Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРЕ́ЙНДЛИХ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 612

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Б.А. Фрейндлих в роли Барона («На дне» М. Горького).

ФРЕ́ЙНДЛИХ, се­мья рос. ак­тё­ров. Бру­но Ар­ту­ро­вич [27.9(10.10).1909, С.-Пе­тер­бург – 9.7.2002, там же], нар. арт. СССР (1974). В 1934 окон­чил ле­нингр. Тех­ни­кум сце­нич. ис­кусств. В 1931–48 в разл. ле­нингр. и др. те­ат­рах. С 1948 в Ле­нингр. те­ат­ре дра­мы им. А. С. Пуш­ки­на [с 1991 Рос­сий­ский те­атр дра­мы (Алек­сан­д­рин­ский те­атр)]: Хле­ста­ков («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Па­вел Кор­ча­гин («Как за­ка­ля­лась сталь» по Н. А. Ост­ров­ско­му), Гам­лет, Маль­во­лио («Гам­лет», «Две­на­дца­тая ночь» У. Шек­спи­ра), Га­ев («Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва), Ба­рон («На дне» М. Горь­ко­го), Ба­рон («Ма­лень­кие тра­ге­дии» А. С. Пуш­ки­на) и др. В ки­но с 1949 (Мар­ко­ни – «Алек­сандр По­пов»; Гос. пр. СССР, 1951). Соз­дал об­ра­зы бла­го­род­ных лю­дей с до­ре­во­люц. ду­хов­ной ро­до­слов­ной в филь­мах «Раз­ные судь­бы», «От­цы и де­ти», «Чай­ков­ский», «Объ­яс­не­ние в люб­ви», «Двe гла­вы из се­мей­ной хро­ни­ки», «Вре­мя ле­тать», в те­ле­филь­мах «Жизнь Бет­хо­ве­на», «Рос­сия мо­ло­дая» и др. В ост­ро­ха­рак­тер­ных (Шут – «Две­на­дца­тая ночь», На­чаль­ник тай­ной по­ли­ции – «Ка­ин XVIII») или от­ри­ца­тель­ных (Гер­цог – «Дон Ки­хот», Ка­на­рис – «Ко­нец "Са­тур­на"», Бе­лый глав­но­ко­ман­дую­щий – «Бег») ро­лях со­хра­нял ари­сто­кра­тизм и ис­поль­зо­вал мяг­кие пси­хо­ло­гич. крас­ки, от­час­ти яв­ля­ясь «ад­во­ка­том» сво­их пер­со­на­жей.

А.Б. Фрейндлих в фильме «Служебный роман». 1977.

