Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́УТСКИЙ КАРЛ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 378

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Л. Петренко

КА́УТСКИЙ (Kautsky) Карл (Карл Ио­ганн) (16.10.1854, Пра­га – 17.10.1938, Ам­стер­дам), один из ли­де­ров и тео­ре­ти­ков герм. со­ци­ал-де­мо­кра­тии и 2-го Ин­тер­на­цио­на­ла, ис­то­рик, эко­но­мист, фи­ло­соф, пуб­ли­цист. Из се­мьи те­ат­раль­но­го ху­дож­ни­ка и ак­три­сы. С 1863 жил в Ве­не. В 1874–1879 изу­чал ис­то­рию, фи­ло­со­фию, эко­но­ми­ку и юрис­пру­ден­цию в Вен­ском ун-те. В 1875 всту­пил в Со­ци­ал-де­мо­кра­тич. ра­бо­чую пар­тию Ав­ст­рии, пер­во­на­чаль­но был бли­зок к лас­саль­ян­ст­ву. В 1880–82 жил и ра­бо­тал в Цю­ри­хе, где под­ру­жил­ся с Э. Берн­штей­ном. В 1881 во вре­мя по­езд­ки в Лон­дон по­зна­ко­мил­ся с К. Мар­ксом и Ф. Эн­гель­сом, по­сле че­го пе­ре­шёл на по­зи­ции ре­во­люц. мар­ксиз­ма. В 1883–1917 ре­дак­тор ж. «Die Neue Zeit» – тео­ре­тич. ор­га­на Со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии Гер­ма­нии (СДПГ) и Ин­тер­на­цио­на­ла 2-го. С 1885 жил в Лон­до­не, в 1890 по­сле от­ме­ны Ис­клю­чи­тель­но­го за­ко­на про­тив со­циа­ли­стов вер­нул­ся в Гер­ма­нию. До 1897 жил в Штут­гар­те, за­тем в Бер­ли­не. В 1880–90-х гг. на­пи­сал ряд ра­бот, про­па­ган­ди­ро­вав­ших мар­кси­ст­ские идеи: «Эко­но­ми­че­ское уче­ние Кар­ла Мар­кса» (рус. пер. 1956), «То­мас Мор и его уто­пия» (рус. пер. 1905), «Пред­ше­ст­вен­ни­ки но­вей­ше­го со­циа­лиз­ма» (рус. пер., т. 1–2, 1924–25), «Аг­рар­ный во­прос» (рус. пер. 1900) и др. В сво­их ра­бо­тах сис­те­ма­ти­зи­ро­вал фи­ло­соф­ские, со­цио­ло­гич., эко­но­мич. и по­ли­тич. идеи Мар­кса и Эн­гель­са. Вме­сте с тем для взгля­дов са­мо­го К. на об­ществ. раз­ви­тие бы­ло ха­рак­тер­но со­еди­не­ние по­ло­же­ний диа­лек­тич. ма­те­риа­лиз­ма с эво­лю­цио­низ­мом. Под­чёр­ки­вая един­ст­во про­цес­сов в при­ро­де и об­ще­ст­ве, он счи­тал, что на­уч. объ­яс­не­ние со­циу­ма долж­но опи­рать­ся на дар­ви­нов­скую трак­тов­ку внут­ри­ви­до­вой эво­лю­ции. В ус­ло­ви­ях то­таль­но­го от­чу­ж­дения и экс­плуа­та­ции про­ле­та­ри­ат, по мне­нию К., яв­ля­ет­ся но­си­те­лем выс­ших со­ци­аль­ных ин­стинк­тов – со­ли­дар­но­сти, кол­лек­ти­виз­ма и пр., а его клас­со­вые ин­те­ре­сы ори­ен­ти­ро­ва­ны на уни­вер­саль­ное раз­ви­тие че­ло­ве­ка. К. по­ла­гал, что в мар­ксиз­ме идея един­ст­ва при­род­но­го и со­ци­аль­но­го (как един­ст­во со­ци­аль­ных ин­стинк­тов, клас­со­во­го ин­те­ре­са и нрав­ст­вен­но­го идеа­ла) по­лу­чи­ла своё на­уч. обос­но­ва­ние. Оп­ре­де­ле­ние го­су­дар­ст­ва как ин­ст­ру­мен­та клас­со­во­го гос­под­ства, счи­тал К., не ис­чер­пы­ва­ет все­го раз­но­об­ра­зия его функ­ций. К. ука­зы­вал на кон­крет­но-ис­то­рич. ха­рак­тер со­от­но­ше­ния эко­но­мич. и вне­эко­но­мич. при­ну­ж­де­ния в об­ще­ст­ве и го­су­дар­ст­ве, на за­ко­но­мерность по­яв­ле­ния оп­ре­де­лён­ных форм по­ли­тич., нрав­ст­вен­но­го, ре­лиг. дик­та­та как гл. ре­гу­ля­то­ра об­ществ. про­цес­сов. Де­мо­кра­тия, по К., – ат­ри­бут со­ци­аль­ной при­ро­ды че­ло­ве­ка, а де­мо­кра­тич. фор­мы не­от­де­ли­мы от форм че­лове­че­ско­го об­ще­жи­тия. Де­мо­кра­тия в бур­жу­аз­ном об­ще­ст­ве, до­ка­зы­вал он, есть фор­ма ос­во­бо­дит. борь­бы ра­бо­че­го клас­са от эко­но­мич. и по­ли­тич. дик­та­та бур­жуа­зии.

