АНСА́МБЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНСА́МБЛЬ (франц. ensemble, букв. – вместе, сразу), 1) в изобразит. иск-ве и архитектуре – гармоническое единство худож. компонентов, относящихся к одному или разным видам иск-ва (живопись, скульптура, архитектура; см. в ст. Синтез искусств). В архитектуре различают градостроит., ландшафтный, интерьерный А. Могут формироваться одновременно или складываться в течение длительного времени. Важную роль играют природные условия: рельеф местности и водная среда часто включаются в градостроит., дворцово-парковые и усадебные А. (Версаль, Петродворец, Кусково и др.). А. возникает благодаря единому пространств., масштабному и ритмич. решению всех образующих его зданий, часто включает инженерные сооружения – мосты, набережные, лестницы. Каждая из частей А. чаще всего представляет собой самостоят. худож. целое. А. может строиться на подобии мотивов и элементов (А. классицизма) либо на многообразии компонентов и их контрасте (А. барокко). Для декоративно-прикладного искусства важен предметный А., строящийся на стилистич. единстве отд. произведений иск-ва (мебельный гарнитур, сервиз, костюм, ювелирные украшения и т. д.). 2) А. в театральном иск-ве – согласованность совместной игры актёров. Возрастание роли режиссёра к кон. 19 в. возвело А. в качество худож. принципа. Определяющее значение приобрёл в практике Мейнингенского театра и т. н. свободных театров, особенно МХТ. Созданная К. С. Станиславским система работы актёра над ролью (см. Станиславского система) включает общение, взаимодействие и внутр. связь актёров между собой в процессе их творчества в круг осн. условий сценич. мастерства. Начав с понятия А. как единого понимания пьесы, театр пришёл к утверждению «глубокого ансамбля» (термин Вл. И. Немировича-Данченко). А. стал средством решения сложных худож. задач (характеристика среды, эпохи, построение массовых сцен, создание эмоциональной атмосферы действия – «настроения», раскрытие «второго плана», «подтекста» и пр.). Позднее термин приобрёл более широкий смысл: гармоничное сочетание всех компонентов спектакля, подчинённых единому замыслу. 3) В музыке А. – произведение для группы исполнителей, сам исполнительский коллектив, а также процесс совместного исполнения (музицирования, игры). Применительно к фольклору, проф. музыке устной традиции А. – обозначение любого небольшого инструментального и/или вокального коллектива и его игры. В европ. музыке 18–20 вв. выработались устойчивые виды А., среди них основные – дуэт, трио или терцет, квартет, квинтет, секстет, септет, октет, нонет; некоторые из них могут входить в состав более крупного целого (оперы, оратории, кантаты). В муз.-сценич. жанрах А. – совместное исполнение вокального номера, танца двумя или более солистами, а также группа артистов, выступающая как единый худож. коллектив.