Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕМИНГУЭ́Й ЭРНЕСТ МИЛЛЕР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 23-24

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский

ХЕМИНГУЭ́Й (Hemingway) Эр­нест Мил­лер (21.7.1899, Ок-Парк, близ Чи­ка­го – 2.7.1961, Кет­чем, штат Ай­да­хо), амер. пи­са­тель, жур­на­лист. Сын вра­ча. По окон­ча­нии шко­лы (1917) ра­бо­тал ре­пор­тё­ром в про­винц. из­да­ни­ях. Не су­мев по со­стоя­нию здо­ро­вья всту­пить в ар­мию США, в 1918 слу­жил во­ди­те­лем-доб­ро­воль­цем в от­ря­де амер. Крас­но­го Кре­ста на австр.-итал. фрон­те, по­лу­чил тя­жё­лое ра­не­ние. В 1920–24 со­труд­ник газ. «To­ronto Star», в ка­че­ст­ве кор­рес­пон­ден­та ко­то­рой от­пра­вил­ся в Ев­ро­пу. Жур­на­лист­ская ра­бо­та сыг­ра­ла важ­ную роль в ста­нов­ле­нии лит. сти­ля Х. с ха­рак­тер­ной для не­го внеш­ней без­эмо­цио­наль­но­стью, с под­чёрк­ну­тым вни­ма­ни­ем к де­та­лям и фак­ту. Ин­те­рес к жур­на­ли­сти­ке со­хра­нял­ся у Х. на про­тя­же­нии всей жиз­ни, а его ре­пор­та­жи, ста­тьи и очер­ки ста­ли об­раз­ца­ми жур­на­ли­ст­ско­го мас­тер­ст­ва.

Об­ще­ние Х. с Дж. Джой­сом, Г. Стайн, Ш. Ан­дер­со­ном, Э. Па­ун­дом, Ф. С. Фицд­же­рал­дом, П. Пи­кас­со и др. в Па­ри­же, где он жил до 1928 и где вы­хо­ди­ли его пер­вые кни­ги, в зна­чит. сте­пе­ни оп­ре­де­ли­ло ин­те­рес Х. к лит. экс­пе­ри­мен­там, к стрем­ле­нию вы­ра­бо­тать но­вую по­ве­ст­во­ват. тех­ни­ку, что на­шло от­ра­же­ние в сб. «Три рас­ска­за и де­сять сти­хо­тво­ре­ний» («Three short stories and ten poems», 1923), а так­же в сб. «В на­ше вре­мя» («In our time», 1924, рус. пер. 1934), со­стоя­щем из рас­ска­зов и ми­ниа­тюр. В этот пе­ри­од в твор­че­ст­ве Х. по­яв­ля­ет­ся фи­гу­ра ав­то­био­гра­фич. ге­роя – мо­ло­до­го аме­ри­кан­ца с осо­бым ро­ман­тич. взгля­дом на мир, тон­ко чув­ст­вую­ще­го при­ро­ду и не при­ни­маю­ще­го бес­че­ло­веч­ность ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, внутр. мо­но­лог ко­то­ро­го от­ме­чен осо­бой ис­по­ве­даль­ной ин­то­на­ци­ей.

Лит. из­вест­ность Х. при­нёс ро­ман «И вос­хо­дит солн­це» [«The sun also rises», 1926; в од­но­врем. англ. из­да­нии – «Фие­ста» («Fiesta»), 1927; рус. пер. 1935] о мо­ло­дых аме­ри­кан­цах и ев­ро­пей­цах, про­шед­ших че­рез 1-ю ми­ро­вую вой­ну, ко­то­рые ут­ра­ти­ли ощу­ще­ние смыс­ла бы­тия и без­ус­пеш­но пы­та­ют­ся за­быть­ся в ал­ко­го­ле и пус­тых раз­вле­че­ни­ях; в эпи­гра­фе к ро­ма­ну Х. упот­ре­бил сло­во­со­че­та­ние «по­те­рян­ное по­ко­ле­ние», ко­то­рое ста­ло обо­зна­че­ни­ем це­лой груп­пы пи­са­те­лей по­сле­во­ен­но­го вре­ме­ни. Ус­пех имел и ро­ман «Про­щай, ору­жие!» («A farewell to arms!», 1929, рус. пер. 1936), по­вест­вующий об американце, находящемся на итал. фронте; пред­при­ня­тая им по­пыт­ка бежать от ужа­сов вой­ны, что­бы со­хра­нить не­ожи­дан­но воз­ник­шую лю­бовь, за­вер­ша­ет­ся тра­ге­ди­ей – по­те­рей воз­люб­лен­ной и но­во­ро­ж­дён­но­го ре­бён­ка в мир­ной и бла­го­по­луч­ной Швей­ца­рии. Ха­рак­тер­ные для ро­ма­на тон­кий пси­хо­ло­гизм, убе­ди­тель­ность диа­ло­гов, важ­ней­шая роль под­тек­ста ста­но­вят­ся при­ме­та­ми зре­ло­сти Х.-по­ве­ст­во­ва­те­ля. Те же чер­ты про­яви­лись в сб-ках рас­ска­зов «Муж­чи­ны без жен­щин» («Men without women», 1927), «По­бе­ди­тель не по­лу­ча­ет ни­че­го» («Winner take nothing», 1933, рус. пер. 1934), очер­ко­во-пуб­ли­ци­стич. и ав­то­био­гра­фич. кни­гах «Смерть по­сле по­луд­ня» («Death in the afternoon», 1932, рус. пер. 1934), «Зе­лё­ные хол­мы Аф­ри­ки» («Green hills of Africa», 1935, рус. пер. 1959), рас­ска­зе «Сне­га Ки­ли­манд­жа­ро» («The snows of Kilimanja­ro», 1936) и др.

