Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́ЙЛИ ТЕРРИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

РА́ЙЛИ (Riley) Терри (Терренс Митчелл) (р. 24.6.1935, Колфакс, штат Калифорния), американский композитор и пианист. Один из крупнейших представителей минимализма. В 1957 окончил Университет штата Калифорния в Сан-Франциско (бакалавр; по классу фортепиано А. Боллера), в 1961 – Калифорнийский университет в Беркли (магистр; классы композиции С. Шифрина и У. Денни). В 1962 выступил как соучредитель Центра магнитофонной музыки Сан-Франциско (San Francisco Tape Music Center). С 1970 брал уроки индийского классического вокала у Прана Ната (школа кирана гарана). Преподавал индийскую классическую музыку в учебных заведениях США (с 1971), в Дели (с 1993). Штатный композитор Атлантического центра искусств в Нью-Смирна-Бич (штат Флорида, 1992). Как пианист и дирижёр выступал с исполнением собственных сочинений в США (в т. ч. с 1967 неоднократно в Карнеги-холле) и многих странах мира (в России с 2000).

В начале 1960-х гг. увлёкся конкретной музыкой (Концерт для 2 фортепиано и 5 магнитофонов, 1960), позднее активно использовал электромузыкальные инструменты. Под влиянием стиля и эстетических идей американского композитора Ла Монте Янга (признан «провозвестником» минимализма), с которым сотрудничал с 1959, написал Струнное трио (1961), где впервые использовал репетитивную технику, ставшую характерной чертой американского минимализма. Наиболее известное минималистское сочинение Р.  «In C» (1964), его структурную основу составляют 53 фразы (англ. modules), каждую из которых музыкант инструментального ансамбля волен повторять произвольное количество раз. Исполнительский состав не специфицирован, существуют разные варианты: для ансамбля маримб, симфонического оркестра, фортепиано и др.; в грандиозной реализации этого сочинения в Карнеги-холле (2009) было занято более 100 чел., включая вокалистов, камерные инструментальные ансамбли, хор, исполнителей на европейских академических и традиционных восточных и латиноамериканских инструментах. Со 2-й пол. 1960-х гг. внедрял в нотированную музыку элементы импровизации: в пьесах «Poppy Nogood and the Phantom Band» для сопрано-саксофона, синтезатора и магнитофона (1967), «Радуга в изогнутом воздухе» («A rainbow in the curved air») для электрооргана и ударных (1968), «Persian surgery dervishes» для электрооргана (1971) и др. По заказу струнного квартета «Кронос» написал 13 сочинений, в т. ч. масштабный цикл «Мирные танцы Саломеи» протяжённостью ок. 2,5 часа (1987). В 1986 выпустил экспериментальный CD-альбом «Арфа Нового Альбиона» («The harp of New Albion»), содержание которого составил цикл из 10 пьес для фортепиано в чистом строе; эти пьесы-импровизации исполнил и записал сам Райли.

Среди других сочинений: «Jade Palace» для большого симфонического оркестра и синтезатора (1990); циклы фортепианных пьес – «Лестница в небо» (по мотивам психоделических картин А. Вёльфли, 3 тетради, 1994–2006), «Загадка Palmian-аккорда» для электроскрипки и камерного оркестра (2011; Palmian-аккорд, по Р., – кластер, сформированный из серии d, e, f, fis, gis, a, h, c); музыка к фильмам «Закрытые глаза» (1972, режиссёр Ж. Сантони), «Ничья земля» (1985, режиссёр А. Таннер).

Лит.: Strickland E. Minimalism: origins. Bloomington, 1993; Alburger M. Terry Riley. San Rafael, 1998; Potter K. Four musical minimalists. L., 2000; Carl R. Terry Riley's In C.  N. Y.; Oxf., 2009.

Вернуться к началу