АНТРЕПРЕНЁР
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТРЕПРЕНЁР (франц. entrepreneur – предприниматель, подрядчик), владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и т. п.) – антрепризы. Др. названия – импресарио, продюсер. Первые сохранившиеся документы (контракты), связанные с деятельностью А., относятся к 16 в. Часто обязанности А. исполнял актёр или драматург: Р. Бёрбедж, Д. Гаррик (Англия); Мольер (Франция); К. Нейбер, И. Шёнеман, К. Аккерман (Германия) и др. В 19–20 вв. при сохранении А.-актёров (Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Дузе) возросло значение А.-режиссёров: О. Брам, М. Рейнхардт, Э. Пискатор (Германия); А. Антуан, Ф. Жемье, Ж. Копо (Франция). В России появление А. относится к 18 в. и связано с иностр. предпринимателями (Я. Кунст, Дж. Б. Локателли, М. Медокс и др.). В 19–20 вв. заметную роль в развитии театрального иск-ва сыграли А., творчески связанные с театром: Н. Н. Соловцов, Н. Н. Синельников, Н. И. Собольщиков-Самарин, К. Н. Незлобин, С. П. Дягилев, Ф. А. Корш и др., а также А.-меценаты: С. И. Мамонтов, С. Т. Морозов и др. Частные театральные антрепризы, прекратившие существование после издания декрета о национализации театрального дела в 1919, начали вновь появляться с кон. 1980-х гг.: Театр Антона Чехова под рук. Л. Г. Трушкина, «АРТель АРТистов» С. Ю. Юрского, «Театральное Товарищество 814» О. Е. Меньшикова, и др. В цирке среди известных А. – Ф. Хенсло, Ф. Астлей, Э. Дюкроу (Англия); Л. Дежан, Франкони (Франция); Х. Бах, Э. Ренц, П. Буш, Ф. Альтхофф (Германия); семья Кни (Швейцария), Т. Холст (США). В России 18–19 вв. деятельность иностранных А. – Ж. Турниера, А. Гверры, П. Кюзана, Г. Чинизелли, А. Саламонского сыграла заметную роль в становлении циркового иск-ва. Первыми отеч. цирковыми А. стали бр. Никитины (1873), затем появились М. Бекетов, И. Бондаренко, С. А. Александров-Серж, Э. Стрепетов и др. С 1990-х гг. возродились частные цирки-шапито («Звезда» А. И. Гришкевича, «Цирк-шапито» Р. П. Коробко, и др.).