Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХИ́НДЕМИТ ПАУЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 79-80

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




П. Хиндемит.

ХИ́НДЕМИТ (Hindemith) Па­уль (16.11.1895, Ха­нау, близ Франк­фур­та-на-Май­не – 28.12.1963, Франк­фурт-на-Май­не), нем. ком­по­зи­тор, тео­ре­тик му­зы­ки, аль­тист, ди­ри­жёр. В 1913 окон­чил Франк­фурт­скую конс. по клас­сам скрип­ки А. Реб­не­ра и ком­по­зи­ции Б. Зек­ле­са (до 1912 обу­чал­ся у А. Мен­дель­со­на). В 1915–21 2-й скри­пач в квар­те­те Реб­не­ра. В 1921–29 аль­тист в квар­те­те Л. Ама­ра, с ко­то­рым га­ст­ро­ли­ро­вал во мно­гих стра­нах (в 1927 – в СССР). Ус­пеш­ное ис­пол­не­ние 3-го струн­но­го квар­те­та на До­нау­эшин­ген­ском фес­ти­ва­ле совр. му­зы­ки (1921), а так­же скан­даль­ные пре­мье­ры экс­прес­сио­ни­ст­ских опер «Убий­ца, на­де­ж­да жен­щин», «Нуш-Ну­ши» (обе 1921) и «Свя­тая Су­сан­на» (1922; все – Штут­гарт) по­ло­жи­ли на­ча­ло из­вест­нос­ти Х.-ком­по­зи­то­ра. В 1927–37 пре­по­да­вал в Выс­шей шко­ле му­зы­ки в Бер­ли­не (ком­по­зи­ция, тео­рия му­зы­ки). С при­хо­дом к вла­сти на­цис­тов не­ко­то­рые со­чи­не­ния Х. бы­ли за­пре­ще­ны к ис­пол­не­нию в Гер­ма­нии как об­раз­цы «куль­тур­боль­ше­виз­ма» и «де­ге­не­ра­тив­но­го ис­кус­ст­ва», са­мо­го же ком­по­зи­то­ра Й. Геб­бельс за­клей­мил (в пуб­лич­ной ре­чи 1934) как «ато­наль­но­го шу­мо­про­из­во­ди­те­ля». В 1938 Х. эмиг­ри­ро­вал в Швей­ца­рию, в 1940 пе­ре­ехал в США, где в 1940–53 пре­по­да­вал ком­по­зи­цию и муз.-тео­ре­тич. дис­ци­п­ли­ны в Йель­ском уни­вер­си­те­те. В 1946 по­лу­чил амер. гра­ж­дан­ст­во, но в 1953 вер­нул­ся в Ев­ро­пу (жил пре­им. в Швей­ца­рии). С 1947 на­чал дири­жёр­скую карь­е­ру, вы­сту­пал с Вен­ским, Бер­лин­ским и Нью-Йорк­ским фи­лар­мо­ни­че­ски­ми, Чи­каг­ским и Лон­дон­ским сим­фо­ни­че­ски­ми ор­ке­ст­ра­ми, ис­пол­няя гл. обр. соб­ств. про­из­ве­де­ния.

