РОССИ́ЙСКИЙ ТЕА́ТР ДРА́МЫ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОССИ́ЙСКИЙ ТЕА́ТР ДРА́МЫ государственный академический имени А. С. Пушкина (Александринский), старейший проф. театр в России. Основан в С.-Петербурге 30.8.1756 Указом имп. Елизаветы Петровны об учреждении «Русского для представления трагедий и комедий театра». С 1832 Александринский, с 1919 академический, с 1920 Петрогр. (с 1924 Ленингр.) академич. театр драмы, с 1937 им. А. С. Пушкина, с 1991 совр. назв. Первое здание – быв. Головкинский дом на Васильевском острове. До открытия нового здания (см. Александринский театр) в 1832 труппа играла также на сценах петерб. Большого и Малого театров, Эрмитажного театра и др. придворных сценах С.-Петербурга и пригородов. Первый директор – А. П. Сумароков, во главе труппы – Ф. Г. Волков. В составе труппы: Г. Г. Волков, И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский, Т. М. Троепольская и др. В репертуаре 2-й пол. 18 в. – произведения Я. Б. Княжнина, сатирич. комедии В. В. Капниста, И. А. Крылова и др.; пьесы зап.-европ. авторов – П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Мольера. Значит. роль в истории театра сыграло творчество Д. И. Фонвизина. В кон. 18 – нач. 19 вв. иск-во актёров труппы характеризовалось преодолением условных приёмов классицизма, усилением эмоционально-психологич. начала, стремлением к жанрово-бытовой конкретизации образа. Во время Отеч. войны 1812 большое значение приобрели патриотич. трагедии В. А. Озерова с участием Е. С. Семёновой. В 1810-е гг. всё большее место в репертуаре занимали комедия и водевиль. Среди исполнителей комедийно-водевильного репертуара – М. И. Вальберхова и И. И. Сосницкий. На петерб. сцене поставлены ранние комедии А. С. Грибоедова – «Молодые супруги» (1815) и «Притворная неверность» (1818). Статья А. С. Пушкина «Мои замечания об русском театре» (1820) основана на творч. практике петерб. театра. В 1820-е гг. театр обратился к романтич. репертуару (инсценировки поэм Пушкина, В. А. Жуковского, романов В. Скотта и др.), под воздействием которого сложились принципы романтич. исполнительского иск-ва. Крупнейший трагик – В. А. Каратыгин. В водевилях блистала В. Н. Асенкова. История театра тесно связана с развитием реализма в рус. сценич. иск-ве. Выдающимся представителем реалистич. направления был А. Е. Мартынов. Обществ. событиями стали первые постановки пьес «Горе от ума» Грибоедова (1831), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1836), «Гроза» А. Н. Островского (1859). В 1860–70-е гг. традиции критич. реализма развивались актёром мартыновской школы П. В. Васильевым. Представителем другого – эстетского – направления был В. В. Самойлов (см. Самойловы), позднее В. П. Далматов. В кон. 19 – нач. 20 вв. в труппе работали П. А. Стрепетова, М. В. Дальский, В. Ф. Комиссаржевская, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, М. Г. Савина и др. Недостаточное внимание к роли режиссёра, ориентация на вкусы и требования ведущих актёров («первачей»), консервативность постановочных принципов на рубеже 19–20 вв. наглядно обнаружились при неудачной попытке поставить «Чайку» А. П. Чехова (1896). Осн. направлением в режиссуре театра в это время был бытовой реализм, граничивший зачастую с примитивным натурализмом. В 1908–17 гл. реж. – В. Э. Мейерхольд, обобщивший лучшие традиции театра, придав им колорит законченной эстетич. системы. Худож. событиями в истории отеч. театра стали его постановки: «Дон Жуан» Мольера (1910), «Гроза» Островского (1916), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917) и др. В 20 в. большое влияние на худож. развитие труппы оказали руководители театра: Ю. М. Юрьев, С. Э. Радлов, Л. С. Вивьен, И. О. Горбачёв. Событиями в истории отеч. сцены стали спектакли: «Ярость» Е. Г. Яновского (1930) и «Страх» А. Н. Афиногенова (1931) в постановке Н. В. Петрова, «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского в постановке Г. А. Товстоногова (1955) и др. В труппе в разные годы работали актёры и режиссёры: Е. П. Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова, Е. И. Тиме, А. Ф. Борисов, В. В. Меркурьев, Н. К. Симонов, Ю. В. Толубеев (см. Толубеевы), Б. А. Фрейндлих, Н. К. Черкасов, Н. Н. Ургант, Э. Г. Зиганшина, А. А. Могучий, Ю. Н. Бутусов, М. М. Гацалов и др. С 2003 худ. рук. – В. В. Фокин. В 2006 историч. здание реконструировано. В 2013 открыт Театрально-культурный комплекс «Новая сцена Александринского театра», включающий совр. сцену-трансформер на 300 мест, учебный корпус для ф-та мастерства сценич. постановок Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, учебную сцену, медиацентр и интернет-театр. С 2006 ежегодно проводится Междунар. театральный фестиваль «Александринский».