ГЕОПОЛИ́ТИКА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕОПОЛИ́ТИКА (от гео... и политика), направление политич. науки, изучающее теоретич. и практич. проблемы мировой политики, закономерности и осн. тенденции развития и функционирования междунар. жизни. Исторически становление Г. связано с исследованием роли пространственно-географич. фактора в жизни общества и во взаимоотношениях между государствами, а также с анализом влияния этого фактора на локальные, региональные, континентальные и глобальные процессы. Исходные принципы и установки Г. были сформулированы в рамках популярного в кон. 19 в. географич. детерминизма и опирались на идеи известного герм. географа Ф. Ратцеля, изложенные в его труде «Политическая география». Существенный вклад в развитие Г. в кон. 19 – нач. 20 вв. внесли Р. Челлен (с его именем связывают введение в науч. оборот самого термина «Г.»), А. Т. Мэхэн, X. Маккиндер и др. Целью Г. государств они считали установление прямого воен. или политич. контроля над теми или иными территориями. История изображалась ими как борьба за существование между разл. государствами, которые рассматривались как биологич. организмы.
В 1904 X. Маккиндер в докладе «Географическая ось истории» выдвинул идею «сердцевины земли», или «хартленда» («heartland»), контроль над которым, по его мнению, имел решающее значение для достижения мирового господства. «Хартлендом» – осевым регионом мировой политики – Маккиндер считал внутр. пространство Евразии, представлявшее, по его мнению, гигантскую естеств. крепость, недоступную для морских империй и богатую природными ресурсами. Он выдвинул тезис: кто контролирует Вост. Европу, тот контролирует «хартленд»; кто контролирует «хартленд», тот контролирует «мировой остров» («world island»), т. е. Европу, Азию и Африку; кто контролирует «мировой остров», тот контролирует весь мир.
Этот тезис был воспринят и развит представителями герм. школы Г. (прежде всего К. Хаусхофером); они ввели в Г. целый ряд новых понятий, которым придавали ключевое значение: «кровь и почва» («Blut und Boden»), «пространство и положение» («Raum und Lage»), «сила и пространство» («Macht und Raum»), «жизненное пространство» («Lebensraum»). Главным побудительным мотивом внешнеполитич. деятельности государств они считали обеспечение и расширение «жизненного пространства». Концепции герм. школы Г., впитавшие отд. положения дарвинизма социального, стали важной составной частью идеологии национал-социализма.
В США в годы 2-й мировой войны началась разработка новых подходов к проблеме обеспечения мирового лидерства. Сохраняя приверженность основополагающим принципам, сформулированным представителями старой геополитич. школы, амер. исследователи (Н. Спикмен, Р. Страус-Хупе, О. Латтимор и др.) выдвинули на передний план силовой фактор. Спикмен, признавая, в частности, что «в географии лежат ключи к проблемам военной и политической стратегии», в то же время утверждал: «В мире международной анархии... сила, в конечном счёте, составляет предпосылку успешного ведения войны», а следовательно, достижения победы и утверждения лидерства.
С окончанием 2-й мировой войны Г., ассоциировавшаяся с идеологией и политикой нацистской Германии, была оттеснена на периферию международно-политич. исследований и дискуссий. В ФРГ и ряде др. стран геополитич. концепции разрабатывались в рамках политической географии. На развитие геополитич. мысли после 1945 сильное влияние оказали условия «холодной войны» – конфронтация между двумя социальными системами и воен.-политич. блоками. Существенную роль в разработке и популяризации новых подходов к международно-политич. проблемам сыграли представители школ реализма и неореализма.
Формирование Г. в её совр. понимании началось с развёртыванием информац.-телекоммуникац. революции, приведшей к беспрецедентному ускорению процессов интернационализации важнейших сфер обществ. жизни. Начиная со 2-й пол. 1980-х гг. в условиях усиливающейся динамики мировых процессов, неустойчивости и фрагментации мирового сообщества, «сжатия» пространства и ускорения социальных и экономич. процессов появились новые, теснейшим образом связанные между собой науч. направления, получившие названия мироведение (world studies) и глобалистика (global studies). В их русле на качественно новых основаниях сформировалась совр. Г. Признавая значимость проблем территории, месторасположения и географии конкретной страны или народа, она исходит из того, что произошла качественная модификация самих географич. факторов функционирования и развития обществ, а в совр. мире реальное значение приобрели разл. формы пространства. Наряду с территориальным (водным, воздушным) пространством, обладающим чёткими физико-географич. характеристиками, существуют пространства экономическое, культурно-цивилизационное, информационное и др. Каждое из этих пространств оказывает всё возрастающее влияние как на характер и направленность мировых процессов, так и на политич. стратегию каждого отдельно взятого государства по защите своих нац. интересов и обеспечению нац. безопасности.
Понятие «Г.» употребляется в литературе также для обозначения конкретных явлений мировой политики и внешнеполитич. действий государств (размещение воен. баз, участие в вооруж. конфликтах и т. д.).