КА́УТСКИЙ КАРЛ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́УТСКИЙ (Kautsky) Карл (Карл Иоганн) (16.10.1854, Прага – 17.10.1938, Амстердам), один из лидеров и теоретиков герм. социал-демократии и 2-го Интернационала, историк, экономист, философ, публицист. Из семьи театрального художника и актрисы. С 1863 жил в Вене. В 1874–1879 изучал историю, философию, экономику и юриспруденцию в Венском ун-те. В 1875 вступил в Социал-демократич. рабочую партию Австрии, первоначально был близок к лассальянству. В 1880–82 жил и работал в Цюрихе, где подружился с Э. Бернштейном. В 1881 во время поездки в Лондон познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, после чего перешёл на позиции революц. марксизма. В 1883–1917 редактор ж. «Die Neue Zeit» – теоретич. органа Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и Интернационала 2-го. С 1885 жил в Лондоне, в 1890 после отмены Исключительного закона против социалистов вернулся в Германию. До 1897 жил в Штутгарте, затем в Берлине. В 1880–90-х гг. написал ряд работ, пропагандировавших марксистские идеи: «Экономическое учение Карла Маркса» (рус. пер. 1956), «Томас Мор и его утопия» (рус. пер. 1905), «Предшественники новейшего социализма» (рус. пер., т. 1–2, 1924–25), «Аграрный вопрос» (рус. пер. 1900) и др. В своих работах систематизировал философские, социологич., экономич. и политич. идеи Маркса и Энгельса. Вместе с тем для взглядов самого К. на обществ. развитие было характерно соединение положений диалектич. материализма с эволюционизмом. Подчёркивая единство процессов в природе и обществе, он считал, что науч. объяснение социума должно опираться на дарвиновскую трактовку внутривидовой эволюции. В условиях тотального отчуждения и эксплуатации пролетариат, по мнению К., является носителем высших социальных инстинктов – солидарности, коллективизма и пр., а его классовые интересы ориентированы на универсальное развитие человека. К. полагал, что в марксизме идея единства природного и социального (как единство социальных инстинктов, классового интереса и нравственного идеала) получила своё науч. обоснование. Определение государства как инструмента классового господства, считал К., не исчерпывает всего разнообразия его функций. К. указывал на конкретно-историч. характер соотношения экономич. и внеэкономич. принуждения в обществе и государстве, на закономерность появления определённых форм политич., нравственного, религ. диктата как гл. регулятора обществ. процессов. Демократия, по К., – атрибут социальной природы человека, а демократич. формы неотделимы от форм человеческого общежития. Демократия в буржуазном обществе, доказывал он, есть форма освободит. борьбы рабочего класса от экономич. и политич. диктата буржуазии.
В 1891 К. разработал теоретич. часть программы СДПГ, принятой Эрфуртским съездом партии («Эрфуртская программа», рус. пер. 1903), в 1892 опубликовал «Комментарии к Эрфуртской программе» (рус. пер. 1959). После выступления Э. Бернштейна с ревизией положений марксизма подверг бернштейнианство критике («Бернштейн и социал-демократическая программа», рус. пер. 1906), однако обошёл молчанием вопрос о пересмотре Бернштейном марксистского учения о государстве и диктатуре пролетариата.
В нач. 20 в. К. написал ряд работ, анализирующих развитие революц. движения в России и др. странах Вост. Европы. В ст. «Славяне и революция» (опубл. в 1902 в издававшейся В. И. Лениным газ. «Искра») он отметил значимость революц. событий в слав. мире для развития мировой пролетарской революции. К., в частности, подчёркивал, что революционность рос. пролетариата станет образцом для Зап. Европы, а включение слав. народов в революц. движение – «весенней бурей, которой будет взломан лёд реакции». К. приветствовал Революцию 1905–07 в России, посвятив ей брошюры «Крестьяне и революция в России» (рус. пер. 1905), «Движущие силы и перспективы русской революции» (рус. пер. 1907) и др.
В последующий период К. всё чаще выражал сомнения в правомерности революц. насилия, отстаивал идею прихода социал-демократии к власти через механизм парламентской демократии. В вопросах теории предпринимал попытки совместить марксизм с немарксистскими филос. системами, а в политич. практике – революц. риторику с тактикой уступок и компромиссов, что получило в междунар. социал-демократич. движении назв. центризма. Выступив с собств. концепцией империализма, К. отрицал наличие связи между господством монополий и захватнической политикой ведущих держав, трактовал империализм как политику промышленно развитых государств, направленную на захват аграрных территорий («Империализм», рус. пер. 1912). В развитие своего взгляда на совр. капитализм в 1914 К. сформулировал теорию ультраимпериализма, в которой отрицал выдвинутый В. И. Лениным и др. представителями левого крыла социал-демократии тезис о том, что империализм – последняя стадия развития капитализма, канун социальной революции пролетариата. Вслед за империализмом, считал К., наступит следующая фаза развития капитализма, на которой интернационально организованный финансовый капитал разл. стран перейдёт к совместной эксплуатации мира, что устранит опасность войн между капиталистич. державами («Национальное государство, империалистическое государство и союз государств», рус. пер. 1917). Взгляды К. на перспективы развития капитализма подверглись острой критике со стороны левой социал-демократии и квалифицировались ею как отрицание неизбежности пролетарской революции и насаждение пацифистских иллюзий.
В начале 1-й мировой войны К. выступил против предоставления герм. правительству воен. кредитов, занял пацифистские позиции. В апр. 1917 в составе «меньшинства» СДПГ вошёл в Независимую социал-демократическую партию Германии (НСДПГ), став одним из её лидеров. Окт. революцию 1917 в России К. не принял, объявив политику большевиков несовместимой с идеалами демократии и социализма [«Диктатура пролетариата», рус. пер. 1919; «Терроризм и коммунизм», рус. пер. 1919; «От демократии к государственному рабству. (Ответ Троцкому)», рус. пер. 1921].
В период Ноябрьской революции 1918 в Германии К. играл ведущую роль в Комиссии по социализации, входил в состав Совета нар. уполномоченных, занимал пост гос. секретаря ведомства иностр. дел. В 1922 он вернулся в ряды СДПГ, в 1924 переехал в Вену, в 1925 активно участвовал в разработке Гейдельбергской программы СДПГ.
В 1920–30-х гг. К. написал ряд исследований, которые внесли значит. вклад в развитие марксистской философии и социологии («Возникновение брака и семьи», рус. пер., 3-е изд., 1923; «Происхождение христианства», рус. пер., 5-е изд., 1930; «Материалистическое понимание истории», рус. пер., т. 1–2, 1931; «Krieg und Demokratie», Bd 1–2, 1932). В марте 1938 после аншлюса Австрии К. выехал в Чехословакию, а оттуда в Нидерланды, где вскоре скончался.
Теоретич. наследие К. является важной составляющей идеологии совр. междунар. социал-демократии.