Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОССИ́ЙСКИЙ ТЕА́ТР ДРА́МЫ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 680

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РОССИ́ЙСКИЙ ТЕА́ТР ДРА́МЫ го­су­дар­ст­вен­ный ака­де­ми­че­ский име­ни А. С. Пуш­ки­на (Алек­сан­д­рин­ский), ста­рей­ший проф. те­атр в Рос­сии. Ос­но­ван в С.-Пе­тер­бур­ге 30.8.1756 Ука­зом имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны об уч­ре­ж­де­нии «Рус­ско­го для пред­став­ле­ния тра­ге­дий и ко­ме­дий те­ат­ра». С 1832 Алек­сан­д­рин­ский, с 1919 ака­де­ми­че­ский, с 1920 Пет­рогр. (с 1924 Ле­нингр.) ака­де­мич. те­атр дра­мы, с 1937 им. А. С. Пуш­ки­на, с 1991 совр. назв. Пер­вое зда­ние – быв. Го­лов­кин­ский дом на Ва­силь­ев­ском ост­ро­ве. До от­кры­тия но­во­го зда­ния (см. Александринский театр) в 1832 труп­па иг­ра­ла так­же на сце­нах пе­терб. Боль­шо­го и Ма­ло­го те­ат­ров, Эр­ми­таж­но­го те­ат­ра и др. при­двор­ных сце­нах С.-Пе­тер­бур­га и при­го­ро­дов. Пер­вый ди­рек­тор – А. П. Су­ма­ро­ков, во гла­ве труп­пы – Ф. Г. Вол­ков. В со­ста­ве труп­пы: Г. Г. Вол­ков, И. А. Дмит­рев­ский, Я. Д. Шум­ский, Т. М. Трое­поль­ская и др. В ре­пер­туа­ре 2-й пол. 18 в. – про­из­ве­де­ния Я. Б. Княж­ни­на, са­ти­рич. ко­ме­дии В. В. Кап­ни­ста, И. А. Кры­ло­ва и др.; пье­сы зап.-ев­роп. ав­то­ров – П. Кор­неля, Ж. Ра­си­на, Воль­те­ра, Моль­е­ра. Зна­чит. роль в ис­то­рии те­ат­ра сыг­ра­ло твор­че­ст­во Д. И. Фон­ви­зи­на. В кон. 18 – нач. 19 вв. иск-во ак­тё­ров труп­пы ха­рак­те­ри­зо­ва­лось пре­одо­ле­ни­ем ус­лов­ных при­ёмов клас­си­циз­ма, уси­ле­ни­ем эмо­цио­наль­но-пси­хо­ло­гич. на­ча­ла, стрем­ле­ни­ем к жан­ро­во-бы­то­вой кон­кре­ти­за­ции об­раза. Во вре­мя Отеч. вой­ны 1812 боль­шое зна­че­ние при­об­ре­ли пат­рио­тич. тра­ге­дии В. А. Озе­ро­ва с уча­сти­ем Е. С. Се­мё­но­вой. В 1810-е гг. всё боль­шее ме­сто в ре­пер­туа­ре за­ни­ма­ли ко­ме­дия и во­де­виль. Сре­ди ис­пол­ни­те­лей ко­ме­дий­но-во­де­виль­но­го ре­пер­туа­ра – М. И. Валь­бер­хо­ва и И. И. Со­сниц­кий. На пе­терб. сце­не по­став­ле­ны ран­ние ко­ме­дии А. С. Гри­бое­до­ва – «Мо­ло­дые суп­ру­ги» (1815) и «При­твор­ная не­вер­ность» (1818). Ста­тья А. С. Пуш­ки­на «Мои за­ме­ча­ния об рус­ском те­ат­ре» (1820) ос­но­ва­на на творч. прак­ти­ке пе­терб. те­ат­ра. В 1820-е гг. те­атр об­ра­тил­ся к ро­ман­тич. ре­пер­туа­ру (инс­це­ни­ров­ки по­эм Пуш­ки­на, В. А. Жу­ков­ско­го, ро­ма­нов В. Скот­та и др.), под воз­дей­ст­ви­ем ко­то­ро­го сло­жи­лись прин­ци­пы ро­ман­тич. ис­пол­ни­тель­ско­го иск-ва. Круп­ней­ший тра­гик – В. А. Ка­ра­ты­гин. В во­де­ви­лях бли­ста­ла В. Н. Асен­ко­ва. Ис­то­рия те­ат­ра тес­но свя­за­на с раз­ви­ти­ем реа­лиз­ма в рус. сце­нич. иск-ве. Вы­даю­щим­ся пред­ста­ви­те­лем реа­ли­стич. на­прав­ле­ния был А. Е. Мар­ты­нов. Об­ществ. со­бы­тия­ми ста­ли пер­вые по­ста­нов­ки пьес «Го­ре от ума» Гри­бое­до­ва (1831), «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля (1836), «Гро­за» А. Н. Ост­ров­ско­го (1859). В 1860–70-е гг. тра­диции кри­тич. реа­лиз­ма раз­ви­ва­лись ак­тё­ром мар­ты­нов­ской шко­лы П. В. Ва­силь­е­вым. Пред­ста­ви­те­лем дру­го­го – эс­тет­ско­го – на­прав­ле­ния был В. В. Са­мой­лов (см. Самойловы), позд­нее В. П. Дал­ма­тов. В кон. 19 – нач. 20 вв. в труп­пе ра­бо­та­ли П. А. Стре­пе­то­ва, М. В. Даль­ский, В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ская, К. А. Вар­ла­мов, В. Н. Да­вы­дов, М. Г. Са­ви­на и др. Не­дос­та­точ­ное вни­ма­ние к ро­ли ре­жис­сё­ра, ори­ен­та­ция на вку­сы и тре­бо­ва­ния ве­ду­щих ак­тё­ров («пер­ва­чей»), кон­сер­ва­тив­ность по­ста­но­воч­ных прин­ци­пов на ру­бе­же 19–20 вв. на­гляд­но об­на­ру­жи­лись при не­удач­ной по­пыт­ке по­ста­вить «Чай­ку» А. П. Че­хо­ва (1896). Осн. на­прав­ле­ни­ем в ре­жис­су­ре те­ат­ра в это вре­мя был бы­то­вой реа­лизм, гра­ни­чив­ший за­час­тую с при­ми­тив­ным на­ту­ра­лиз­мом. В 1908–17 гл. реж. – В. Э. Мей­ер­хольд, обоб­щив­ший луч­шие тра­ди­ции те­ат­ра, при­дав им ко­ло­рит за­кон­чен­ной эс­те­тич. сис­те­мы. Ху­дож. со­бы­тия­ми в ис­то­рии отеч. те­ат­ра ста­ли его по­ста­нов­ки: «Дон Жу­ан» Моль­е­ра (1910), «Гро­за» Ост­ров­ско­го (1916), «Мас­ка­рад» М. Ю. Лер­мон­то­ва (1917) и др. В 20 в. боль­шое влия­ние на ху­дож. раз­ви­тие труп­пы ока­за­ли ру­ко­во­ди­те­ли те­ат­ра: Ю. М. Юрь­ев, С. Э. Рад­лов, Л. С. Вивь­ен, И. О. Гор­ба­чёв. Со­бы­тия­ми в ис­то­рии отеч. сце­ны ста­ли спек­так­ли: «Ярость» Е. Г. Янов­ско­го (1930) и «Страх» А. Н. Афи­но­ге­но­ва (1931) в по­ста­нов­ке Н. В. Пет­ро­ва, «Оп­ти­ми­сти­че­ская тра­ге­дия» В. В. Виш­нев­ско­го в по­ста­нов­ке Г. А. Тов­сто­но­го­ва (1955) и др. В труп­пе в раз­ные го­ды ра­бо­та­ли ак­тё­ры и ре­жис­сё­ры: Е. П. Кор­ча­ги­на-Алек­сан­д­ров­ская, В. А. Ми­чу­ри­на-Са­мой­ло­ва, Е. И. Ти­ме, А. Ф. Бо­ри­сов, В. В. Мер­курь­ев, Н. К. Си­мо­нов, Ю. В. То­лу­бе­ев (см. Толубеевы), Б. А. Фрейн­длих, Н. К. Черкасов, Н. Н. Ур­гант, Э. Г. Зи­ган­ши­на, А. А. Мо­гу­чий, Ю. Н. Бу­ту­сов, М. М. Га­ца­лов и др. С 2003 худ. рук. – В. В. Фо­кин. В 2006 ис­то­рич. зда­ние ре­кон­ст­руи­ро­ва­но. В 2013 от­крыт Те­ат­раль­но-куль­тур­ный ком­плекс «Но­вая сце­на Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра», вклю­чаю­щий совр. сце­ну-транс­фор­мер на 300 мест, учеб­ный кор­пус для ф-та мас­тер­ст­ва сце­нич. по­ста­но­вок Санкт-Пе­тер­бург­ской го­су­дар­ст­вен­ной ака­де­мии те­ат­раль­но­го ис­кус­ст­ва, учеб­ную сце­ну, ме­диацентр и ин­тер­нет-те­атр. С 2006 еже­год­но про­во­дит­ся Ме­ж­ду­нар. те­ат­раль­ный фес­ти­валь «Алек­сан­д­рин­ский».