В 1891 К. раз­ра­бо­тал тео­ре­тич. часть про­грам­мы СДПГ, при­ня­той Эр­фурт­ским съез­дом пар­тии («Эр­фурт­ская про­грам­ма», рус. пер. 1903), в 1892 опуб­ли­ко­вал «Ком­мен­та­рии к Эр­фурт­ской про­грам­ме» (рус. пер. 1959). По­сле вы­сту­п­ле­ния Э. Берн­штей­на с ре­ви­зи­ей по­ло­же­ний мар­ксиз­ма под­верг берн­штей­ни­ан­ст­во кри­ти­ке («Берн­штейн и со­циал-де­мо­кра­ти­че­ская про­грам­ма», рус. пер. 1906), од­на­ко обо­шёл мол­ча­ни­ем во­прос о пе­ре­смот­ре Берн­штей­ном мар­кси­ст­ско­го уче­ния о го­су­дар­ст­ве и дик­та­ту­ре про­ле­та­риа­та.

В нач. 20 в. К. на­пи­сал ряд ра­бот, ана­ли­зи­рую­щих раз­ви­тие ре­во­люц. дви­же­ния в Рос­сии и др. стра­нах Вост. Ев­ро­пы. В ст. «Сла­вя­не и ре­во­лю­ция» (опубл. в 1902 в из­да­вав­шей­ся В. И. Ле­ни­ным газ. «Ис­кра») он от­ме­тил зна­чи­мость ре­во­люц. со­бы­тий в слав. ми­ре для раз­ви­тия ми­ро­вой про­ле­тар­ской ре­во­лю­ции. К., в ча­ст­но­сти, под­чёр­ки­вал, что ре­во­лю­ци­он­ность рос. про­ле­та­риа­та ста­нет об­раз­цом для Зап. Ев­ро­пы, а вклю­че­ние слав. на­ро­дов в ре­во­люц. дви­же­ние – «ве­сен­ней бу­рей, ко­то­рой бу­дет взло­ман лёд ре­акции». К. при­вет­ст­во­вал Ре­во­лю­цию 1905–07 в Рос­сии, по­свя­тив ей бро­шю­ры «Кре­сть­я­не и ре­во­лю­ция в Рос­сии» (рус. пер. 1905), «Дви­жу­щие си­лы и пер­спек­ти­вы рус­ской ре­во­лю­ции» (рус. пер. 1907) и др.

