Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХРИСОЭЛЕФАНТИ́ННАЯ СКУЛЬПТУ́РА

ХРИСОЭЛЕФАНТИ́ННАЯ СКУЛЬПТУ́РА (от греч. χρυσός – зо­ло­то и ἐλεφάντινον – сло­но­вая кость), тех­ни­ка из­го­тов­ле­ния скульп­тур из зо­ло­та и сло­но­вой кос­ти. Как не­боль­шие ста­ту­эт­ки, так и мо­ну­мен­таль­ные ста­туи в этой тех­ни­ке со­стоя­ли из де­рев. кар­ка­са, на ко­то­рый на­клеи­ва­лись пла­сти­ны из сло­но­вой кос­ти, изо­бра­жав­шие об­на­жён­ные час­ти те­ла; из зо­ло­та ис­пол­ня­лись оде­ж­да и во­ло­сы, ис­поль­зо­ва­лись так­же дра­го­цен­ные кам­ни и стек­ло. Х. с. ха­рак­тер­на для ан­тич­но­го сре­ди­зем­но­мор­ско­го иск-ва, са­мые ран­ние па­мят­ни­ки да­ти­ру­ют­ся 2-м тыс. до н. э., сво­его рас­цве­та дос­тиг­ла в др.-греч. иск-ве пе­рио­дов ар­хаи­ки и клас­си­ки. В этой тех­ни­ке ра­бо­та­ли Ле­о­хар, Ка­ла­мид, По­ли­клет, про­слав­лен­ным мас­те­ром был Фи­дий, соз­дав­ший ста­тую Зев­са в Олим­пии и ста­тую Афи­ны Пар­фе­нос для Пар­фе­но­на. Па­мят­ни­ки Х. с. со­хра­ни­лись в отд. фраг­мен­тах (го­ло­ва ста­туи Апол­ло­на, 6 в. до н. э., Ар­хео­ло­гич. му­зей, Дель­фы). Х. с. воз­ро­ди­лась в де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном иск-ве сти­ля мо­дерн.

Лит.: Lapatin K. D. S. Chryselephantine statuary in the ancient Mediterranean world. Oxf.; N. Y., 2001.

Вернуться к началу