Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕ́ЙЕРБАХ ЛЮДВИГ АНДРЕАС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 241-242

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФЕ́ЙЕРБАХ (Feuerbach) Люд­виг Ан­д­ре­ас (28.7.1804, Ланд­схут, Ба­ва­рия – 13.9.1872, Ре­хен­берг, близ Нюрн­бер­га), нем. фи­ло­соф. Сын юрис­та А. Фей­ер­ба­ха. В 1823 по­сту­пил на бо­го­слов­ский ф-т Гей­дель­берг­ско­го ун-та, че­рез год, раз­оча­ро­вав­шись в бо­го­сло­вии, пе­ре­шёл в Бер­лин­ский ун-т, где в 1824–26 слу­шал лек­ции Г. В. Ф. Ге­ге­ля. С 1828 при­ват-до­цент Эр­лан­ген­ско­го ун-та, уво­лен в 1830 по­сле опуб­ли­ко­ва­ния «Мыс­лей о смер­ти и бес­смер­тии» («Ge­danken über Tod und Unsterblich­keit»), в ко­то­рых от­вер­га­лось лич­ное бес­смер­тие. С 1830 вёл уе­ди­нён­ную жизнь (в 1836–1859 поч­ти без­вы­езд­но в дер. Брук­берг, где его же­на бы­ла сов­ла­де­ли­цей не­боль­шой фар­фо­ро­вой фаб­ри­ки), пуб­ли­куя свои фи­лос. со­чи­не­ния: «К кри­ти­ке фи­ло­со­фии Ге­ге­ля» (1839, рус. пер. 1923), «Сущ­ность хри­сти­ан­ст­ва» («Das Wesen des Christenthums», 1841, рус. пер. Лон­дон, 1861, 1906, 1926) – гл. труд, ока­зав­ший силь­ней­шее влия­ние на его современ­ни­ков, «Пред­ва­ри­тель­ные те­зи­сы к ре­фор­ме фи­ло­со­фии» («Vorläufige Thesen zur Reform der Philosophie», 1842, рус. пер. 1922), «Ос­нов­ные по­ло­же­ния фи­ло­со­фии бу­ду­ще­го» («Grundsätze der Philosophie der Zukunft», 1843, рус. пер. 1923). В пе­ри­од Ре­во­лю­ции 1848–49 в Гер­ма­нии Ф. про­чи­тал в Гей­дель­берг­ской ра­ту­ше в 1848–49 «Лек­ции о сущ­но­сти ре­ли­гии» («Vorlesungenüber das We­sen der Religion», 1851, рус. пер. 1926).

Пер­во­на­чаль­ное влия­ние Ге­ге­ля (дис. «О еди­ном, все­об­щем и бес­ко­неч­ном ра­зу­ме» – «De ratione una, universali, in­fi­ni­ta», 1828) по­сте­пен­но сме­ни­лось от­хо­дом от ге­ге­лев­ско­го идеа­лиз­ма как «ра­цио­наль­ной тео­ло­гии» (в рус­ле об­щей эво­лю­ции ле­во­го ге­гель­ян­ст­ва) и обос­но­ва­ни­ем ан­тро­по­ло­гич. ма­те­риа­лиз­ма, пред­стаю­ще­го у Ф. ито­гом раз­ви­тия но­во­ев­роп. мыс­ли, опи­раю­щей­ся на опыт­ное ес­те­ст­во­зна­ние. Центр. за­да­чей для Ф. ста­но­вит­ся рас­кры­тие ан­тро­по­ло­гич. со­дер­жа­ния ре­ли­гии, ко­то­рая рас­смат­ри­ва­ет­ся как вы­ра­же­ние «ро­до­вой при­ро­ды» че­ло­ве­ка, как ре­зуль­тат его са­мо­от­чу­ж­де­ния, ги­по­ста­зи­ро­ва­ния его сущ­но­ст­ных свойств и чая­ний в об­ра­зе по­тус­то­рон­не­го су­ще­ст­ва. Ис­точ­ник ре­ли­гии – «серд­це» че­ло­ве­ка, внутр. мир его чувств и пе­ре­жи­ва­ний (Gemüt). «Тай­на тео­ло­гии за­клю­ча­ет­ся в ан­тро­по­ло­гии», и те­зис хри­стан­ско­го бо­го­сло­вия «Бог есть лю­бовь» оз­на­ча­ет, что лю­бовь есть «выс­шая, аб­со­лют­ная си­ла и ис­ти­на» для че­ло­ве­ка, ос­но­ва че­ло­ве­че­ско­го об­ще­жи­тия. «Хри­стос есть лю­бовь че­ло­ве­че­ст­ва к са­мо­му се­бе», «сим­вол, под ко­то­рым на­род­но­му соз­на­нию пред­став­ля­лось един­ст­во ро­да» (Избр. фи­лос. про­из­ве­де­ния. М., 1955. Т. 2. С. 79, 307). «Но­вая фи­ло­со­фия пре­вра­ща­ет че­ло­ве­ка, вклю­чая и при­ро­ду как ба­зис че­ло­ве­ка, в един­ст­вен­ный уни­вер­саль­ный и выс­ший пред­мет фи­ло­со­фии», ви­дя в че­ло­ве­ке пре­ж­де все­го це­ло­ст­ное чув­ст­вен­ное, лю­бя­щее и стра­даю­щее, стре­мя­щее­ся к сча­стью су­ще­ст­во, от­ли­чаю­щее­ся от жи­вот­ных не толь­ко ра­зу­мом, но и все­ми свои­ми чув­ст­ва­ми (в т. ч. низ­ши­ми), но­ся­щи­ми не­спе­ци­фи­че­ский, уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. Сущ­ность че­ло­ве­ка рас­кры­ва­ет­ся толь­ко в об­ще­нии его с др. людь­ми, в «диа­ло­ге ме­ж­ду Я и Ты» (Там же. М., 1955. Т. 1. С. 202–203). Во взаи­мо­от­но­ше­нии Я и Ты из­на­чаль­но при­су­щее че­ло­ве­ку стрем­ле­ние к сча­стью (ос­но­ва эв­де­мо­ни­стич. эти­ки Ф.) всту­па­ет в дву­сто­рон­нее, вза­им­ное стрем­ле­ние к сча­стью друг дру­га (свое­об­раз­ный ва­ри­ант тео­рии ра­зум­но­го – «уча­ст­ли­во­го» – эго­из­ма, раз­ви­вае­мый Ф. в его ра­бо­тах 1860-х гг.).

