Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИНК НЕМЕЦКИЕ МУЗЫКАНТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: ГЕНРИХ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ФИНК (Finck), немецкие музыканты эпохи Возрождения. Генрих (1444 или 1445, Бамберг ? – 9.6.1527, Вена), композитор и капельмейстер, один из первых известных по имени профессиональных композиторов Германии. Учился в Лейпцигском университете (с 1482). В 1498–1505 певчий капеллы Александра Ягеллончика, в её составе путешествовал по литовским и польским городам (Гродно, Тракай, Вильна, Брест, Краков). C 1510 работал при аристократических дворах в Штутгарте, Мюнхене, Зальцбурге. С 1517 руководил хором монастыря Шоттенштифт в Вене, в 1527 капельмейстер при дворе Фердинанда I Габсбурга. Относительно немногочисленные сохранившиеся сочинения относятся в основном к позднему периоду творчества (датируются после 1510): 4 мессы (авторство 5-й мессы, «Missa ferialis», оспаривается), 30 немецких полифонических (4-голосных) песен (см. Lied), многоголосные обработки литургических текстов проприя (2 магнификата и более 30 гимнов, 4 из них написаны на знаменитый текст «Veni Creator Spiritus»), более 30 мотетов (7 респонсориев, 6 интроитов, 4 секвенции; ок. 10 мотетов написаны на небиблейские тексты), кводлибет «Amica mea / Ich stund an einem Morgen» и др. Ныне наиболее известны немецкие песни Ф., отличающиеся искусной полифонической разработкой и тщательным отношением к распеваемому тексту, например «Allein dein G’stalt», «Ach herzig’s Herz», «Von hin scheid ich». Особняком стоит шуточная песня на просторечный текст «Greiner zanner» («Слушай, ты, ворчун и брюзга!»). М. Лютер в «Застольных речах» (1537) ссылался на Ф. как на прославленного «перворазрядного художника» (лат. artifex primus). А. Орнитопарх в трактате «Musice active micrologus» (1517) поставил Ф. в один ряд с Й. Окегемом, И. Тинкторисом, А. Агриколой, Я. Обрехтом и Жоскеном Депре.

Его внучатый племянник Герман (1527–58), органист и теоретик музыки, автор трактата в 5 книгах «Музыкальная практика» («Practica musica», 1556; в Новое время полностью не издавался, переводы на современные языки фрагментарны). Инструкции по импровизационному исполнению вокальной полифонии, не выписанной в нотах орнаментики (у Ф. – coloraturae), снабжены примерами из сочинений других авторов и собственным мотетом (на текст Ф. Меланхтона), в котором досконально выписаны все украшения. Ценность представляют также замечания о реализации церковных ладов в многоголосии (Ф. допускал ладовую переменность внутри пьесы). В частых «лирических отступлениях» от инструктивного стиля проявил себя как гуманист, сторонник эволюционистского взгляда на историю. Призывал современных композиторов к более гибкому «риторическому» отражению текста, на который пишется музыка.

Лит.: Matzdorf P. Die «Practica musica» Hermann Fincks. Frankfurt, 1957; Kirby F.E. Hermann Finck on methods of performance // Music and Letters 42 (1961); Hoffmann-Erbrecht L. Henricus Finck, musicus excellentissimus (1445–1527). Köln, 1982.

Вернуться к началу