Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕ́ЙЗЕ ПАУЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 15

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

ХЕ́ЙЗЕ (Heyse) Па­уль (15.3.1830, Бер­лин – 2.4.1914, Мюн­хен), нем. пи­са­тель. Сын про­фес­со­ра фи­ло­ло­гии. Изу­чал клас­сич. и ро­ман­скую фи­ло­ло­гию, ис­торию ис­кусств в Бер­лин­ском и Бонн­ском (1847–51) ун-тах. Один из ли­де­ров Мюн­хен­ско­го круж­ка по­этов, в ко­то­ром ут­вер­жда­лись идеи ис­кус­ст­ва для ис­кус­ст­ва. В твор­че­ст­ве Х. со­че­та­ют­ся чер­ты позд­не­го ро­ман­тиз­ма и би­дер­май­е­ра. Зна­ток ис­кус­ст­ва, Х. об­ра­щал­ся к ев­роп. ху­дож. на­сле­дию в по­ис­ках кра­со­ты, идеа­ла, веч­ных тем. Пи­сал в раз­ных жан­рах, осо­бен­но из­вест­ны его но­вел­лы. Ран­ние но­вел­лы Х. от­ме­че­ны пси­хо­ло­гиз­мом и бе­зы­скус­ст­вен­но­стью; в них жи­во­пи­су­ют­ся стра­ст­ные, вы­даю­щие­ся на­ту­ры; важ­ную роль иг­ра­ет пей­заж: «Ар­ра­биа­та» («L’arrabiata», 1853), «Де­вуш­ка из Треп­пи» («Das Mädchen von Treppi», 1855), «На бе­ре­гу Тиб­ра» («Am Tiberu­fer», 1855) и др. Со вре­ме­нем в сю­же­ты но­велл про­ни­ка­ют мис­тич. мо­ти­вы, по­яв­ля­ют­ся об­ра­зы при­зра­ков; час­то обыг­ры­ва­ют­ся лит. сю­же­ты, напр. сю­жет «Ле­но­ры» Г. А. Бюр­ге­ра в но­вел­ле «Пре­крас­ная Аби­гайль» («Die schöne Abigail», 1892). Ши­ро­кой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лась по­эзия Х.: сб-ки «Сти­хо­тво­ре­ния из Ита­лии» («Verse aus Itali­en», 1880), «Пес­ни и кар­ти­ны» («Lieder und Bilder», 1877) и др.; мн. сти­хо­тво­ре­ния Х. по­ло­же­ны на му­зы­ку (сре­ди ком­по­зи­то­ров – Р. Шу­ман, И. Брамс и др.). Ро­ма­ны Х. об­ра­ще­ны к про­бле­ме взаи­мо­от­но­ше­ния по­ко­ле­ний, к во­про­сам твор­че­ст­ва: «Де­ти ве­ка» («Kinder der Welt», 1873, рус. пер. 1873), «Мер­лин» («Merlin», 1892) и др. Наи­боль­ший ин­те­рес пред­став­ля­ет ро­ман «В раю» («Im Paradiese», 1875, рус. пер. 1876), в ко­то­ром кар­ти­ны жиз­ни мюн­хен­ских скульп­то­ров и жи­во­пис­цев со­че­та­ют­ся с раз­мыш­ле­ния­ми ав­то­ра об ис­кус­ст­ве. Ав­тор драм на ис­то­рич. и биб­лей­ские сю­же­ты – «Люд­виг Ба­вар­ский» («Lud­wig der Baier», 1862); «Ма­рия из Ма­г­да­лы» («Maria von Magdala», 1899); ав­то­био­гра­фии «Вос­по­ми­на­ния юно­сти и при­зна­ния» («Jugenderinnerungen und Be­kenntnisse», 1900). Из­дал совм. с Г. Кур­цем сб. «Со­кро­ви­ща не­мец­кой но­вел­лы» («Deutscher Novellenschatz», 1871–76); мно­го сде­лал для зна­ком­ст­ва нем. чи­та­те­ля с итал. лит-рой свои­ми пе­ре­во­да­ми и из­да­ния­ми ан­то­ло­гий сти­хов и но­велл. Но­бе­лев­ская пр. (1910).

Соч.: Хей­зе П. Но­вел­лы. – Шпит­те­лер К. Избр. про­из­ве­де­ния. М., 1999.

Лит.: Kemmerich G. P. Heyse als Roman­schrif­tsteller. Oldenburg, 1928; Гуг­нин А. А. П. Хей­зе, ро­ман­тик би­дер­май­е­ра // Хей­зе П. Но­вел­лы. – Шпит­те­лер К. Избр. про­из­ве­де­ния. М., 1999; P. Heyse: Eine Bibliographie seiner Werke / Hrsg. M. Werner. Hildesheim, 1978.

Вернуться к началу