Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТРЕПРЕНЁР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 81-82

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

АНТРЕПРЕНЁР (франц. en­tre­pre­neur – пред­при­ни­ма­тель, под­ряд­чик), вла­де­лец, арен­да­тор, со­дер­жа­тель ча­ст­но­го зре­лищ­но­го пред­при­ятия (те­ат­ра, цир­ка и т. п.) – ан­тре­при­зы. Др. на­зва­ния – им­пре­са­рио, про­дю­сер. Пер­вые со­хра­нив­шие­ся до­ку­мен­ты (кон­трак­ты), свя­зан­ные с деятельностью А., от­но­сят­ся к 16 в. Час­то обя­зан­но­сти А. ис­пол­нял ак­тёр или дра­ма­тург: Р. Бёр­бедж

 >>
, Д. Гар­рик
 >>
(Анг­лия); Моль­ер
 >>
(Фран­ция); К. Ней­бер, И. Шё­не­ман, К. Ак­кер­ман (Гер­ма­ния) и др. В 19–20 вв. при со­хра­не­нии А.-ак­тё­ров (Э. Рос­си
 >>
, Т. Саль­ви­ни
 >>
, Э. Ду­зе
 >>
) воз­рос­ло зна­че­ние А.-ре­жис­сё­ров: О. Брам
 >>
, М. Рейн­хардт
 >>
, Э. Пис­ка­тор
 >>
(Гер­ма­ния); А. Ан­ту­ан
 >>
, Ф. Же­мье
 >>
, Ж. Ко­по
 >>
(Фран­ция). В Рос­сии по­яв­ле­ние А. от­но­сит­ся к 18 в. и свя­за­но с иностр. пред­при­ни­ма­те­ля­ми (Я. Кунст, Дж. Б. Ло­ка­тел­ли, М. Ме­докс и др.). В 19–20 вв. за­мет­ную роль в раз­ви­тии те­ат­раль­но­го иск-ва сыг­рали А., твор­че­ски свя­зан­ные с те­ат­ром: Н. Н. Со­лов­цов
 >>
, Н. Н. Си­нель­ни­ков
 >>
, Н. И. Со­боль­щи­ков-Са­ма­рин
 >>
, К. Н. Не­зло­бин, С. П. Дя­ги­лев
 >>
, Ф. А. Корш и др., а так­же А.-ме­це­на­ты: С. И. Ма­мон­тов
 >>
, С. Т. Мо­ро­зов
 >>
и др. Ча­ст­ные те­ат­раль­ные ан­тре­при­зы, пре­кра­тив­шие су­ще­ст­во­ва­ние по­сле из­да­ния дек­ре­та о на­цио­на­ли­за­ции те­ат­раль­но­го де­ла в 1919, на­ча­ли вновь по­яв­лять­ся с кон. 1980-х гг.: Те­атр Ан­то­на Че­хо­ва под рук. Л. Г. Труш­ки­на, «АРТель АРТистов» С. Ю. Юр­ско­го
 >>
, «Те­ат­раль­ное То­ва­ри­ще­ст­во 814» О. Е. Мень­ши­ко­ва
 >>
, и др. В цир­ке сре­ди из­вест­ных А. – Ф. Хенс­ло, Ф. Ас­т­лей
 >>
, Э. Дюк­роу (Анг­лия); Л. Де­жан, Фран­ко­ни (Фран­ция); Х. Бах, Э. Ренц, П. Буш
 >>
, Ф. Альт­хофф (Гер­ма­ния); се­мья Кни (Швей­ца­рия), Т. Холст (США). В Рос­сии 18–19 вв. дея­тель­ность ино­стран­ных А. – Ж. Тур­ние­ра, А. Гвер­ры, П. Кю­за­на
 >>
, Г. Чи­ни­зел­ли, А. Са­ла­мон­ско­го
 >>
сыг­ра­ла за­мет­ную роль в ста­нов­ле­нии цир­ко­во­го иск-ва. Пер­вы­ми отеч. цир­ко­вы­ми А. ста­ли бр. Ни­ки­ти­ны
 >>
(1873), за­тем поя­ви­лись М. Бе­ке­тов, И. Бон­да­рен­ко, С. А. Алек­сан­дров-Серж, Э. Стре­пе­тов и др. С 1990-х гг. воз­ро­ди­лись ча­ст­ные цир­ки-ша­пи­то («Звез­да» А. И. Гриш­ке­ви­ча, «Цирк-ша­пи­то» Р. П. Ко­роб­ко, и др.).

Вернуться к началу