Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭФИО́ПСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 515

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Гусарова

ЭФИО́ПСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ (офиц. на­зва­ние Эфи­оп­ская пра­во­слав­ная цер­ковь «Со­еди­не­ния»), од­на из древ­ней­ших вост. хри­сти­ан­ских Церк­вей. Ка­но­нич. тер­ри­то­рия Э. ц. ох­ва­ты­ва­ет Эфио­пию; в её со­став вхо­дят 44 епар­хии. Гла­ва – пат­ри­арх абу­на Мат­фей (с 2013). Ка­фед­ра пат­ри­ар­ха – в г. Ад­дис-Абе­ба.

При­ня­тие хри­сти­ан­ст­ва в Эфио­пии свя­зы­ва­ют с про­по­ве­дью ап. Фи­лип­па и дея­тель­но­стью сир. куп­цов Фру­мен­тия (впо­след­ст­вии аб­ба Са­ла­ма, 1-й епи­скоп Ак­су­ма) и Афа­на­сия и ле­ген­дар­ных ак­сум­ских ца­рей Аб­ра­хи и Ац­бе­хи (см. Ак­сум­ское цар­ст­во). Со­глас­но эпи­гра­фич. ис­точ­ни­кам, хри­сти­ан­ст­во ут­вер­ди­лось в Ак­су­ме при ца­ре Эза­не в сер. 4 в. Ме­ст­ные хри­сти­ан­ские об­щи­ны вхо­ди­ли в со­став ми­тро­по­лии Копт­ской церк­ви. Как и Копт­ская цер­ковь, Э. ц. при­зна­ёт толь­ко 3 пер­вых Все­лен­ских со­бо­ра и от­вер­га­ет ре­ше­ния Хал­ки­дон­ско­го со­бо­ра (451) о двух при­ро­дах Хри­ста (см. в ст. Мо­но­фи­зит­ст­во).

Из­на­чаль­но бо­го­слу­же­ние в Э. ц. ве­лось на греч. яз., но впо­след­ст­вии пе­ре­шло на ге­эз. Рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ст­ва на Аф­ри­кан­ском Ро­ге спо­соб­ст­во­ва­ли во­ен. кам­па­нии эфи­оп. пра­ви­те­лей и дея­тель­ность мо­на­ше­ст­ва, поя­вив­ше­го­ся в 5 в. бла­го­да­ря 9 ви­зант. мис­сио­не­рам (т. н. 9 пре­по­доб­ных). По­сле упад­ка Ак­сум­ско­го цар­ст­ва Э. ц. поль­зо­ва­лась по­кро­ви­тель­ст­вом пред­ста­ви­те­лей ди­на­стии За­гуэ, по­стро­ив­ших в Ла­ли­бэ­ле гран­ди­оз­ный хра­мо­вый ком­плекс. В 1270 Э. ц. под­дер­жа­ла пе­ре­во­рот, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го к вла­сти при­шла Со­ло­мо­но­ва ди­на­стия. С 14 в. в ру­ко­вод­стве Э. ц., на­ря­ду с ми­тро­по­ли­том-коп­том, стал иг­рать важ­ную роль на­зна­чае­мый из ме­ст­но­го ду­хо­вен­ст­ва эч­че­ге, на­стоя­тель са­мо­го круп­но­го Дэб­рэ-Ли­ба­нос­ско­го мон. В этот пе­ри­од обо­ст­ри­лись бо­го­слов­ские спо­ры, вы­зы­вав­шие цер­ков­ные рас­ко­лы, о со­от­но­ше­нии Бо­же­ст­вен­но­го и че­ло­ве­че­ско­го на­чал в Ии­су­се Хри­сте. На ру­бе­же 16–17 вв. под влия­ни­ем ка­то­лич. мис­сио­неров раз­го­рел­ся кон­фликт ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми док­трин «по­ма­за­ния» (кэ­бат) и «со­еди­не­ния», за­вер­шив­ший­ся в кон. 19 в. тор­же­ст­вом по­след­них, от­ра­зив­ших суть сво­ей док­три­ны в офиц. на­зва­нии Церк­ви.

Во вре­мя пе­рио­да по­ли­тич. раз­дроб­лен­но­сти (1769–1855) ду­хов­ное влия­ние и ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние Э. ц. силь­но ос­лаб­ло. Воз­ро­ж­де­ние Церк­ви свя­за­но с объ­е­ди­не­ни­ем Эфио­пии и прав­ле­ни­ем им­пе­ра­то­ров Тео­дро­са II (1855–1868), Йо­хан­ны­са IV (1872–89) и Ме­не­ли­ка II (1889–1913). В 1926 сфор­миро­ван­ный эфи­оп. Си­нод по­про­сил копт­ско­го пат­ри­ар­ха раз­ре­шить эфи­оп. ми­тро­по­ли­ту ру­ко­по­ла­гать епи­ско­пов; в 1929 эта прось­ба бы­ла удов­ле­тво­ре­на. При имп. Хай­ле Се­лас­сие I (1930–74) был взят курс на от­де­ле­ние Э. ц. от Копт­ской церк­ви, не­смот­ря на про­тес­ты ря­да копт­ских ие­рар­хов и эфи­оп. тра­ди­цио­на­ли­стов. 28.6.1959 в при­сут­ст­вии имп. Хай­ле Се­лас­сие I и пре­зи­ден­та Егип­та Га­ма­ля Аб­дель На­се­ра Копт­ский пат­ри­арх Ки­рилл VI воз­вёл эч­че­ге Ва­си­лия (Ба­сэлйо­са) в сан пат­ри­ар­ха Эфи­оп­ской церк­ви.

По­сле па­де­ния мо­нар­хии в 1974 со­циа­ли­стич. ре­жим Мен­ги­сту Хай­ле Ма­ри­ама пре­сле­до­вал ве­рую­щих. Его свер­же­ние си­ла­ми эрит­рей­ских груп­пи­ро­вок при­ве­ло к про­воз­гла­ше­нию не­за­ви­си­мо­сти Эрит­реи и к от­де­ле­нию от Э. ц. Эрит­рей­ской церк­ви (1998).

Лит.: Бо­ло­тов В. Не­сколь­ко стра­ниц из Цер­ков­ной ис­то­рии Эфио­пии. II: Бо­го­слов­ские спо­ры в Эфи­оп­ской Церк­ви // Хри­сти­ан­ское чте­ние. 1888. № 7–8, 11–12; The Church of Ethiopia. A panorama of history and spiritual life. Addis Ababa, 1970; Taddesse Tamrat. Church and state in Ethiopia 1270–1527. Oxf., 1972; Beyene Y. La dottrina della Chiesa Etiopica e il «Libro del Mistero» di Giyorgis di Saglā // Rassegna di Studi Etiopici. 1989. Vol. 33; Гу­са­ро­ва Е. В. Цар­ская власть и Цер­ковь в Эфио­пии в кон­це XVIII в. (По дан­ным хро­ни­ки Так­ла Ги­ор­ги­са I из ру­ко­пи­си Orient. 821 Бри­тан­ской биб­лио­те­ки) // Вест­ник Пра­во­слав­но­го Свя­то-Ти­хо­нов­ско­го гу­ма­ни­тар­но­го уни­вер­си­те­та. Сер. 3. Фи­ло­ло­гия. 2013. Вып. 5.

Вернуться к началу