Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТРА́УС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 129

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Попов

ШТРА́УС (Straus) Эр­вин (11.10.1891, Франк­фурт-на-Май­не – 20.5.1975, Лек­синг­тон, штат Кен­тук­ки, США), нем.-амер. фи­ло­соф, пси­хо­лог и пси­хи­атр, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков (на­ря­ду с Х. Плес­не­ром) «эс­те­зио­ло­гии» – пси­хо­ло­гии и ан­тро­по­ло­гии чувств (ощу­щений). Изу­чал ме­ди­ци­ну в Бер­ли­не, Цю­ри­хе, Мюн­хе­не и Гёт­тин­ге­не. Ра­бо­тал в кли­ни­ках Бер­ли­на, в 1931–35 проф. Бер­лин­ско­го ун-та. С 1938 в эмиг­ра­ции в США, пре­по­да­вал в Ун-те Кен­тук­ки.

В ос­нов­ном соч. «О смыс­ле чувств» («Vom Sinn der Sinne», 1935; 2-е изд., 1956) вы­сту­пил с обос­но­ва­ни­ем фе­но­ме­но­ло­гич. пси­хо­ло­гии (см. Фе­но­ме­но­ло­гия) и кри­ти­кой всей кар­те­зи­ан­ской тра­ди­ции, за­кры­той, по Ш., для по­ни­ма­ния спе­ци­фи­ки «жи­во­го», – би­хе­вио­риз­ма и фи­зио­ло­гич. пси­хо­ло­гии 19–20 вв. (куль­ми­на­ция её – уче­ние И. П. Пав­ло­ва об ус­лов­ных реф­лек­сах) с их «ме­ха­но­морф­ным» объ­яс­не­ни­ем по­ве­де­ния че­ло­ве­ка и жи­вот­ных, эпи­фе­но­ме­на­лиз­ма геш­тальт­пси­хо­ло­гии («ещё бо­лее ра­ди­каль­но­го, чем кар­те­зи­ан­ский»), ан­тро­по­ло­гич. со­лип­сиз­ма пси­хо­ана­ли­за («мы», по Ш., пер­вич­нее «я»). «Объ­ек­тив­но­му» од­но­род­но­му про­стран­ст­ву и вре­ме­ни фи­зи­ка­ли­ст­ской пси­хо­ло­гии Ш. про­ти­во­пос­та­вил ка­че­ст­вен­но не­од­но­род­ное пе­ре­жи­вае­мое «про­стран­ст­во-вре­мя» – «даль» (Ferne) как кон­ти­ну­ум из­ме­не­ний жи­во­го су­ще­ст­ва в ак­ту­аль­но­сти его ста­нов­ле­ния («даль» об­ни­ма­ет по­лю­сы да­лё­ко­го-близ­ко­го, «здесь-там», «те­перь-то­гда»). Ш. от­вер­га­ет ана­то­мич. трак­тов­ку ощу­ще­ний (Empfindungen) как «эле­мен­тов», ре­ги­ст­ри­руе­мых «вне­те­лес­ным» субъ­ек­том («мыс­ля­щей суб­стан­ци­ей» Р. Де­кар­та) и скла­ды­вае­мых за­тем в по­зна­ва­тель­ную «мо­заи­ку» вос­при­ятия (та­ко­вы­ми они пред­ста­ют лишь в ре­зуль­та­те их объ­ек­ти­ва­ции в вос­приятии): чув­ст­во­ва­ние-ощу­ще­ние (Emp­finden), дан­ное в един­ст­ве со спон­тан­ным дви­же­ни­ем, есть пер­вич­ное це­ло­ст­ное пе­ре­жи­ва­ние жи­во­го су­ще­ст­ва в его не­раз­дель­ной ди­на­ми­че­ской («сим­па­ти­че­ской») свя­зи с ми­ром. Ощу­ще­ние объ­е­ди­ня­ет че­ло­ве­ка с жи­вот­ны­ми («сим­био­ти­че­ское по­ни­ма­ние»), мир дан здесь в не­по­сред­ст­вен­ной (доя­зы­ко­вой) фи­зио­гно­ми­ке и ме­няю­щей­ся пер­спек­ти­ве вле­ку­ще­го-от­тал­ки­ваю­ще­го, то­гда как в дис­тан­ции вос­при­ятия че­ло­век про­ры­ва­ет «го­ри­зонт» ощу­ще­ния, объ­ек­ти­ви­руя по­след­нее в язы­ке. Ощу­ще­ние и вос­при­я­тие – не разл. функ­ции, но разл. спо­со­бы ком­му­ни­ка­ции с ми­ром; они