Ин­те­ре­сом к со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­бле­ма­ти­ке от­ме­че­но твор­че­ст­во Х. 2-й пол. 1930-х гг., и пре­ж­де все­го ро­ман «Иметь и не иметь» («То have and have not», 1937, рус. пер. 1938). Осо­бую роль в жиз­ни Х. сыг­ра­ли со­бы­тия в Ис­па­нии 1936–39. От­пра­вив­шись ту­да в ка­че­ст­ве кор­рес­пон­ден­та, он стал не толь­ко сви­де­те­лем борь­бы рес­пуб­ли­кан­цев и ин­тер­бри­га­дов­цев про­тив войск ген. Ф. Фран­ко, но и не­по­средств. уча­ст­ни­ком отд. во­ен. опе­ра­ций, ак­тив­ным за­щит­ни­ком рес­пуб­ли­кан­ской Ис­па­нии на пи­са­тель­ских кон­грес­сах и в амер. га­зе­тах. Исп. те­ма на­шла от­ра­же­ние в пье­се «Пя­тая ко­лон­на» («The fifth сolumn», 1938, рус. пер. 1939), сце­на­рии филь­ма «Ис­пан­ская зем­ля» («The spanish earth», 1937) и др. Наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ние это­го пе­рио­да – ро­ман «По ком зво­нит ко­ло­кол» («For whom the bell tolls», 1940, рус. пер. 1968), в ко­то­ром чис­то­та че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, су­ро­вая кра­со­та исп. при­ро­ды, глу­бо­кий пси­хо­ло­гизм по­ве­ст­во­ва­ния, эк­зо­тич. ко­ло­рит жиз­ни пар­ти­зан соз­да­ют осо­бую ат­мо­сфе­ру кни­ги, счи­таю­щей­ся од­ним из луч­ших об­раз­цов амер. реа­лиз­ма 20 в.

В кон. 1930-х – 1-й пол. 1940-х гг. Х. во­вле­чён в ак­тив­ную жур­на­ли­ст­скую дея­тель­ность; как кор­рес­пон­дент по­се­ща­ет Ки­тай, по­сле на­ча­ла 2-й ми­ро­вой вой­ны уча­ст­ву­ет в по­ис­ке на­ци­ст­ской аген­тур­ной се­ти на Ку­бе, обо­ру­ду­ет свою ях­ту для охо­ты за нем. под­вод­ны­ми лод­ка­ми в Ат­лан­ти­ке, от­прав­ля­ет­ся в ка­че­ст­ве во­ен. кор­рес­пон­ден­та в Ев­ро­пу, где уча­ст­ву­ет в вы­сад­ке со­юз­нич. войск во Фран­ции, в бое­вых дей­ст­ви­ях по ос­во­бо­ж­де­нию Па­ри­жа.

По­сле­во­ен­ный пе­ри­од твор­че­ст­ва Х. от­ме­чен за­мет­ным спа­дом: ро­ман «За ре­кой в те­ни де­ревь­ев» («Across the river and into the trees», 1950, рус. пер. 1960) о люб­ви ста­рею­ще­го ге­роя к юной кра­са­ви­це. В но­вел­ле «Ста­рик и мо­ре» («The old man and the sea», 1952, рус. пер. 1955) Х. су­мел под­нять­ся до уров­ня луч­ших сво­их про­из­ве­де­ний, по­ка­зав ге­ро­изм че­ло­ве­ка в борь­бе со сти­хи­ей и внеш­ни­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми. За­тя­нув­шая­ся де­прес­сия, за­ста­ре­лый ал­ко­го­лизм, пси­хо­ло­гич. кри­зис ста­ли при­чи­ной са­мо­убий­ст­ва пи­са­те­ля. По­смерт­но опуб­ли­ко­ва­ны ро­ма­ны: «Празд­ник, ко­то­рый все­гда с то­бой» («A moveable feast», 1964, рус. пер. 1964) о Па­ри­же 1920-х гг.; «Ост­ро­ва в океа­не» («Islands in the stream», 1970, не за­вер­шён; рус. пер. 1971), «Рай­ский сад» («The garden of Eden», 1986, рус. пер. 1991) и др.

Но­бе­лев­ская пр. (1954), Пу­ли­це­ров­ская пр. (1953).

Соч.: Избр. про­из­ве­де­ния: В 2 т. М., 1959; Собр. соч.: В 4 т. М., 1981–1982; The com­plete short stories. N. Y., 1998; Four novels. N. Y., 2011.

Лит.: Хе­мин­гу­эй в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. М., 1994; Hemingway and the mechanism of fame: statements, public letters, introductions, forewords, prefaces, blurbs, reviews, and endorsements / Ed. M. J. Bruccoli, J. S. Baughman. Columbia, 2006; Чер­та­нов М. Хе­мин­гу­эй. М., 2010; Lamb R. P. Art matters: Hemingway, craft, and the creation of the modern short story. Baton Rouge, 2010; Gris­som C. E. E. Hemingway: A descriptive biblio­graphy. New Castle, 2011.

Вернуться к началу