сур­са­ми. Он вы­двинул те­зис: кто кон­тро­ли­ру­ет Вост. Ев­ро­пу, тот кон­тро­ли­ру­ет «харт­ленд»; кто кон­тро­ли­ру­ет «харт­ленд», тот кон­тро­ли­ру­ет «ми­ро­вой ост­ров» («world island»), т. е. Ев­ро­пу, Азию и Аф­ри­ку; кто кон­тро­ли­ру­ет «ми­ро­вой ост­ров», тот кон­тро­ли­ру­ет весь мир.

Этот те­зис был вос­при­нят и раз­вит пред­ста­ви­те­ля­ми герм. шко­лы Г. (пре­ж­де все­го К. Ха­ус­хо­фе­ром); они вве­ли в Г. це­лый ряд но­вых по­ня­тий, ко­торым при­да­ва­ли клю­че­вое зна­че­ние: «кровь и поч­ва» («Blut und Boden»), «про­стран­ст­во и по­ло­же­ние» («Raum und Lage»), «си­ла и про­стран­ст­во» («Macht und Raum»), «жиз­нен­ное про­стран­ст­во» («Le­bensraum»). Главным по­бу­ди­тель­ным мо­ти­вом внеш­не­по­ли­тич. дея­тель­но­сти го­су­дарств они счи­та­ли обес­пе­че­ние и рас­ши­ре­ние «жиз­нен­но­го про­стран­ст­ва». Кон­цеп­ции герм. шко­лы Г., впи­тав­шие отд. по­ло­же­ния дар­ви­низ­ма со­ци­аль­но­го, ста­ли важ­ной со­став­ной ча­стью идео­ло­гии на­цио­нал-со­циа­лиз­ма.

В США в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны на­ча­лась раз­ра­бот­ка но­вых под­хо­дов к про­бле­ме обес­пе­че­ния ми­ро­во­го ли­дер­ст­ва. Со­хра­няя при­вер­жен­ность ос­но­вопо­ла­гаю­щим прин­ци­пам, сфор­му­ли­ро­ван­ным пред­ста­ви­те­ля­ми ста­рой гео­поли­тич. шко­лы, амер. ис­сле­до­ва­те­ли (Н. Спик­мен, Р. Страус-Ху­пе, О. Лат­ти­мор и др.) вы­дви­ну­ли на пе­ред­ний план си­ло­вой фак­тор. Спик­мен, при­зна­вая, в ча­ст­но­сти, что «в гео­гра­фии ле­жат клю­чи к про­бле­мам во­ен­ной и по­ли­ти­че­ской стра­те­гии», в то же вре­мя ут­вер­ждал: «В ми­ре ме­ж­ду­на­род­ной анар­хии... си­ла, в ко­неч­ном счё­те, со­став­ля­ет пред­по­сыл­ку ус­пеш­но­го ве­де­ния вой­ны», а сле­до­ва­тель­но, дос­ти­же­ния по­бе­ды и ут­вер­жде­ния ли­дер­ст­ва.

С окон­ча­ни­ем 2-й ми­ро­вой вой­ны Г., ас­со­ции­ро­вав­шая­ся с идео­ло­ги­ей и по­ли­ти­кой на­ци­ст­ской Гер­ма­нии, бы­ла от­тес­не­на на пе­ри­фе­рию ме­ж­ду­на­род­но-по­ли­тич. ис­сле­до­ва­ний и дис­кус­сий. В ФРГ и ря­де др. стран гео­по­ли­тич. кон­цеп­ции раз­ра­ба­ты­ва­лись в рам­ках по­ли­ти­че­ской гео­гра­фии. На раз­ви­тие гео­по­ли­тич. мыс­ли по­сле 1945 силь­ное влия­ние ока­за­ли ус­ло­вия «хо­лод­ной вой­ны» – кон­фрон­та­ция ме­ж­ду дву­мя со­ци­аль­ны­ми сис­те­ма­ми и во­ен.-по­ли­тич. бло­ка­ми. Су­ще­ст­вен­ную роль в раз­ра­бот­ке и по­пу­ля­ри­за­ции но­вых под­хо­дов к ме­ж­ду­на­род­но-по­ли­тич. про­бле­мам сыг­ра­ли пред­ста­ви­те­ли школ реа­лиз­ма и нео­реа­лиз­ма.

