ФРЕ́ЙНДЛИХ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРЕ́ЙНДЛИХ, семья рос. актёров. Бруно Артурович [27.9(10.10).1909, С.-Петербург – 9.7.2002, там же], нар. арт. СССР (1974). В 1934 окончил ленингр. Техникум сценич. искусств. В 1931–48 в разл. ленингр. и др. театрах. С 1948 в Ленингр. театре драмы им. А. С. Пушкина [с 1991 Российский театр драмы (Александринский театр)]: Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), Павел Корчагин («Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому), Гамлет, Мальволио («Гамлет», «Двенадцатая ночь» У. Шекспира), Гаев («Вишнёвый сад» А. П. Чехова), Барон («На дне» М. Горького), Барон («Маленькие трагедии» А. С. Пушкина) и др. В кино с 1949 (Маркони – «Александр Попов»; Гос. пр. СССР, 1951). Создал образы благородных людей с дореволюц. духовной родословной в фильмах «Разные судьбы», «Отцы и дети», «Чайковский», «Объяснение в любви», «Двe главы из семейной хроники», «Время летать», в телефильмах «Жизнь Бетховена», «Россия молодая» и др. В острохарактерных (Шут – «Двенадцатая ночь», Начальник тайной полиции – «Каин XVIII») или отрицательных (Герцог – «Дон Кихот», Канарис – «Конец "Сатурна"», Белый главнокомандующий – «Бег») ролях сохранял аристократизм и использовал мягкие психологич. краски, отчасти являясь «адвокатом» своих персонажей.
Его дочь Алиса Бруновна (р. 8.12.1934, Ленинград), нар. арт. СССР (1981). В 1957 окончила Ленингр. театральный ин-т им. А. Н. Островского (курс Б. В. Зона). В 1957–61 в Ленингр. драматич. театре им. В. Ф. Комиссаржевской. В 1961–83 в Ленингр. театре им. Ленсовета (в т. ч. успешно выступала в новаторских муз. спектаклях И. П. Владимирова, в 1960-х – нач. 1980-х гг. мужа Ф.): Элиза Дулиттл («Пигмалион» Б. Шоу), Таня («Таня» А. Н. Арбузова), Катарина («Укрощение строптивой» У. Шекспира), Селия Пичем («Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, К. Вайля), Гелена («Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина), Катерина Ивановна («Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому), Альдонса («Дульсинея Тобосская» А. М. Володина), Раневская («Вишнёвый сад» А. П. Чехова); в 2004 сыграла в этом театре в спектакле «Оскар и Розовая дама» Э. Э. Шмитта. С 1983 в БДТ: Настя («На дне» М. Горького), Аманда Уингфилд («Стеклянный зверинец» Т. Уильямса), леди Мильфорд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Элейн Новаццо, Бобби Митчел, Дженет Фишер («Этот пылкий влюблённый» Н. Саймона), леди Макбет («Макбет» Шекспира), шут Фесте («Двенадцатая ночь» Шекспира), Джин Хортон («Квартет» Р. Харвуда), Москалёва («Дядюшкин сон» по Достоевскому), Алиса («Алиса» по мотивам сочинений Л. Кэрролла). С 1958 в кино («Город зажигает огни»). Начав с ролей лирико-комедийного плана, обнаружила своеобразную пластику и ритм речи, тонкую иронию, склонность к изящному юмору и парадоксальности. Крупными достижениями стали работы 1970-х гг. – создавая портреты зрелых женщин, открывала в своих героинях душевное изящество и стоицизм, духовный аристократизм и внутр. свободу («Мелодии Верийского квартала», «Анна и Командор», «Агония», «Принцесса на горошине», «Старомодная комедия»). Наибольший зрительский успех пришёл к Ф. после исполнения роли Калугиной («Служебный роман» Э. А. Рязанова). Одна из ведущих актрис психологич. направления в отеч. кино, насыщает образы драматизмом, утончённой нюансировкой («Сталкер», «Клетка для канареек», «Жестокий романс», «Успех», «Тайна снежной королевы», «Подмосковные вечера», «На Верхней Масловке», телефильмы «Три года», «Опасный возраст», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной», телесериал «Женская логика»). Гос. пр. РСФСР (1976), Гос. пр. РФ (1996, 2001, 2008).