Один из ве­ду­щих ев­роп. ком­по­зи­то­ров 1-й пол. 20 в. Ра­бо­тал прак­ти­че­ски во всех жан­рах со­вре­мен­ной ему му­зы­ки. Сре­ди про­из­ве­де­ний для муз. те­ат­ра: опе­ры – «Ху­дож­ник Ма­тис» (о М. Грю­не­валь­де; соч. 1935, пост. – Цю­рих, 1938), «Кар­диль­як» (по но­вел­ле Э. Т. А. Гоф­ма­на; Дрез­ден, 1926; 2-я ред. – Цю­рих, 1952), «Но­во­сти дня» (Бер­лин, 1929), «Гар­мо­ния ми­ра» (Мюн­хен, 1957) и др.; ба­ле­ты – «Тро­ич­ный ба­лет» (три кар­ти­ны, три гл. тан­цо­ра, тро­ич­ное един­ст­во тан­ца, му­зы­ки и кос­тю­ма и т. д.; Штут­гарт, 1922), «Бла­го­род­ней­шее ви­де­ние» («Nobilissima visione», о жиз­ни Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го; Лон­дон, 1938), «Иро­диа­да» (Ва­шинг­тон, 1944). Наи­бо­лее из­вест­ные со­чи­не­ния для ор­ке­ст­ра: сим­фо­ния «Ху­дож­ник Ма­тис» (1934, на те­ма­тич. ма­те­риа­ле од­но­им. опе­ры), «Сим­фо­ни­че­ские ме­та­мор­фо­зы тем Ве­бе­ра» (1943), сюи­та из ба­ле­та «Бла­го­род­ней­шее ви­де­ние» (1938). Из во­каль­ной му­зы­ки бо­лее др. со­чи­не­ний из­вес­тен цикл «Жи­тие Ма­рии» для со­пра­но и фп. (на сти­хи Р. М. Риль­ке; 1922; 2-я ред. 1948), из фор­те­пи­ан­ной – цикл «Ludus tonalis» (1942; в ос­но­ве ком­по­зи­ции – 12 фуг во всех то­наль­но­стях квин­то­во­го кру­га, пе­ре­ме­жаю­щих­ся ин­тер­лю­дия­ми, с пре­лю­ди­ей и по­ст­лю­ди­ей, пред­став­ляю­щей со­бой ра­ко­ход­ную ин­вер­сию пре­лю­дии). Шесть из семи про­ну­ме­ро­ван­ных про­из­ве­де­ний, но­ся­щих ав­тор­ское назв. «Kam­mer­musik» (1922–27), пред­став­ля­ют со­бой кон­цер­ты для со­ли­рую­щих ин­ст­ру­мен­тов (фп., вио­лон­че­ли, скрип­ки, аль­та, ви­оль д’амур, ор­га­на) с ка­мер­ным ор­ке­ст­ром. Из об­шир­но­го аль­то­во­го ре­пер­туа­ра, соз­дан­но­го Х., ча­ще дру­гих ис­пол­ня­ет­ся не­боль­шая сюи­та «Тра­ур­ная му­зы­ка» (1936). Х. экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с но­вы­ми муз. ин­ст­ру­мен­та­ми (цикл пьес «Лю­бим­цы ма­лень­ко­го элек­тро­му­зы­кан­та», 1930, и др. со­чи­не­ния для трау­то­ниу­ма – про­об­ра­за син­те­за­то­ра), но так­же об­ра­щал­ся и к бы­то­вой му­зы­ке (сб. «Во­каль­ная и ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка для лю­би­те­лей и дру­зей му­зы­ки», 1929). Не­ко­то­рые со­чи­не­ния Х. тра­ди­ци­он­но счи­та­ют­ся нео­клас­си­че­ски­ми (напр., «Ка­мер­ная му­зы­ка № 1» с чер­та­ми ба­роч­но­го кон­чер­то грос­со; опе­ра «Ху­дож­ник Ма­тис»), хо­тя сам ком­по­зи­тор не от­но­сил своё твор­че­ст­во к не­оклас­си­циз­му и воз­ра­жал про­тив са­мой идеи сти­ли­за­ции про­шло­го. Х. – один из круп­ней­ших мас­те­ров-по­ли­фо­ни­стов 20 в., осо­бен­но в позд­нем твор­че­ст­ве, напр. в «Ludus tonalis», в Сим­фо­нии in B и сим­фо­нии «Гар­мо­ния ми­ра» (обе 1951). Не­смот­ря на об­ви­не­ния в «ато­на­лиз­ме», ни­ко­гда не вы­хо­дил за пре­де­лы то­наль­но­сти, но су­ще­ст­вен­но мо­ди­фи­ци­ро­вал её (по Ю. Н. Хо­ло­по­ву, ти­по­ло­ги­че­ски зву­ко­вы­сот­ная сис­те­ма Х. – раз­но­вид­ность «12-то­но­вой то­наль­но­сти»). Ли­шён­ный яр­ко­го ме­ло­дич. да­ро­ва­ния, Х. час­то за­им­ст­во­вал и эф­фект­но раз­ра­ба­ты­вал те­мы на­род­ной (нем., англ., франц.), при­клад­ной (гри­го­ри­ан­ские и лю­те­ран­ские хо­ра­лы, вен­ский вальс) и ком­по­зи­тор­ской (Л. ван Бет­хо­вен, К. М. фон Ве­бер, П. Си­гер) му­зы­ки.

Х. – ав­тор ори­ги­наль­но­го уче­ния о гар­мо­нии «Unterweisung im Tonsatz» («На­став­ле­ние в ком­по­зи­ции», Tl 1, 1937), в ко­то­ром пы­тал­ся со­гла­со­вать «при­род­ные ос­но­ва­ния» ин­тер­ва­лов и ак­кор­дов (с при­вле­че­ни­ем на­ту­раль­но­го зву­ко­ря­да, рас­ши­рен­но трак­то­ван­ных ос­нов­но­го то­на, ком­би­на­ци­он­ных то­нов и др. фи­зич. ка­те­го­рий) с их му­зы­каль­но-ло­гич. во­пло­ще­ни­ем. В мно­го­го­лос­ной ком­по­зи­ции ба­зо­вую роль Х. от­во­дит «гос­под­ствую­ще­му двух­го­ло­сию» (über­ge­ordnete Zweistim­migkeit) – т. е. ме­ло­дии и ба­со­во­му го­ло­су, а раз­вёр­ты­ва­ние её во вре­ме­ни рас­смат­ри­ва­ет как «гар­мо­ни­че­ский рель­еф» (harmonisches Ge­fälle) – сме­ну гар­мо­нич. на­пря­же­ний раз­ной си­лы. Х. пред­став­ля­ет свою кон­цеп­цию гар­мо­нии как уни­вер­саль­ную, по­ка­зы­вая её дей­ст­вен­ность на об­шир­ном муз. ма­те­риа­ле от гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла и Г. де Ма­шо до со­вре­мен­но­сти (со­чи­не­ния А. Шён­бер­га и са­мо­го Х.), ко­то­рый по­сле­до­ва­тель­но ана­ли­зи­ру­ет­ся по спец. ме­то­ди­ке.

Лит.: Бе­ля­ев В. П. Хин­де­мит. Л., 1927; Хо­ло­пов Ю. Н. О трех за­ру­беж­ных сис­те­мах гар­мо­нии // Му­зы­ка и со­вре­мен­ность. М., 1966. Вып. 4; Ле­вая Т. Н., Ле­он­ть­е­ва О. Т. П. Хин­де­мит. Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1974; П. Хин­де­мит. Ста­тьи и ма­те­риа­лы / Ред.-сост. И. Пруд­ни­ко­ва. М., 1979; Luttmann S. P. Hindemith: A research and information guide. N. Y., 2009.

Вернуться к началу