САМО́ЙЛОВЫ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САМО́ЙЛОВЫ, семья рос. актёров. Василий Михайлович [6(17).4.1782, Москва – 11(23).7.1839, С.-Петербург], артист оперы. С 1803 в петерб. Большом театре. Его жена – Софья Васильевна (урождённая Черникова) [1787–19.2(3.3).1854], драматич. и оперная актриса. Училась в Петерб. театральном уч-ще. Дебютировала в 1804 в роли Лизы («Лиза, или Торжество благодарности» Н. И. Ильина). Выступала преим. в оперном репертуаре.
Их дети: Мария Васильевна (1807–1880-е гг.), актриса. В 1833–37 в Александринском театре, выступала в амплуа молодых героинь. Василий Васильевич [13(25).1.1813, С.-Петербург – 27.3(8.4).1887, там же], актёр. Окончил Горный корпус (1829) и Лесной ин-т (1832) в С.-Петербурге. В 1834 дебютировал на петерб. сцене в партии Иосифа Прекрасного (опера «Иосиф» Э. Н. Мегюля). В 1835–75 в Александринском театре. Играл в «водевилях с переодеванием» (Макар Губкин – «Студент, артист, хорист и аферист» А. Ф. Кони, Стружкин – «Актёр» Н. А. Некрасова), исполнял роли «маленьких людей»: Пузырёчкин («Отставной театральный музыкант и княгиня» К. Д. Ефимовича), Крупа («Машенька, или Ещё отец и дочь» по поэме А. Н. Майкова). Работы отличали острота сценич. рисунка, внимание к характерным внешним деталям: Кречинский («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина), Гамлет, Шейлок и Лир («Гамлет», «Венецианский купец» и «Король Лир» У. Шекспира), Ноздрёв и Чичиков («Мёртвые души» по Н. В. Гоголю), Грозный («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого), Любим Торцов («Бедность не порок» А. Н. Островского). Мастер внешнего перевоплощения, основоположник т. н. самойловской традиции в театральном иск-ве. Надежда Васильевна [6(18).1.1818–18(30).3.1899], актриса. В 1838 дебютировала в Александринском театре в роли Веры («Матушкина дочка» П. И. Григорьева). Инженю в водевилях, после смерти В. Н. Асенковой (1841) заменила её во многих ролях. Обладала даром имитации, в водевиле «Бедовая девушка» Н. И. Куликова воспроизводила манеру пения Дж. Гризи, танцы Ф. Эльслер, пародировала игру актрис франц. труппы. Вера Васильевна [1824, С.-Петербург – 8(20).11.1880, там же], актриса. Актёрскому иск-ву училась у сестры – театрального педагога Любови Васильевны. В 1841 дебютировала в Александринском театре (в 1842–53 в труппе). Выступала в амплуа молодых любовниц (Марианна и Эльмира – «Скупой» и «Тартюф» Мольера). И. С. Тургенев для С. создал комедии «Где тонко, там и рвётся» и «Провинциалка». В 1853 вышла замуж за офицера А. М. Мичурина (их дочь В. А. Мичурина-Самойлова) и оставила сцену. В 1861–63 преподавала в Петерб. театральном уч-ще.
Николай Васильевич [5(17).9.1838–16(28).12.1897], актёр. Сын В. В. Самойлова (от брака с С. И. Дранше). В 1869 (после отставки с воен. службы) дебютировал в Александринском театре в роли Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского). Играл характерные бытовые роли. Павел Васильевич [29.6(11.7).1866 – 16.4.1931], актёр, засл. арт. Республики (1923). Сын В. В. Самойлова (от брака с М. А. Бибиковой, которая выступала под сценич. фамилией Спорова). С 1888 служил в театрах Петербурга под фам. Споров. Работал в театрах провинции, в 1891–93 в Театре Корша (Москва), в 1904–05 в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург). В 1900–04 и 1920–1924 в Александринском театре (с 1918 Петрогр. академич. драматич. театр). Характерный актёр; игра отличалась порывистым темпераментом, блестящей техникой: Гамлет («Гамлет» У. Шекспира), Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), Карандышев, Незнамов и Жадов («Бесприданница», «Без вины виноватые» и «Доходное место» Островского), Арбенин («Маскарад» М. Ю. Лермонтова), Уриэль Акоста («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), Астров («Дядя Ваня» А. П. Чехова), Освальд («Привидения» Г. Ибсена).