со­от­но­сят­ся как слы­ша­ние и слу­ша­ние, ка­са­ние и ощу­пы­ва­ние, как крик и сло­во и т. п. По Ш., не ощу­ще­ние, а вос­при­ятие яв­ля­ет­ся пер­вич­ной фор­мой по­знания: мир пред­ста­ёт здесь как объ­ект на­блю­де­ния. Кон­ту­ры пред­мет­но­сти, со­от­но­ше­ние аф­фек­тив­но­го («па­ти­че­ско­го») и «гно­сти­че­ско­го» мо­мен­тов мно­го­об­раз­но ме­ня­ют­ся с из­ме­не­ния­ми ха­рак­те­ра кон­так­та (ком­му­ни­ка­ции) в разл. мо­даль­но­стях ощу­ще­ния (ней­траль­ное для ви­де­ния мо­жет быть от­вра­ти­тель­ным для ося­за­ния и т. п.). Ка­ж­дая из мо­даль­но­стей ха­рак­те­ри­зу­ет­ся спе­ци­фич. фор­мой вре­ме­ни, про­стран­ст­ва, спон­тан­но­го дви­же­ния («оп­ти­че­ское про­стран­ст­во» це­ле­на­прав­лен­но­го дви­же­ния и за­да­вае­мое рит­ми­че­ским зву­ча­ни­ем «аку­сти­че­ское про­стран­ст­во» тан­ца – не­на­прав­лен­но­го дви­же­ния, об­ра­щён­но­го на се­бя, и т. п.; на­ря­ду с «пси­хо­ло­ги­ей дей­ст­вия» и «фи­зио­ло­ги­ей дви­же­ния» Ш. тре­бу­ет со­зда­ния «пси­хо­ло­гии дви­же­ния»), сво­бо­ды и за­ви­си­мо­сти (ак­тив­ность ви́­де­ния и пас­сив­ность слы­ша­ния, боль, за­го­няю­щая нас в те­ло и од­но­вре­мен­но от­чу­ж­даю­щая нас от не­го, и т. д.), дис­тан­ции (ви́­де­ние как чув­ст­во да­ли и ося­за­ние с его от­сут­ст­ви­ем «там» и не­пре­рыв­но ме­няю­щим­ся фраг­мен­тар­ным «здесь» в го­ри­зон­те пус­то­ты), фи­зи­ог­но­ми­ки, из­ме­ряе­мо­сти, со­об­щае­мо­сти и т. п. «Со­ци­аль­ные» воз­мож­но­сти разл. мо­даль­но­стей – те­ма «со­цио­ло­гии чувств» (ин­тим­ность ося­за­ния; воз­мож­ность со­вме­ст­ной на­прав­лен­но­сти на что-ли­бо в ви́­де­нии; пре­воз­мо­гаю­щая си­ла зву­ча­ния, за­хва­ты­ваю­щая ог­ром­ное мно­же­ст­во лю­дей, и т. п.). Един­ст­во чувств, про­яв­ляю­щее­ся, в ча­ст­но­сти, в си­не­сте­зии (на­ли­чии «со­ощу­ще­ний» др. мо­даль­но­стей), не мо­жет быть вы­ве­де­но ни из внеш­них «сти­му­лов» (цвет, звук, за­пах и т. д.), ни из спо­со­бов их фи­зич. воз­дей­ст­вия (зву­ко­вые, элек­тро­маг­нит­ные вол­ны), ни из фи­зио­ло­гии ор­га­нов вос­при­ятия, оно ко­ре­нит­ся в един­ст­ве пе­ре­жи­ваю­ще­го (ощу­щаю­ще­го) субъ­ек­та и мо­жет быть по­ня­то, та­ким об­ра­зом, толь­ко пси­хо­ло­ги­че­ски. «Даль» как про­стран­ст­вен­но-вре­мен­на́я фор­ма, в ко­то­рой раз­вёр­ты­ва­ет­ся ощу­ще­ние, са­ма не ощу­ща­ет­ся, она со­от­но­си­тель­на с воз­мож­но­стя­ми дви­же­ния-чув­ст­во­ва­ния жи­во­го су­ще­ст­ва (раз­лич­ны­ми в за­ви­си­мо­сти от его по­зы, со­стоя­ния, от то­го, боль­но оно или здо­ро­во, и т. п.).

Ав­тор пси­хо­ло­гич. и фи­лос.-ан­тро­поло­гич. ра­бот по про­бле­мам вну­ше­ния (1925), сты­да (1933), пря­мо­хо­ж­де­ния че­ло­ве­ка (1949) и др.

Соч.: Geschehnis und Erlebnis. B., 1930; Psy­chologie der menschlichen Welt: Ge­sam­melte Schriften. B., 1960.

Вернуться к началу