В по­сле­дую­щий пе­ри­од К. всё ча­ще вы­ра­жал со­мне­ния в пра­во­мер­но­сти ре­во­люц. на­си­лия, от­стаи­вал идею при­хо­да со­ци­ал-де­мо­кра­тии к вла­сти че­рез ме­ха­низм пар­ла­мент­ской де­мо­кра­тии. В во­про­сах тео­рии пред­при­ни­мал по­пыт­ки со­вмес­тить мар­ксизм с не­мар­кси­ст­ски­ми фи­лос. сис­те­ма­ми, а в по­ли­тич. прак­ти­ке – ре­во­люц. ри­то­ри­ку с так­ти­кой ус­ту­пок и ком­про­мис­сов, что по­лу­чи­ло в ме­ж­ду­нар. со­ци­ал-де­мо­кра­тич. дви­же­нии назв. цен­триз­ма. Вы­сту­пив с собств. кон­цеп­ци­ей им­пе­риа­лиз­ма, К. от­ри­цал на­ли­чие свя­зи ме­ж­ду гос­под­ством мо­но­по­лий и за­хват­ни­че­ской по­ли­ти­кой ве­ду­щих дер­жав, трак­то­вал им­пе­риа­лизм как по­ли­ти­ку про­мыш­лен­но раз­ви­тых го­су­дарств, на­прав­лен­ную на за­хват аг­рар­ных тер­ри­то­рий («Им­пе­риа­лизм», рус. пер. 1912). В раз­ви­тие сво­его взгля­да на совр. ка­пи­та­лизм в 1914 К. сфор­му­ли­ро­вал тео­рию ульт­ра­им­пе­риа­лиз­ма, в ко­то­рой от­ри­цал вы­дви­ну­тый В. И. Ле­ни­ным и др. пред­ста­ви­те­ля­ми ле­во­го кры­ла со­ци­ал-де­мо­кра­тии те­зис о том, что им­пе­риа­лизм – по­след­няя ста­дия раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма, ка­нун со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции про­ле­та­риа­та. Вслед за им­пе­риа­лиз­мом, счи­тал К., на­сту­пит сле­дую­щая фа­за раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма, на ко­то­рой ин­тер­на­цио­наль­но ор­га­ни­зо­ван­ный фи­нан­со­вый ка­пи­тал разл. стран пе­рей­дёт к со­вме­стной экс­плуа­та­ции ми­ра, что уст­ра­нит опас­ность войн ме­ж­ду ка­пи­та­ли­стич. дер­жа­ва­ми («На­цио­наль­ное го­су­дар­ст­во, им­пе­риа­ли­сти­че­ское го­су­дар­ст­во и со­юз го­су­дарств», рус. пер. 1917). Взгля­ды К. на пер­спек­ти­вы раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма под­верг­лись ост­рой кри­ти­ке со сто­ро­ны ле­вой со­ци­ал-де­мо­кра­тии и ква­ли­фи­ци­ро­ва­лись ею как от­ри­ца­ние не­из­беж­но­сти про­ле­тар­ской ре­во­лю­ции и на­са­ж­де­ние па­ци­фи­ст­ских ил­лю­зий.

В на­ча­ле 1-й ми­ро­вой вой­ны К. вы­сту­пил про­тив пре­дос­тав­ле­ния герм. пра­ви­тель­ст­ву во­ен. кре­ди­тов, за­нял па­ци­фи­ст­ские по­зи­ции. В апр. 1917 в со­ста­ве «мень­шин­ст­ва» СДПГ во­шёл в Не­за­ви­си­мую со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­скую пар­тию Гер­ма­нии (НСДПГ), став од­ним из её ли­де­ров. Окт. ре­во­лю­цию 1917 в Рос­сии К. не при­нял, объ­я­вив по­ли­ти­ку боль­ше­ви­ков не­со­вмес­ти­мой с идеа­ла­ми де­мо­кра­тии и со­циа­лиз­ма [«Дик­та­ту­ра про­ле­та­риа­та», рус. пер. 1919; «Тер­ро­ризм и ком­му­низм», рус. пер. 1919; «От де­мо­кра­тии к го­су­дар­ст­вен­но­му раб­ст­ву. (От­вет Троц­ко­му)», рус. пер. 1921].