Его дочь Али­са Бру­нов­на (р. 8.12.1934, Ле­нин­град), нар. арт. СССР (1981). В 1957 окон­чи­ла Ле­нингр. те­ат­раль­ный ин-т им. А. Н. Ост­ров­ско­го (курс Б. В. Зо­на). В 1957–61 в Ле­нингр. дра­ма­тич. те­ат­ре им. В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской. В 1961–83 в Ле­нингр. те­ат­ре им. Лен­со­ве­та (в т. ч. ус­пеш­но вы­сту­па­ла в но­ва­тор­ских муз. спек­так­лях И. П. Вла­ди­ми­ро­ва, в 1960-х – нач. 1980-х гг. му­жа Ф.): Эли­за Ду­литтл («Пиг­ма­ли­он» Б. Шоу), Та­ня («Та­ня» А. Н. Ар­бу­зо­ва), Ка­та­ри­на («Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой» У. Шек­спи­ра), Се­лия Пи­чем («Трёх­гро­шо­вая опе­ра» Б. Брех­та, К. Вай­ля), Ге­ле­на («Вар­шав­ская ме­ло­дия» Л. Г. Зо­ри­на), Ка­те­ри­на Ива­нов­на («Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), Аль­дон­са («Дуль­си­нея То­бос­ская» А. М. Во­ло­ди­на), Ра­нев­ская («Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва); в 2004 сыг­ра­ла в этом те­ат­ре в спек­так­ле «Ос­кар и Ро­зо­вая да­ма» Э. Э. Шмит­та. С 1983 в БДТ: Нас­тя («На дне» М. Горь­ко­го), Аман­да Уинг­филд («Стек­лян­ный зве­ри­нец» Т. Уиль­ям­са), ле­ди Миль­форд («Ко­вар­ст­во и лю­бовь» Ф. Шил­ле­ра), Элейн Но­вац­цо, Боб­би Мит­чел, Дже­нет Фи­шер («Этот пыл­кий влюб­лён­ный» Н. Сай­мо­на), ле­ди Мак­бет («Мак­бет» Шек­спи­ра), шут Фес­те («Две­на­дца­тая ночь» Шек­спи­ра), Джин Хор­тон («Квар­тет» Р. Хар­ву­да), Мос­ка­лё­ва («Дя­дюш­кин сон» по Дос­то­ев­ско­му), Али­са («Али­са» по мо­ти­вам со­чи­не­ний Л. Кэр­рол­ла). С 1958 в ки­но («Го­род за­жи­га­ет ог­ни»). На­чав с ро­лей лири­ко-ко­ме­дий­но­го пла­на, об­на­ру­жи­ла свое­об­раз­ную пла­сти­ку и ритм ре­чи, тон­кую иро­нию, склон­ность к изящ­но­му юмо­ру и па­ра­док­саль­но­сти. Круп­ны­ми дос­ти­же­ния­ми ста­ли ра­бо­ты 1970-х гг. – соз­да­вая порт­ре­ты зре­лых жен­щин, от­кры­ва­ла в сво­их ге­рои­нях ду­шев­ное изя­ще­ст­во и стои­цизм, ду­хов­ный ари­сто­кра­тизм и внутр. сво­бо­ду («Ме­ло­дии Ве­рий­ско­го квар­та­ла», «Ан­на и Ко­ман­дор», «Аго­ния», «Прин­цес­са на го­ро­ши­не», «Ста­ро­мод­ная ко­ме­дия»). Наи­боль­ший зри­тель­ский ус­пех при­шёл к Ф. по­сле ис­пол­не­ния ро­ли Ка­лу­ги­ной («Слу­жеб­ный ро­ман» Э. А. Ря­за­но­ва). Од­на из ве­ду­щих ак­трис пси­хо­ло­гич. на­прав­ле­ния в отеч. ки­но, на­сы­ща­ет об­ра­зы дра­ма­тиз­мом, утон­чён­ной ню­ан­си­ров­кой («Стал­кер», «Клет­ка для ка­на­ре­ек», «Жес­то­кий ро­манс», «Ус­пех», «Тай­на снеж­ной ко­роле­вы», «Под­мос­ков­ные ве­че­ра», «На Верх­ней Ма­слов­ке», те­ле­филь­мы «Три го­да», «Опас­ный воз­раст», «Буд­ни и пра­зд­ни­ки Се­ра­фи­мы Глю­ки­ной», те­ле­се­ри­ал «Жен­ская ло­ги­ка»). Гос. пр. РСФСР (1976), Гос. пр. РФ (1996, 2001, 2008).

Соч.: Фрейн­длих Б. 65 лет на сце­не. СПб., 1998.

Лит.: Пав­лов Ю. Па­ра­бо­ла ус­пе­ха // Ис­кус­ст­во ки­но. 1986. № 7; Бе­лин­ский А. На од­ном ды­ха­нии… // Мой лю­би­мый ак­тер: Пи­са­те­ли, ре­жис­се­ры, пуб­ли­ци­сты об ак­те­рах ки­но. М., 1988; Кал­ма­нов­ский Е. С. А. Фрейн­длих. Л., 1989; Зай­онц М. А. Фрейн­длих // Мо­с­ков­ский на­блю­да­тель. 1992. № 11–12; Ря­за­нов Э. А. Об А. Фрейн­длих // Ря­за­нов Э. А. Не­под­ве­ден­ные ито­ги. М., 2003; Шко­ла Б. Зо­на. Уро­ки ак­тер­ско­го мас­тер­ст­ва и ре­жис­су­ры / Сост. В. Львов. СПб., 2011.

Вернуться к началу