Фор­ми­ро­ва­ние Г. в её совр. по­ни­ма­нии на­ча­лось с раз­вёр­ты­ва­ни­ем ин­фор­мац.-те­ле­ком­му­ни­кац. ре­во­лю­ции, при­вед­шей к бес­пре­це­дент­но­му ус­ко­ре­нию про­цес­сов ин­тер­на­цио­на­ли­за­ции важ­ней­ших сфер об­ществ. жиз­ни. На­чи­ная со 2-й пол. 1980-х гг. в ус­ло­ви­ях уси­ли­ваю­щей­ся ди­на­ми­ки ми­ро­вых про­цес­сов, не­ус­той­чи­во­сти и фраг­мен­та­ции ми­ро­во­го со­об­ще­ст­ва, «сжа­тия» про­стран­ст­ва и ус­ко­ре­ния со­ци­аль­ных и эко­но­мич. про­цес­сов поя­ви­лись но­вые, тес­ней­шим об­ра­зом свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой на­уч. на­прав­ле­ния, по­лу­чив­шие на­зва­ния ми­ро­ве­де­ние (world studies) и гло­ба­ли­стика (global studies). В их рус­ле на ка­че­ст­вен­но но­вых ос­но­ва­ни­ях сфор­ми­рова­лась совр. Г. При­зна­вая зна­чи­мость про­блем тер­ри­то­рии, ме­сто­рас­по­ло­же­ния и гео­гра­фии кон­крет­ной стра­ны или на­ро­да, она ис­хо­дит из того, что про­изо­шла ка­че­ст­вен­ная мо­ди­фи­ка­ция са­мих гео­гра­фич. фак­то­ров функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия об­ществ, а в совр. ми­ре ре­аль­ное зна­че­ние при­об­ре­ли разл. фор­мы про­стран­ст­ва. На­ря­ду с тер­ри­то­ри­аль­ным (вод­ным, воз­душ­ным) про­стран­ст­вом, об­ла­даю­щим чёт­ки­ми фи­зи­ко-гео­гра­фич. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, су­ще­ст­ву­ют про­стран­ст­ва эко­но­ми­че­ское, куль­тур­но-ци­ви­ли­за­ци­он­ное, ин­фор­ма­ци­он­ное и др. Каж­дое из этих про­ст­ранств ока­зы­ва­ет всё воз­рас­таю­щее влия­ние как на ха­рак­тер и на­прав­лен­ность ми­ро­вых про­цес­сов, так и на по­ли­тич. стра­те­гию ка­ж­до­го от­дель­но взя­то­го го­су­дар­ст­ва по за­щи­те сво­их нац. ин­те­ре­сов и обес­пе­че­нию нац. безо­пас­но­сти.

По­ня­тие «Г.» упо­треб­ля­ет­ся в ли­те­ра­ту­ре так­же для обо­зна­че­ния кон­крет­ных яв­ле­ний ми­ро­вой по­ли­ти­ки и внеш­не­по­ли­тич. дей­ст­вий го­су­дарств (раз­меще­ние во­ен. баз, уча­стие в воо­руж. кон­флик­тах и т. д.).

Лит.: Globalism versus realism. Boulder, 1982; Gallois P. M. Gе́opolitique. Les voies de la puissance. P., 1990; Со­ро­кин К. Э. Гео­по­ли­ти­ка со­вре­мен­но­сти и гео­стра­те­гия Рос­сии. М., 1996; Гад­жи­ев К. С. Гео­по­ли­ти­ка. М., 1997; Кис­синд­жер Г. Ди­пло­ма­тия. М., 1997; Бже­зин­ский З. Ве­ли­кая шах­мат­ная дос­ка. М., 1999; Ду­гин А. Ос­но­вы гео­по­ли­ти­ки. М., 2000; Ти­хо­нра­вов Ю. В. Гео­по­ли­ти­ка. М., 2000; Ко­ло­сов В. А., Ми­ро­нен­ко Н. С. Гео­по­ли­ти­ка и по­ли­ти­че­ская гео­гра­фия. М., 2001; Нар­тов Н. А. Гео­по­ли­ти­ка. 3-е изд. М., 2004.

Вернуться к началу