В пе­ри­од Но­ябрь­ской ре­во­лю­ции 1918 в Гер­ма­нии К. иг­рал ве­ду­щую роль в Ко­мис­сии по со­циа­ли­за­ции, вхо­дил в со­став Со­ве­та нар. упол­но­мо­чен­ных, за­ни­мал пост гос. сек­ре­та­ря ве­дом­ст­ва иностр. дел. В 1922 он вер­нул­ся в ря­ды СДПГ, в 1924 пе­ре­ехал в Ве­ну, в 1925 ак­тив­но уча­ст­во­вал в раз­ра­бот­ке Гей­дель­берг­ской про­грам­мы СДПГ.

В 1920–30-х гг. К. на­пи­сал ряд ис­сле­до­ва­ний, ко­то­рые вне­сли зна­чит. вклад в раз­ви­тие мар­кси­ст­ской фи­ло­со­фии и со­цио­ло­гии («Воз­ник­но­ве­ние бра­ка и се­мьи», рус. пер., 3-е изд., 1923; «Про­ис­хо­ж­де­ние хри­сти­ан­ст­ва», рус. пер., 5-е изд., 1930; «Ма­те­риа­ли­сти­ческое по­ни­ма­ние ис­то­рии», рус. пер., т. 1–2, 1931; «Krieg und Demokratie», Bd 1–2, 1932). В мар­те 1938 по­сле ан­шлю­са Ав­ст­рии К. вы­ехал в Че­хо­сло­ва­кию, а от­ту­да в Ни­дер­лан­ды, где вско­ре скон­чал­ся.

Тео­ре­тич. на­сле­дие К. яв­ля­ет­ся важ­ной со­став­ляю­щей идео­ло­гии совр. ме­ж­ду­нар. со­ци­ал-де­мо­кра­тии.

Соч.: Ав­то­био­гра­фия. Од., 1905; Со­ци­аль­ный пе­ре­во­рот. СПб., 1905; Эти­ка и ма­те­риа­ли­сти­че­ское по­ни­ма­ние ис­то­рии. СПб., 1906; Очер­ки и этю­ды. 4-е изд. СПб., 1907; Из ис­то­рии об­ще­ст­вен­ных те­че­ний. СПб., 1907–1908. Т. 1–2; На­цио­на­лизм и ин­тер­на­цио­на­лизм. П., 1918; Со­чи­не­ния. М., 1923–1930. Т. 1–4, 10, 12; Путь к вла­сти. М., 1959; Erinnerungen und Erörterungen. Gravenhagen, 1960.

Лит.: Троц­кий Л. Д. Тер­ро­ризм и ком­му­низм. Ан­ти­ка­ут­ский. П., 1920; Аль­тер И. Де­мо­кра­тия про­тив ре­во­лю­ции. М., 1930; Ле­нин В. И. Про­ле­тар­ская ре­во­лю­ция и ре­не­гат Ка­ут­ский // Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1963. Т. 37; Брай­о­вич СМ. К. Ка­ут­ский – эво­лю­ция его воз­зре­ний. М., 1982; Клям­кин И. М. Ре­во­лю­ци­он­ный мар­ксизм про­тив ме­то­до­ло­гии ре­ви­зио­низ­ма и цен­триз­ма. Во­ро­неж, 1988; Пет­рен­ко Е. Л. К. Ка­ут­ский: очерк со­циа­ли­сти­че­ских воз­зре­ний. М., 1991; Schelz-Bran­den­burg T. E. Bernstein und K. Kautsky. Köln, 1992; Koth H. «Meine Zeit wird wieder kom­men…»: das Leben des K. Kautsky. B., 1993.

Вернуться к началу