Лит.: Алек­сан­д­рин­ский те­атр – те­атр Гос­дра­мы. Сто лет. 1832–1932. Л., 1932; Дер­жа­вин К. Н. Эпо­хи Алек­сан­д­рин­ской сце­ны. Л., 1932; Ле­нин­град­ский го­су­дар­ст­вен­ный ор­де­на Тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни ака­де­ми­че­ский те­атр дра­мы им. А. С. Пуш­ки­на. Л., 1940; Альт­шул­лер А. Я. К ис­то­рии ака­де­ми­че­ско­го те­ат­ра дра­мы им. А. С. Пуш­ки­на в пер­вые го­ды Со­вет­ской вла­сти // Уч. зап. Го­су­дар­ст­вен­но­го на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го ин­сти­ту­та те­ат­ра и му­зы­ки. Л., 1958. Т. 1; Алек­сан­д­рин­ский – Пуш­кин­ский – Алек­сан­д­рин­ский. СПб., 1995; Те­ля­ков­ский В. А. Днев­ни­ки ди­рек­то­ра им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. [1898–1909]. М., 1998–2011. [Т. 1–4]; Алек­сан­д­рин­ский те­атр – те­атр про­слав­лен­ных мас­те­ров. СПб., 2006; Сю­же­ты Алек­сан­д­рин­ской сце­ны: Рас­ска­зы об ак­те­рах. СПб., 2006; Ис­то­рия рус­ско­го дра­ма­ти­че­ско­го те­ат­ра: от его ис­то­ков до кон­ца XX в. 3-е изд. М., 2011; Но­вая жизнь тра­ди­ции: де­сять лет из жиз­ни на­цио­наль­но­го те­ат­ра. СПб., 2012. См. так­же лит. при ст. Алек­сан­д­рин­ский те­атр.

Вернуться к началу