Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ФО́ЛЬКСБЮНЕ»

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 457-458

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Вареникова

«ФО́ЛЬКСБЮНЕ» («Volksbühne» – «На­род­ная сце­на»; ны­не «Volksbühne am Rosa-Luxemburg-Platz» – «На­род­ная сце­на на пло­ща­ди Ро­зы Люк­сем­бург»), один из наи­бо­лее зна­чи­мых те­ат­ров Гер­ма­нии (Бер­лин). Воз­ник в 1890 как вхо­дя­щая в со­став ра­бо­че­го дви­же­ния куль­тур­но-по­ли­тич. орг-ция «Фрайе Фольк­сбю­не». Пер­вые по­ка­зы бы­ли за­кры­ты­ми (толь­ко для чле­нов ор­га­ни­за­ции). По­ли­ти­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­ный ре­пер­ту­ар вклю­чал клас­си­ку, а так­же пье­сы Г. Иб­се­на и Г. Га­упт­ма­на. В 1892 от «Фрайе Фолькс­бю­не» от­ко­ло­лась «Нойе Фрайе Фолькс­бю­не». В 1913 обе ор­га­ни­за­ции ста­ли со­труд­ни­чать во вре­мя строи­тель­ст­ва но­во­го те­ат­раль­но­го зда­ния (идея воз­ник­ла в 1909, про­ект О. Ка­уф­ман­на), в 1919 вновь сли­лись в од­ну. Зда­ние на Бю­лов­п­лац (ны­не Ро­за-Люк­сем­бург-Плац) по­строе­но в 1914. Это бы­ло од­но из наи­бо­лее со­вре­мен­но ос­на­щён­ных те­ат­раль­ных зда­ний то­го вре­ме­ни (зал на 2000 мест). В 1915–18 ин­тен­дант – М. Рейн­хардт. Сре­ди ак­тё­ров: П. Ве­ге­нер, В. Кра­усс, Э. Лю­бич, Э. Янингс. В 1924–27 труп­пу воз­глав­лял Э. Пис­ка­тор, раз­ви­вая своё ви­де­ние по­ли­тич. те­ат­ра и эпи­чес­ко­го те­ат­ра. Во вре­ме­на Третье­го рей­ха «Ф.» на­зы­вал­ся «Те­атр на Хорст-Вес­сель-Плац» и вхо­дил в Им­пер­ское объ­е­ди­не­ние нем. сцен. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны зда­ние пол­но­стью раз­ру­ше­но. Вос­ста­нов­ле­но в 1950–54. По­сле­во­ен­ный ре­пер­ту­ар пре­им. со­вре­мен­ный (Х. Мюл­лер и др.). На про­тя­же­нии всей сво­ей ис­то­рии те­атр ос­та­ёт­ся по­ли­ти­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­ным, об­ра­ща­ясь к наи­бо­лее ост­рым те­мам сво­его вре­ме­ни (в 21 в. в цен­тре вни­ма­ния про­бле­мы ми­гран­тов и внеш­ней по­ли­ти­ки Гер­ма­нии и Ев­ро­пы в це­лом), ко­то­рые на­хо­дят от­ра­же­ние не толь­ко в по­ста­нов­ках совр. пьес, но и в та­ких спек­так­лях Ф. Кас­тор­фа (с 1992 ин­тен­дант те­ат­ра), как «Строи­тель Соль­нес» по Г. Иб­се­ну (2014) или «Юдифь» по К. Ф. Геб­бе­лю (2016). С труп­пой ра­бо­та­ют так­же К. Мар­та­лер и др. круп­ней­шие ре­жис­сё­ры.

Лит.: Spiel auf Zeit: Theater der Freien Volk­s­bühne. 1963–1992. B., 1992; Schütt H.-D., Hehmeyer K. Castorfs Volksbühne: schöne Bil­der vom häßlichen Leben. B., 1999; Kiehn U. Theater im «Dritten Reich»: Volksbühne Ber­lin. B., 2001.

Вернуться к началу