Ан­тро­по­ло­гич. кон­цеп­ция Ф. ока­за­ла силь­ное воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние ми­ро­воз­зре­ния К. Мар­кса и Ф. Эн­гель­са, влия­ние Ф. ис­пы­та­ли Г. Кел­лер, Р. Ваг­нер, по­свя­тив­ший ему в 1850 своё соч. «Ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние бу­ду­ще­го», в Рос­сии – А. И. Гер­цен, П. Л. Лав­ров и осо­бен­но Н. Г. Чер­ны­шев­ский. В ря­де мо­мен­тов Ф. пред­вос­хи­тил идеи позд­ней­ше­го эк­зи­стен­циа­лиз­ма (от­но­ше­ние Я и Ты и др.) и диа­лек­ти­че­ской тео­ло­гии К. Бар­та.

Соч.: Sämtliche Werke / Hrsg. von W. Bolin, F. Jodl. Stuttg., 1903–1911. Bd 1–10; Из­бран­ные фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния. М., 1955. Т. 1–2; Gesammelte Werke / Hrsg. von W. Schuf­fenhauer. B., 1967–. Bd 1–; Ис­то­рия фи­ло­со­фии. М., 1974. Т. 1–3.

Лит.: Эн­гельс Ф. Л. Фей­ер­бах и ко­нец клас­си­че­ской не­мец­кой фи­ло­со­фии // Маркс К., Эн­гельс Ф. Со­чи­не­ния. 2-е изд. М., 1961. Т. 21; Rawidowicz S. L. Feuerbachs Philo­so­phie: Ursprung und Schick­sal. 2. Aufl. B., 1964; Бы­хов­ский Б. Э. Л. Фей­ер­бах. М., 1967; Bra­un H.-J. L. Feuer­bachs Lehre vom Menschen. Stuttg., 1971; Schuffenhauer W. Feuerbach und der junge Marx. 2. Aufl. В., 1972; L. Feuer­bach / Hrsg. von E. Thies. Darmstadt, 1976; L. Feuerbach und die Philosophie der Zukunft. B., 1990; Solidarität oder Egoismus: Studien zu einer Ethik bei und nach L. Feuerbach / Hrsg. von H.-J. Braun. B., 1994; L. Feuerbach und die Fortsetzung der Aufklärung / Hrsg. von H.-J. Bra­un. Z., 2004; Иодль Ф. Л. Фей­ер­бах: Его жизнь и уче­ние. 2-е изд. М., 2009; Де­бо­рин А. М. Л. Фей­ер­бах. 2-е изд. М., 2011; Tomasoni F. L. Feuerbach: Entstehung, Entwicklung und Bedeutung seines Werks. Münster, 2015.

Вернуться к началу