Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТСВА́НА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 466

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов
Тсвана. Знатная женщина.

ТСВА́НА (са­мо­на­зва­ние – Batswana, ус­тар. – бе­чуа­ны; зап. су­то), на­род груп­пы юж. бан­ту в Юж. Аф­ри­ке. Жи­вут на се­ве­ре ЮАР [4,1 млн. чел. (2011, пе­ре­пись); со­став­ля­ют 63,4% нас. Сев.-Зап. пров. (2,2 млн. чел.); про­жи­ва­ют так­же на за­па­де пров. Гау­тенг (1,1 млн. чел.), се­ве­ро-вос­то­ке Сев. Кап­ской пров. (373,1 тыс. чел.), се­ве­ро-за­па­де пров. Сво­бод­ное гос-во (Фри-Стейт) (140,2 тыс. чел.) и за­па­де пров. Лим­по­по (107 тыс. чел.)], юго-вос­то­ке Бот­сва­ны (в осн. ок­ру­га Юго-Вос­точ­ный, Кгат­ленг, вос­ток Юж. окр. и окр. Кве­ненг, юго-вос­ток Центр. окр.; осн. на­се­ле­ние стра­ны – 1,5 млн. чел., 2011, пе­ре­пись), юге Зимбаб­ве (юг Юж. Ма­та­бе­ле­лен­да – 90 тыс. чел., 2016, оцен­ка) и вос­то­ке На­ми­бии (юго-вос­ток р-на Ома­хе­ке – 15 тыс. чел.). Близ­ки к пе­ди и су­то. Язык тсва­на; рас­про­стра­не­ны так­же аф­ри­ка­анс и англ. яз. Ве­рую­щие – хри­стиа­не (ре­фор­ма­ты, ме­то­ди­сты, лю­те­ра­не, анг­ли­ка­не, ка­то­ли­ки).

На совр. тер­ри­то­рии из­вест­ны с 15–16 вв. Име­ли вож­де­ст­ва, под­чи­нён­ные суто. В 19 в. по­стра­да­ли от на­ше­ст­вий нго­ни (мфе­ка­не). В 1860–80-е гг. со­про­тив­ля­лись за­хва­ту сво­их зе­мель бри­тан­ца­ми и бу­ра­ми. В 1885 сев. часть их тер­ри­то­рии ста­ла брит. про­тек­то­ра­том Бе­чу­а­на­ленд, юж­ная – в 1895 во­шла в со­став Кап­ской ко­ло­нии. В ЮАР су­ще­ст­во­вал бан­ту­стан Бо­пу­тат­сва­на (1977–94), в На­ми­бии – Тсва­на­ленд (1968–89).

Тра­диц. за­ня­тия – ско­то­вод­ст­во (осо­бая по­ро­да круп­но­го ро­га­то­го ско­та) и руч­ное зем­ле­де­лие. Раз­ви­ты гон­чар­ст­во, пле­те­ние (ци­нов­ки, кор­зи­ны, со­су­ды для зер­на и пи­ва с гео­мет­рич. ор­на­мен­том), об­ра­бот­ка шкур. По­се­ле­ние – кра­аль, жи­ли­ще круг­лое с гли­но­бит­ны­ми сте­на­ми, кры­ша опи­ра­ет­ся на стол­бы. Круп­ное по­се­ле­ние с ре­зи­ден­ци­ей во­ж­дя на­счи­ты­ва­ло до 3 тыс. до­мо­хо­зяйств, в цен­тре на­хо­ди­лась пло­щадь (кот­ла). Оде­ж­да – на­бед­рен­ная по­вяз­ка и ко­жа­ный плащ (ка­росс). Со­хра­ня­ют­ся во­ж­де­ст­ва: Кхат­ла, Кве­на, Ма­ле­та (Ле­те), Нгва­то, Нгва­ке­це, Ро­лонг, Та­ва­на, Тло­к­ва, Фо­кенг, Тлха­пинг и дру­гие во гла­ве с во­ж­дя­ми (кхо­си, мо­ре­на). Ос­но­ву тра­диц. со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, пат­ри­ли­ней­ная ро­до­вая ор­га­ни­за­ция и воз­рас­тные клас­сы, фор­ми­руе­мые ка­ж­дые 4–7 лет во вре­мя ини­циа­ций и быв­шие ос­но­вой во­ен. ор­га­ни­за­ции. Во­ж­ди ис­пол­ня­ли еже­год­ный (пе­ред на­ча­лом по­ле­вых ра­бот) ри­ту­ал вы­зы­ва­ния до­ж­дя и др. об­ря­ды. Со­хра­ня­ют­ся ве­ра в ду­хов, культ пред­ков и вер­хов­но­го бо­га-твор­ца (Мо­ди­мо), кол­дов­ст­во, бо­га­тый фольк­лор; ха­рак­тер­ны ска­зы (дит­ла­ма­не), од­но­струн­ный фрик­ци­он­ный хор­до­фон с длин­ным гри­фом (се­ган­пу­ре), по­яв­ле­ние ко­то­ро­го свя­зы­ва­ют с рас­про­стра­не­ни­ем в пе­ри­од голл. ко­ло­ни­за­ции ев­роп. смыч­ко­вых ин­ст­ру­мен­тов (осо­бен­но трум­шай­та).

Лит.: По­те­хин И. И. Фор­ми­ро­ва­ние на­цио­наль­ной общ­но­сти юж­но-аф­ри­кан­ских бан­ту. М., 1955; Mоyo E. E. E. Tswa­na set­tle­ment stru­c­tu­res. Kam­pa­la, 1975; Schapera I., Co­ma­roff J. L. The Tswana. L.; N. Y., 1991.

Вернуться к началу