ХИДЗИКА́ТА ТАЦУМИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХИДЗИКА́ТА (Хиджиката) Тацуми (9.3.1928, префектура Акита – 21.1.1986, Токио), япон. хореограф, теоретик танца, один из крупнейших представителей авангардизма. Создатель танцевального стиля буто, наиболее влиятельной в мире япон. ветви современного танца. В 1945 окончил Высшую технич. школу Акита. С 1946 обучался танцу (с 1949 в Токио). С 1953 в танцевальной компании Андо Мицуко. Став лидером интеллектуально-худож. богемы, в токийской студии «Зал асбеста» экспериментировал в духе сюрреализма, дадаизма и хеппенинга. Начиная со спектакля «Kinjiki» (1959) складывался стиль «тёмный танец» («Ankokubutoh», позднее – буто; характерно обращение к табуированным темам – жестокость, насилие, гомосексуализм и т. п.), окончательно оформившийся на рубеже 1960–70-х гг. В сольном спектакле «Восстание тела» (1968), в проекте «Назад в Тохоку», серии перформансов, спектакле «Twenty-seven Nights for Four Seasons» (все 1972) и др. определилась осн. черта его творчества – склонность к постоянным телесным и ментальным трансформациям. Танцевальная техника Х., мыслившего тело как огромный сосуд, содержащий всю человеческую память, от младенчества до смерти, связана с метафорой природных процессов (в т. ч. умирания) и включает угловатую, несфокусиров. пластику, медленные трансформации телесных форм; кривоногую поступь с центром тяжести как можно ближе к земле, партерные позы. Любимый образ Х. – «упавший и, возможно, мёртвый человек, который пытается восстать». В образах смерти и физич. уродстве Х. обнаруживал красоту и тайну жизни. С сер. 1970-х гг., уже не выступая как танцовщик, продолжал преподавать, ставить, писать статьи. Творчество Х. и в 21 в. оказывает огромное влияние на развитие совр. танца и телесных практик в мире.