Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОРТ АЛЛЕН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФОРТ (Forte) Ал­лен (23.12.1926, Порт­ленд, штат Оре­гон – 16.10.2014, Хам­ден, штат Кон­нек­ти­кут), американский му­зы­ко­вед. Один из наи­бо­лее влия­тель­ных тео­ре­ти­ков ато­наль­ной му­зы­ки (см. Ато­наль­ность). В 1952 окон­чил Ко­лум­бий­ский университет в Нью-Йор­ке (класс ком­по­зи­ции О. Лю­нин­га и В. Уса­чев­ско­го). Пре­по­да­вал там же (1953–59), за­тем в Йель­ском ун-те (1959–2001, профессор с 1968). Ос­но­вы­ва­ясь на рас­про­стра­нён­ной в США кон­цеп­ции зву­ко­вы­сот­ных клас­сов, раз­вил собственную идею ком­плек­са, или не­упо­ря­до­чен­но­го мно­же­ст­ва, зву­ко­вы­сот­ных клас­сов (впер­вые в ста­тье: Theory of set-complexes for music // Journal of Music Theory. 1964. Vol. 8). В книге «The structure of atonal music» (1973) сфор­му­ли­ро­вал в окон­чательном ви­де тео­рию ря­дов, или сет-тео­рию (set theory; точ­нее, pitch-class set theory). С её по­мо­щью ана­ли­зи­ро­вал со­чи­не­ния А. Шён­бер­га, А. фон Ве­бер­на, А. Бер­га, О. Мес­сиа­на, И. Ф. Стра­вин­ско­го и других «пост-то­наль­ных» ком­по­зи­то­ров. Тео­рия ря­дов ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась в США, ис­поль­зу­ет­ся в пре­по­да­ва­нии музыкально-тео­ре­тических дис­ци­п­лин (сре­ди её кри­ти­ков – Р. Та­ру­скин, Дж. Перл). Ф. изу­чал так­же гар­мо­нию в американской джа­зо­вой и по­пу­ляр­ной му­зы­ке («The American popular ballad of the Golden era: 1924–1950», 1995), раз­ви­вал ана­ли­тический ме­тод Г. Шен­ке­ра.

Лит.: Ца­ре­град­ская Т. В. «Сет-тео­рия»: не­тра­ди­ци­он­ная гар­мо­ния в му­зы­коз­на­нии США // Му­зы­каль­ное об­ра­зо­ва­ние в кон­тек­сте куль­ту­ры. М., 1997; Изо­то­ва Е. А. Ма­те­ма­ти­че­ская тео­рия ря­дов и ее му­зы­каль­ная ис­то­рия // Му­зы­ка ХХ ве­ка: Во­про­сы ис­то­рии, тео­рии, эс­те­ти­ки. М., 2005.

Вернуться к началу